Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии исследования и методы возрастной психологии




Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками

Проблемы современной возрастной психологии

1. Проблема биологической и социальной обусловленности психики и поведения человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.

3. Проблема соотношения обучения и развития.

4. Проблема деятельностного опосредствования процесса психического развития ребенка.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

1) детская психология (от рождения до 17 лет);

2) психология взрослых, зрелых возрастов;

3) геронтология или психология пожилого возраста.

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. В общей психологии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных эта­пах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагоги­ческая — с точки зрения воспитателя, учителя.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциаль­ная психология: дети одного возраста могут обладать разным уров­нем интеллекта и разными личностными свойствами. В возраст­ной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.

Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, педагогикой, анатомией, физиологией.

В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии:

1) Стратегия наблюдения. Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека, с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение – незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека лю­бого возраста. Наблюдение бывает: сплошное и выборочное, включенное и невключенное. Наблюдение – сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность на­блюдений; наблюдение за естествен­ным поведением ребенка.

2) Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

Метод поперечного среза – в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается опре­деленный аспект развития. В результате получают данные, характерные для этой группы детей – детей одного возраста, обучающихся по одной учебной программе.

Лонгитюдный метод или метод «продольного исследования». Здесь прослеживается развитие од­ного и того же ребенка в течение длительного времени.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Беседа – эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. Анкетирование – метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым).

Анализ продуктов деятельности – метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники).

Тестирование – диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

3) Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель – активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский).

Эксперимент - основной метод в возрастной психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя 3 этапа:

1) констатирующий этап (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы;

2) формирующий этап (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);

3) контрольный этап (его задача – оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы).

 

Тема № 2. Теории психического развития.
Основные закономерности психического развития человека

Цель: Обзор теорий детского развития в зарубежной и отечественной психологии.

Основные определения и персоналии: развитие, биогенетическая и социогенетическая концепции психического развития, теория конвергенции двух факторов; Э.Г. Геккель, К.Бюлер, С.Холл, А.Гезелл, Д.Уотсон, Скиннер, А.Бандура, З.Фрейд, Э. Эриксон, Штерн, Ж.Пиаже,Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин,М. И.Лисина.

План:

1. Категория развития в психологии и философии.

2. Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии.

3. Отечественная теория психического развития

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.