Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастной психологии




Краткий исторический очерк возникновения

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И основные теоретические проблемы ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Лекция 1.

КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

VI. Запуск программы и решение уравнения

IV. Разработка программы решения и копирование ее на дискету

III. Разработка блок-схемы алгоритма решения

II. Разработка алгоритма решения

I. Краткое описание метода половинного деления

Математическая постановка задачи

Форма отчета по контрольной работе

С заданной погрешностью

……..

……..

……..

V.Таблица с вычислениями для ручной проверки корректности программы

……..

……..

VII. Ответ с заключением по достигнутой точности решения


Пример таблицы с вычислениями

 

i a b f(a) ci f(ci) f(a)* f(ci) xi Ei
                 
                 
                 
                 
i ai b i f(a i) ci=0,5(a i+b i) f(ci) f(a i-1)* f(ci) xi=ci Ei
i+1 ai+1 b i+1 f(a i+1) ci+1=0,5(a i+1+b i+1) f(ci+1) f(a i+1)* f(ci+1) xi+1 Ei+1

 

 

Содержание

 

1. Краткий исторический очерк возникновения возрастной психологии.

2. Предмет возрастной психологии.

3. Основные разделы возрастной психологии.

4. Основные теоретические проблемы возрастной психологии.

 

 

 

Возрастная психология является самостоятельной отраслью психологической науки, которая сформировалась как и общая психология на рубеже 19-20 столетия. Формирование возрастной психологии как научной дисциплины связано с появлением представлений о качественном различии психики ребенка и взрослого человека, о наличии специфических закономерностей детской психики. Кроме того в этот период появляется необходимость анализа процесса формирования и развития психики человека от его рождения до смерти, которую и начинает решать возрастная психология или, как она называлась и до сих пор называется за рубежом, психология развития.

Возникновение детской (возрастной) психологии именно в этот период обусловлено рядом причин:

1. Прежде всего следует отметить требования практики обучения и воспитания, указывающие на необходимость знания законов естественного развития ребенка для их учета в учебно-воспитательном

Интерес к особенностям детской психики в связи с задачами обучения и воспитания был свойственен всей передовой научно-педагогической мысли Нового времени, начиная от Х.Вивеса, Я.А.Коменского и Дж.Локка. Во второй половине 18 века этот интерес, резко обострившийся в связи с подъемом экономической жизни и потребностью в новых формах образования, запечатлели труды Ж.-Ж.Руссо и И.Песталоцци. Последний прямо указывал, что хочет построить весь процесс обучения на психологической основе. Но такая основа еще не была подготовлена наукой.

Еще в начале 19 века о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников писал Фребель. В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К.Д. Ушинский. В своей работе “Человек как предмет воспитания”(1867) он писал: “ Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”. Для этого надо исследовать влияние на детей таких форм культуры, как язык, религия, право, искусство, которые Ушинский называл образующими психики человека. Изучая формирование нравственного поведения детей, Ушинский отмечал значение “полурефлексов”, то есть выученных рефлексов, привычек, которые становятся основой нравственной жизни и поведения человека и формируются в детстве.

По-настоящему задача связи между педагогикой и психологией встала с середины 19 века, в связи с развитием всеобщего обучения. До тех пор пока образование было преимущественно домашним, нетрудно было осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его особенности и интересы, сделать обучение для него легким и занимательным, подобрать индивидуальный темп обучения. В то же время при большом количестве детей в классах массовой школы такой индивидуальный подбор адекватных методик был неосуществим. Поэтому было необходимо исследовать общие для всех детей механизмы и этапы психического развития с тем, чтобы дать объективные рекомендации: когда, в каком возрасте и в какой последовательности можно обучать любых детей, какие приемы наиболее адекватны для детей определенного возраста.

Этими требования объясняется и тот круг проблем, которые решали ученые того времени: это были, главным образом, исследования факторов, обусловливающих содержание и направление развития интеллектуальной сферы ребенка и этапов его познавательного развития.

2. Развитие детских отраслей медицины, педиатрии требовало знаний не только о физическом развитии человека, но и о психическом его развитии. Некоторые врачи связывали ту легкость, с какой большинство детей переносят довольно тяжелые заболеваний, которые для взрослых могут окончиться летальным исходом (смертью), с отсутствием страха перед заболеваний, с иным психологическим отношением ребенка к болезни.

