Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции воображения

Аналитико-синтетический характер процессов воображения.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы вооб­ражения состоят в мыслительном разложении исходных представле­ний на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический ха­рактер.

Перечислим приемы и способы процесса воображения.

1. Агглютинация — "склеивание", комбинация, слияние отдель­ных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях со­здался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2. Акцентирование или заострение — выделение и подчеркива­ние какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатури­сты выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наде­ляют объемистым животом.

3. Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, из­менение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

4. Схематизация — сглаживание различий предметов и выделе­ние черт сходства между ними. Так создаются национальные ор­наменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружаю­щего мира.

5. Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе А.М.Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь
человека, а берут тридцать—пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы".

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

яркости образов;

степени их реалистичности и правдивости, новизне, ориги­нальности;

широте воображения;

произвольности, т.е. умению подчинять воображение постав­ленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное вооб­ражение);

типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);

устойчивости.

Воображение многофункционально. Среди его важнейших фун­кций Р.С.Немов называет следующие.

Представление действительности в образах и возможность пользо­ваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе дея­тельности — создает психическую модель конечного или проме­жуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмо­ций. С помощью искусно вызываемых образов человек может об­ращать внимание на нужные события. Посредством образов он

получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего плана действий — способности вы­полнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности — составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не опре­делена.

Управление психофизиологическим состоянием организма. С помо­щью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пуль­са, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воображение и мышление. Воображение и творчество. Аналитико-синтетический характер процессов воображения | Воображение и мышление. Воображение и творчество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.