КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные аспекты профессиональной подготовки юриста в условиях информатизации общества
Учебные вопросы Концепция региональной информатизации и условия ее обеспечения. Основные положения Типовой программы региональной информатизации. Современные аспекты профессиональной подготовки юриста в условиях информатизации общества: информационные образовательные технологии, деловые игры, тренажеры, системы поддержки принятия решений. Информатизация – это социальный процесс повышения престижа информационных наук (математической теории информации, информатики, информологии и др.), распространение информационных методов в практической деятельности (напр., в юридической). В основе многочисленных связей между человеком и обществом лежат информационные процессы. Так, все политические, экономические, правовые и многие другие взаимоотношения имеют в своей основе информационный характер. Например, в основе судебного процесса лежит взаимодействие между данными, представленными фактами и свидетельствами, с одной стороны, и закрепленными в законодательной базе, иных нормативных актах, методами и процедурами, с другой стороны. В результате этого процесса образуется информация, которая закрепляется в судебном решении. Документированное в установленном порядке судебное решение, становится данными, которые будут востребованы на этапе исполнения решения (приговора). Иные общественные процессы, законодательный например, также имеют информационный характер. В России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня госполитики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления инновационных инфотехнологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта). Госполитика информатизации правовой сферы имеет конечной целью создание в России общенациональной системы правовой информации, посредством которой будет обеспечена правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, правовая государственность. Она призвана охватить территорию России, регионов субъектов Федерации, повысить уровень информационно-правовой деятельности органов местного самоуправления, госвласти и управления, правоохранительных органов. Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ: от 28.06.93 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России», где определены основные направления информатизации: информатизация правотворчества; информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности; информатизация правового образования и воспитания; правовое обеспечение процессов информатизации; от 4.08.95 г. № 808 «О президентских программах по правовой информатизации», определивший разработку программ правовой информатизации: органов государственной власти РФ; органов исполнительной власти РФ; органов государственной власти субъектов РФ. Состояние нормативного правового обеспечения по вопросам разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в России неоднократно экспертами оценивалось критически. Вместе с тем как информационное законодательство оно в основном сформировалось, несмотря на сложности его развития, и включено в структуру отраслей системы права Российской Федерации.[34] В настоящее время возрастает роль информационных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую информатизацию образовательной деятельности на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи: – обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время из автоматизированных мест пребывания, АРМ; – развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса; – создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в т.ч. личных пользовательских баз, банков данных и знаний обучающихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними. Образовательную среду, в которой осуществляются образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты: технические (используемые средства связи, телекоммуникационные, иные аппаратные средства); программно-технические (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения); организационно-методические (документы по организации учебного процесса, инструкции обучающимся и преподавателям). Под образовательными технологиями в высшей школе понимается система научных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы. Формируется прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий. Трактовка информационной образовательной среды формулирует ее понимание как информационную систему, объединяющую посредством сетевых технологий, программные и технические средства, организационное, методическое и математическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса подготовки специалистов Одной из характерных черт образовательной среды является возможность обучающихся и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам (мультимедийным комплексам, э-учебникам) вуза в любое время, из любой точки пространства - АРМ структурного подразделения (кафедры, филиала), интернет-кафе, домашний ПК. Помимо доступности учебного материала, важно обеспечить обучаемому возможность связи с преподавателем (тьютором) для получения консультации в он-лайн или офф-лайн режимах, индивидуальной «навигации» в освоении того или иного предмета. Важной для студентов останется возможность личного развития и профессионального роста; программы получения степени и короткие курсы, возможно, будут пользоваться одинаковым спросом; резко возрастет потребность в программах профессионального обучения и аспирантских программах. Они будут стремиться к академической мобильности, гибкому режиму обучения, модульным программам, которые позволят накапливать зачетные единицы трудоемкости дисциплин, свободно переводиться из вуза в вуз с учетом предыдущего опыта, знаний и навыков. Сверхзадача понимания и реализации проблемы информатизации высшего образования состоит в ее конечном результате: а) достижении глобальной рационализации интеллектуальной деятельности