3. Потребность общей психологии в создании теории психического развития человека и разработке специальных методов исследования развивающейся психики, и в частности психики ребенка, так как было установлено, что приемы для выявления психических свойств ребенка и взрослого резко различаются.

4. Наконец, большое влияние на развитие науки о детстве оказало развитие биологических наук. В частности эволюционная теория Ч.Дарвина и генетические идеи, сформулировавшие принцип развития в биологии и раскрывающие их основные механизмы и закономерности. Наблюдение биологов-эволюционистов за детской психикой было новым подходом как в методическом отношении, так и с точки зрения интерпретации наблюдаемых фактов. Биолог выделял прежде всего объективные проявления психической активности, стремясь понять их приспособительный смысл в жизни как индивида, так и всего вида. Мысль о единстве эволюции этих двух форм жизни - онтогенетической и филогенетической - вызвала специальный интерес к изучению детской психики. Идеи биологов-эволюционистов нашли свое отражение в очень многих психологических теориях развития.

Таким образом, развитие различных отраслей знания и практики, нуждающихся в более глубоких и детальных знаниях об особенностях психики ребенка, становится одной из причин развития возрастной (детской) психологии.

Возрастная и детская психология относится к числу тех психологических наук, о которых говорят, что у них длинная предистория и короткая история. Предисторией научного подхода к психологии детства является многовековой опыт наблюдения за детьми и их воспитания, который воплотился в народных традициях, фольклоре, литературе. Все известные из истории педагогики системы воспитания исходили не только из исторически определенных целей и задач, но и из тех или иных представлений о природе ребенка, характере связей между воспитательными воздействиями и их результатами. Однако наука о ребенке могла быть создана только при условии признания качественного своеобразия детской психики, отказа от чисто количественных сопоставлений особенностей психики ребенка с психикой взрослого человека.

До появления детской психологии как науки в ребенке видели уменьшенную копию взрослого, воспринимали детей как маленьких взрослых. Сравнивая себя с детьми, взрослые рассуждали “больше” - “меньше”, “хорошо” - “плохо”: взрослые воспринимают мир правильно, а дети ошибаются, взрослые думают хорошо, дети - плохо, для взрослых отношения с другими людьми важны и существенны, а для детей - пустяки: поплачут и перестанут. Такое отношение проявлялось и в литературе и в искусстве. Анализ живописных работ мастеров прошлого с изображением детей показывает, что зачастую перед нами фактически уменьшенные взрослые, лишенные личностного своеобразия. В русском искусстве, как отмечается в специальных исследованиях, только в 19 веке живописцы начинают по-настоящему проявлять интерес к детской психологии. Разумеется можно предположить, что такой подход связан не с тем, что психология ребенка уподоблялась психологии взрослого человека, а с тем, что психология взрослого человека в тот исторический период не на столько качественно отличалась от психологии ребенка, чтобы можно было почувствовать это различие. И только постепенное развитие общественных отношений, их усложнение приводить и к усложнению психологии взрослого человека, что в свою очередь ставит проблему воспитания общественно значимых психологических особенностей личности взрослого, так как они отсутствуют у ребенка.

Одним из первооткрывателей детства как качественно своеобразного этапа жизни по праву считается великий французский просветитель, писатель, философ и педагог Жан Жак Руссо.

По мнению Руссо, ребенок появляется на свет счастливым, добрым и совершенным. Но общество и неправильное воспитание искажают его и делают несчастным. Придавая огромное значение воспитанию, он считал, что оно “должно начинаться со дня рождения ребенка. Какая пора более выгодна для воспитания их характеров, чем та, когда совсем не приходится их переламывать”. Правильное воспитание предполагает учет природных и возрастных особенностей ребенка. В связи с этим Руссо создает первую периодизацию возрастного развития, включающую следующие периоды: от рождения до 2 лет, от 2 до 12 лет, с 12 до 15 лет, с 15 до 22, с 22 до 24.

Каждый из периодов имеет свое своеобразие, которое, по мнению Руссо необходимо учитывать при воспитании ребенка.

Первый период - от рождения до двух лет - с точки зрения Руссо, надо посвятить физическому развитию ребенка. он считал, что в это время у детей еще не развивается речь, и был противником ее раннего развития.

