Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности. Социализация личности. Различают статистическую и динамическую структуры лично­сти

Различают статистическую и динамическую структуры лично­сти. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, харак­теризующая основные компоненты психики индивида. Основани­ем для выделения параметров личности в ее статистической моде­ли является различие всех компонентов психики человека «о сте­пени их представленности в структуре личности. Выделяют следу­ющие составляющие:

- всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощуще­ния, восприятие, мышление, эмоции);
- социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установ­ки, ценностные ориентации);

- индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характери­зующие индивидуально-типологические особенности, свойствен­ные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности мо­дель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существо­вания человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образо­ваний, а как личность, пребывающая в определенном психичес­ком состоянии, которое так или иначе отражается на сиюминут­ном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать ос­новные компоненты статистической структуры личности в их дви­жении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К.Плато­новым концепция динамической функциональной структуры лич­ности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опы­том (табл.).

Социализация личности представляет собой процесс ее форми­рования в определенных социальных условиях. Уже в детстве ин­дивид включается в исторически сложившуюся систему обществен­ных отношений. Этот процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией. Социализация осуще­ствляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, т.е. происходит становление и развитие личности.

Социализация осуществляется в процессе воздействия на ин­дивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обу­чение и случайные социальные воздействия в деятельности и об­щении. Ребенок социализируется, не пассивно принимая различ­ные воздействия, а постепенно переходя с позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него имеются потребности, и если в про­цессе воспитания учитываются эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка и формированию гар­монично развитой личности. В противном случае сформируется в большей или в меньшей степени деформированная, асоциальная личность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура личности. Социализация личности | Динамическая структура личности по К. Платонову
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.