в обществе за счет использования новых ИТ с целью повышения эффективности и качества подготовки специалистов; б) обеспечена подготовка кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. Информационные технологии приносят возможность и необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения к креативной модели, От модели передачи знаний от преподавателя к студентам к модели, когда в учебной аудитории с помощью нового технологического и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или процесс, и обучающиеся под руководством преподавателя должны применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработки решения поставленной задачи. Специалисты считают, что развитие традиционных и инновационных технологий должно идти по принципу дополнительности и взаимокоррелирования, что, в свою очередь, позволяет говорить о принципиально новом измерении образовательной среды 2.0 —ассоциирующем в себе всю совокупность информационно-образовательных технологий. Интернет включает в себя гипертехнологию Web 2.0, успех которой объясняется тем, что она может “дать всем все”… Тем не менее, всегда найдется область для применения технологий прежнего уровня, напр., э-почта, э-конференции. Социальный проект «Образование 2.0»[35]. Использование Web 2.0 в учебном процессе. Еще в сентябре 2005 года Тим О'Рейли, сторонник «открытого распространения знания об инновациях», опубликовал знаковую статью «Что такое Веб 2.0»[36]. Возможно, двунольный термин простой маркетинговый ход, не несущий в себе нового содержания. Однако анализ парадигмы Веб 2.0 обнаруживает ее удивительное сходство с современными инновационными подходами в образовании. Более того, те принципы, о которых адепты Веб 2.0 заговорили только в XXI веке, в образовании были провозглашены гораздо раньше. В качестве базовых принципов Веб 2.0 называются интерактивность, синдикация и социализация: Интерактивность. Веб 2.0 - это платформа, т.е. такая технология наполнения сайта содержанием, когда он становится тем лучше, чем больше людей им пользуются — посетители активно формируют сайт, наполняя и многократно редактируя его содержание. В Веб 1.0 содержание сайта (значительной его части) определялось разработчиками, а не пользователями; сайт являлся в основном носителем информации, подобно бумажной книге. Платформы же Веб 2.0 выступают, по выражению О'Рейли, лишь посредниками между пользователями в обмене их онлайновым опытом, т.е. их личным живым знанием. Синдикация (mash-up) - полное или частичное использование в качестве источников информации других сервисов Интернет (напр., т.н. RSS-каналов), за счет чего пользователю предоставляется новая функциональность для работы. Сервис, использующий mash-up, может также становиться источником информации для других mash-up сервисов. Образуется сеть интегрированных, зависимых друг от друга сервисов. Социализация — использование технологий, которые позволяют создавать сообщество. В это понятие обычно включаются: возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны для пользователя, чтобы реализовать его уникальность; поощрение, поддержка и доверие «коллективному разуму»; технологии, которые позволяют сообществу саморегулироваться и ставят пользователям дополнительные цели, стимулы присутствия на сайте (соревновательный элемент, система репутаций и пр.) Заметим, что данные принципы не являются новыми для педагогов, активно занимающихся инновационным образованием. Видимо, педагогическое общество смотрело далеко вперед, раз схожие идеи независимо возникли в разных странах, в разное время и в иной, но достаточно близкой сфере деятельности. Гольдин А.М. в работе «Образование 2.0: взгляд педагога» сформулировал базовые принципы Образования 2.0 [37] в их сравнении с классической образовательной парадигмой и с принципами Веб 2.0. Под «Образованием 2.0» понимают совокупность таких базовых принципов и основанных на них образовательных систем, которые адекватны цели образования в постиндустриальную эпоху, в информационном обществе, - созданию условий для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора. В Образовании 2.0 выделяют три базовых принципа: субъектность, избыточность и сотрудничество. Принцип субъектности. В традиционной (Образование 1.0) классно-урочной системе под содержанием образования обычно понимается «подлежащая усвоению учащимися часть социально-культурного опыта, отобранная в соответствии с образовательными целями». Такое содержание определяется основной образовательной программой (ООП) - совокупностью рабочих программ дисциплин (РПД) рабочего учебного плана (РУП). В Образовании 2.0 содержанием образования является деятельность, направленная на усложнение (уменьшение неопределенности, структуризацию, повышение членораздельности) личной картины мира обучающегося в той или иной предметной области; не существует составленных заранее, в отрыве от обучающихся, учебного плана и программ. Содержание образования всегда субъектно, т.е. формируется не составителями программ, а самими обучающимися «здесь и сейчас», в ходе их личного движения в мире большой культуры и по индивидуальным образовательным траекториям[38]. Непосредственным следствием из этого принципа является тезис о субъективности всякого знания. Знание понимается в первую очередь как надстройка над личным опытом, продукт психической деятельности по осмыслению и структуризации этого опыта. Образовательная организация — это не учреждение, где организуется трансляция «системы знаний» обучающимся (в передовых, развивающих технологиях). Образовательная организация — это в первую очередь специально организованное пространство (платформа, по О'Рейли) для обмена частным знанием участников образовательного процесса. Безусловно, в этом обмене участвует и частное знание удаленных в пространстве или во времени людей, закрепленное в артефактах культуры, в специальной учебной литературе. Но при этом учебник из «носителя объективного знания» превращается лишь в один из элементов образовательной среды. Принцип избыточности является необходимым условием для реализации принципа субъектности. Личное знание обучающихся не формируется по образовательной программе, а развивается в специально организованной избыточной образовательной среде. Под избыточностью мы понимаем насыщение образовательного пространства носителями знания - разновозрастность состава обучающихся, наличие разнообразной литературы (не только учебников, монографий), возможность работы с экспертами (профессиональными педагогами в т.