Второй период - с двух до двенадцати лет - необходимо посвятить сенсорному развитию детей. Руссо считал, что развитие ощущений является основой будущего развития мышления. Поэтому он выступал против раннего обучения, доказывая, что систематическое обучение должно начинаться только после двенадцати лет, когда заканчивается “сон разума”.

Целенаправленное обучение следует осуществлять в период с двенадцати до пятнадцати лет, когда ребенок может адекватно воспринять и усвоить предлагаемые знания. Однако эти знания должны быть связаны только с естественными и точными науками, а не с гуманитарными, так как моральное развитие, развитие чувств у детей происходит позднее.

В четвертом периоде - от пятнадцати лет до совершеннолетия - как раз и происходит развитие чувств у детей после накопления определенного жизненного опыта. Это время Руссо называл “периодом бурь и страстей” и считал, что в этот период необходимо выработать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

Взгляды Руссо оказали огромное влияние на многих педагогов и психологов последующих поколений.

Систематическая работа по изучению детской психологии началась с накопления конкретных фактов о психическом развитии ребенка, которые излагались в книгах дневникового характера. Первой из таких работ была книга немецкого философа Д.Тидемана “Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка” (1787 г.). Это была первая попытка подробного и последовательного описания психического развития ребенка. Указывая, что искусство воспитания до сих пор не опиралось на изучение развития душевных свойств с точной датировкой его период, Тидеман представил результаты своих наблюдений за одни мальчиком от рождения до трех лет. Он фиксировал, как постепенно, неделя за неделей, месяц за месяцем происходя изменения в сенсорике и двигательной области, как на восьмой неделе возникают аффекты, на седьмом месяце - произвольная артикуляция звуков и т.д.

Затем лишь во второй половине 19 века появляется несколько специальных исследований, которые ознаменовали создание детской психологии как науки. Ценные наблюдения за психическим развитием детей содержали работы О.Гейфельдера (1857), книга выдающегося врача Л.Кусмауля “Исследования над душевной жизнью новорожденного “(1859) и др. Дневниковые записи о развитии собственного сына Френсиса опубликовал Ч.Дарвин (1877).

Отцом детской психологии по праву считается английский эмбриолог и психолог В.Прейер. Если до него исследовали отдельные проблемы и давали беглые эскизы развития психики ребенка, то Прейер взялся за целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение. Прейеровские записи отличала не только свойственная натуралисту точность, они возникали в ходе его эмбриологических исследований, как попытка перейти от изучения жизненных процессов в утробный период к их анализу в первые годы жизни. Важнейшей особенностью внеутробной жизни Прейер признал психогенез - возникновение и развитие актов, относимых к категории психических. В его книге “Душа ребенка” (1882) давалось описание психического и биологического развития ребенка от рождения до трех лет. Испытывая влияние эволюционного подхода, В.Прейер в своей книге сделал попытку проследить психогенез, выявив и описав последовательность отдельных моментов развития. Он сделал вывод, что в области психического развития проявляется биологическая наследственность, которая и является, в частности, основой индивидуальных различий. Обращение к фактору наследственности, который, согласно Прейеру, играет в психогенезе такую же важную роль, как личная деятельность самого ребенка, было принципиально новым в трактовке психических категорий. С этой точки зрения был подвергнут критике традиционный эмпирически ассоциативный взгляд на развитие детской души. Она не могла больше рассматриваться как “чистая доска”, исписываемая личным опытом. Прейер писал: ”Еще до рождения ребенка белый лист нервно-психической организации его исписан уже множеством неясных, неразборчивых и невидимых знаков, представляющих собой следы чувственных восприятий, испытанных давно минувшими поколениями” (Прейер Б. Душа ребенка. СПб, 1891, с. 10). Свою книгу он рассматривал как попытку отыскать ключ к “иероглифам души ребенка”.

Прейер стремился не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов, речи, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов. С этой целью в приложении к своей книге Прейер поместил образец дневника, который намечал канву изучения детей каждого возраста. После Прейера становится популярной тщательная и систематическая запись наблюдений за последовательностью возникновения и усложнения двигательных, эмоциональных и речевых реакций ребенка.

Дневниковые наблюдения на протяжении длительного времени оставались единственным методом исследования психического развития детей и не утратили своего значения и в современной возрастной психологии. Немало дневников родителей опубликовано в нашей стране до революции и в советское время. В первой четверти 20 в. были изданы дневники наблюдений за развитием детей И.Л.Сикорского, Э.И.Станчинской, Л.Павловой, Л.Левоневской и др. В наши дни особого внимания заслуживают дневники, созданные профессиональными психологами И.А.Менчинской, В.С.Мухиной.

Однако с расширением предмета психологических исследований недостаточность только дневниковых наблюдений становилась более очевидной. Кроме того, субъективность дневниковых записей ограничивала область использования полученных материалов. Поэтому такое значение имело появление новых методов, дававших возможность объективного и последовательного исследования генезиса психики ребенка.

Кроме методов, разработанных в экспериментальной лаборатории Вундта, большое значение имели исследования памяти, проведенные Эббингаузом, а также работы Гальтона, прежде всего его методы исследования индивидуальных различий. Накапливая данные о развитии детей, детская психология нуждалась и в методах математической обработки. Этой цели служили разработанные Гальтоном основы математической статистики, как и работы его ученика Пирсона, занимавшегося проблемами корреляции. Эти работы дали возможность в дальнейшем сформировать целую систему объективных методов психологического исследования детей, в том числе тесты и естественный и формирующий эксперименты.

Интерес к проблемам детской психологии, возникший первоначально в Европе, распространился и в США. С.Холл (1844-1924), ученик основателя научной психологии Вундта, после возвращения из Европы в Америку начал активную пропаганду реформы педагогики на основе изучения природы ребенка, стремился определить пути построения воспитания и обучения, опираясь на знания детской психологии. В 1883 г. он организовал при Балтиморском университете первую в США психологическую лабораторию по изучению ребенка, результаты работы которой применялись в педагогической практике, а также начал издавать журнал, посвященных проблемам детской психологии. Большой размах исследования в области детской психологии приобретают после создания в 1893 г. “Национального союза для исследования детей”. В этом же году учеником С.Холла О.Хризманом был предложен термин для обозначения новой науки о ребенке - “педология”, который употреблялся как синоним терминов “психология ребенка”, “педагогическая психология” и др.

Большой размах исследования детской психологии получили в Европе в начале 20 в. От накопленных фактических данных о психическом развитии отдельных детей ученые перешли к попыткам создания общих теорий психического развития. Потребность в таких теориях ощущалась особенно остро в связи с тем, что в естественных науках широкое распространение получили идеи развития, связанные с эволюционным учением Ч.Дарвина. Генетический принцип привлек к детской психологии значительные научные силы: В.Штерн, Э.Клапаред, К.Бюллер, Ж.Пиаже, А.Валлон, Р.Заззо и др. Ученые искали материал для решения не только практических вопросов, связанных с созданием научных основ воспитания, обучения и лечения детей, но и ряда философских, исторических и общепсихологических проблем.

Особое значение для развития психологической науки имеет научное творчество крупнейшего психолога нашего времени Жана Пиаже (1896-1980). Почти 60 лет отдал Ж.Пиаже научной деятельности. Он поднял детскую психологию на такую высоту, что она заинтересовала крупнейших ученых нашего века.

Большое влияние на развитие детской психологии оказал и выдающийся французский психолог-марксист Анри Валлон (1879-1962). Особенно важны его работы “Психическое развитие ребенка” (1941), “От действия к мысли”(1941), “Источники детского мышления” (1945).

Значительный вклад в развитие возрастной психологии внесли советские педагоги А.С.Макаренко, Сухомлинский и советские психологи П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Б.Г.Ананьев, Божович и др.

Несмотря на то, что возрастная психология имеет более чем столетнюю историю становления, нельзя сказать, что все ее основные проблемы уже полностью решены. Каждое поколение ученых-психологов предлагает свой взгляд, свой подход к их решению. Сегодня практически нет какой-то единой теории, способной дать четкое представление об основных закономерностях и особенностях психического развития человека. В современной психологии существует несколько наиболее распространенных подходов, раскрывающих специфику развития человека в самых разных аспектах: психоаналитический, когнитивный, поведенческий (бихевиористический), гуманистический, деятельностный, системный и другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.