ч.), с телекоммуникационными сетями (Интернет, локальные э-ресурсы), организация предметно-практической деятельности (работа с лабораторным оборудованием, с артефактами культуры, реальная продуктивная деятельность). Такая заведомо избыточная образовательная среда дает возможность каждому обучающемуся накопить необходимый для развития личного знания опыт деятельности, выстроить личную образовательную траекторию. Работа педагога в образовательной системе, построенной на принципах Образования 2.0, состоит не в изучении программы, но в организации разнообразной деятельности обучающихся в образовательной среде. Различие этих подходов в организации интенсивного и разнообразного взаимодействия обучающихся с миром большой культуры, накоплении их личного опыта и его дальнейшем структурировании. Принцип сотрудничества, или Педагогика сотрудничества. В Образовании 2.0 принцип сотрудничества понимается как реальное равноправие участников образовательного процесса, учеников и учителей. Учитель-лидер (педагог) является не столько «носителем знания», сколько равноправным партнером по учебной коммуникации. Он (как и всякий участник образовательного процесса) приходит в школу учиться, развивать себя, для чего ему необходима коммуникация с учениками. Собственно, в организованном т.о. образовательном процессе грань между понятиями «учитель» и «ученик» постепенно стирается. Второй после равноправия составной частью принципа сотрудничества является наличие у каждого участника образовательного процесса (и учителя) личного статуса - неодинакового и динамически меняющегося в различных предметных областях и в различных составляющих образовательного процесса. Принято выделять четыре уровня такого статуса: посетитель (гость), клиент, постоянный член группы для занятий, эксперт. Подчеркнем, что, во-первых, статус не назначается, а естественным образом определяется самим образовательным сообществом; и, во-вторых, у одного и того же человека может быть множество статусов в различных предметных областях. Так, учитель может выступать экспертом в методах решений определенного класса задач и одновременно посещать занятия по современным информационным технологиям как гость. В то же самое время ученик может заниматься спецкурсом в статусе клиента и одновременно быть экспертом по компьютерным технологиям. От двуполярной иерархии «учитель–ученик» мы переходим к многополярной структуре равноправных статусов. Конкретные процедуры определения статуса зависят от особенностей той или иной образовательной системы в рамках Образования 2.0. Третьей составляющей принципа сотрудничества является замена «отметок успеваемости» (на основе соотнесения учебных результатов ученика с ГОС), рейтинговой системы мониторингом личных образовательных достижений в форме открытых резюме (портфеля достижений). Важно при этом, что предметом мониторинга являются не достижения по освоению образовательной программы, а именно личные достижения. Причем речь идет не об оценке ученика учителем, а о взаимооценке достижений образовательным сообществом. Образовательная система, базирующаяся на перечисленных выше принципах Образования 2.0, должна удовлетворять двум условиям: а) открытости образовательной системы, б) наличию адекватной модели знания, когнитивной модели в целом. Открытость образовательной системы означает возможность свободного (т.е. самостоятельного и ответственного) выбора каждым участником образовательного процесса группы для занятий, познавательных объектов, видов деятельности и партнеров по учебной коммуникации. Понятно, что так понимаемая открытость не сочетается с регламентацией образовательного процесса учебным планом и образовательной программой - в Образовании 2.0 эти документы играют совершенно другую роль, регламентируя не деятельность учащихся, а условия и порядок предоставления образовательных услуг. Адекватная когнитивная модель, основанная на представлениях о знании как о психическом органе, который базируется на личном опыте индивида и развивается под воздействием учебной коммуникации в избыточной культурно-информационной среде, является фундаментом для построения соответствующих образовательных технологий, составляющих в совокупности ту или иную образовательную систему поколения 2.0. Наиболее известными когнитивными моделями этого ряда являются на сегодня модель живого знания (В. Зинченко), модель знания-органа (М. Балабан) и когнитивная модель в рамках созданной (А. Лобком) системы вероятностного образования. Очень близкими к принципам Образования 2.0 являются образовательные системы Селестена Френе (Франция) и особенно Саммерхилл-скул А. О'Нилла (Великобритания). В США, Канаде, Германии, Бельгии, Нидерландах и Японии успешно функционирует сеть частных школ Садбери Велли (более 35 школ); отметим движение за продуктивное образование, основанное на принципах Образования 2.0. Из российского опыта этим принципам соответствуют система вероятностного образования А. Лобка, реализуемая в Екатеринбурге с 1991 г., а также образовательная система М. Балабана «Школа-парк», работа в рамках которой велась двумя экспериментальными площадками: московским НПО «Школа самоопределения» в 1995–2007 гг. (А. Тубельский, О. Леонтьева, Т. Шагова) и екатеринбургскими школами 95 и 19 в 1993–2003 годах (А.Гольдин).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |