Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лонгитюдинальный (лонгитюдный) метод




Сравнительный метод

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Лекция 2.

(Классификация методов научно-психологического исследования по Б.Г.Ананьеву.)

Содержание

1. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный).

2. Эмпирические методы.

3. Приемы обработки данных.

4. Интерпретационные методы.

 

Возрастная психология использует всю ту систему методов, которая разработана в современной психологии, в ее различных отраслях, и представляет собой общую совокупность научно-исследовательских средств психологии. Наиболее полную классификацию научно-исследовательских методов современной психологии предложил выдающийся отечественный психолог, академик Б.Г. Ананьев, опираясь на которую, мы и рассмотрим основные методы исследования психического развития и возрастных особенностей психики человека.

 

1. К первой группе методов относятся организационные методы, основная задача которых - определение стратегии психологического исследования. Эти методы определяются основными задачами и целями исследования, и в свою очередь они определяют выбор эмпирических (исследовательских) методов, с помощью которых мы получаем факты, в которых отражена изучаемая нами психическая реальность. Они регулируют взаимодействие всех других методов, вводимых в тот или иной момент исследования. К этой группе методов относятся:

Комплексный метод

Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим - в виде концепций, практическим - в виде определенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, управления и т.п.)

К наиболее сложившимся и проверенным на опыте организационным методам относится сравнительный метод, видоизменяющийся в различных психологических дисциплинах. Суть сравнительного метода: сравнение психологических особенностей вычлененных по различным критериям “выборок”, т.е. групп испытуемых. В эволюционной биопсихологии, носящей также название сравнительной, где впервые был предложен данный метод, исследование организуется сопоставлением (одновременным и последовательным) разных ступеней эволюции или разных уровней развития по определенным параметрам. Первоначально сравнительный метод применялся в целях изучения филогенеза поведения и психической деятельности, но затем был специально применен для изучения онтогенетической эволюции, например у приматов. Сравнительный метод как общий в организации исследования, направляющий его ход и регулирующий взаимодействия всех методик, широко применяется в общей психологии (как сопоставление различных контингентов испытуемых или “выборок”), в специальной психологии (различных типов малых групп, демографических, профессиональных, этнографических и других контингентов), в патопсихологии и психодефектологии (сравнение людей с дефектами: сенсорными, моторными, интеллектуальными, со здоровыми, нормально видящими, слышащими и т.д.).

В возрастной психологии сравнительный метод выступил как специальный метод возрастных, или “поперечных”, срезов. Подавляющая часть исследований в возрастной психологии, хотя и отличается по экспериментальной методике и технике, по проблемам и теоретическим конструкциям, выполнена подобным способом. Сравнительные возрастные исследования могут охватывать различные фазы одного или двух смежных периодов (например, детства и отрочества), но в отношении всего комплекса изучаемых явлений (например, восприятия или мышления). Таковы капитальные исследования Ж.Пиаже и Инельдер в области генезиса мышления.

Другую модификацию сравнительно возрастного метода представляет выборочное сопоставление отдельных периодов, производимое с целью выявления эволюционно-инволюционных характеристик динамики изучаемого психического процесса. К числу наиболее интересных и поучительных исследований такого рода относится цикл исследований А.А.Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти: сопоставлялись особенности некоторых мнемических процессов у дошкольников, школьников, взрослых людей. В этом исследовании взрослые играют роль эталона и комплекса критериев для сравнительной оценки степени формируемости или сформированности мнемического процесса.

Сравнительный метод в возрастной психологии до середины 60-х годов был главным и наиболее распространенным для организации всего исследовательского цикла. Параллельно с ним в возрастной или генетической психологии стал разрабатываться и применяться лонгитюдинальный метод. (Р.Заззо) Лонгитюдинальный метод более точен в определении возможностей развития, и его преимущество перед методом возрастных срезов сказывается при решении двух проблем: 1) предвидение дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза; 2) определение генетических связей между фазами психического развития. Лонгитюдинальный метод устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов (сравнительно возрастного), как уравнение всех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом деле не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. Лонгитюдинальный метод сложнее метода “поперечных” срезов, он более индивидуализирован и поэтому применим в организации исследования в области возрастной и генетической психологии.

Путь непрерывного прослеживания хода психического развития заранее определен программой, рассчитанной на ряд лет; на короткие дистанции применение его неэффективно. Длительное наблюдение и постоянное воспроизведение тех или иных функциональных проб (тестов), сопоставимых по определенным критериям экспериментальных заданий, при одновременном использовании других методов (биографического, анализа продуктов деятельности и т.д.) - все это характеризует полиоперациональный состав лонгитюдинального метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла. Результаты лонгитюдинальных исследований позволяют достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой. Однако построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, - дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченного небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода “поперечный” срезов. Именно поэтому Р.Заззо рекомендовал сочетать обо метода в генетической психологии.

Комплексный метод направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение концепции целостности изучаемых феноменов. Комплексный метод предполагает использование в исследовании конкретного феномена методов различных научных дисциплин. Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающихся связей и взаимосвязей между явлениями разного рода (например, физического и психического развития, социального статуса личности и ее характерологических свойств, экономических показателей производительности труда и индивидуального стиля трудовой деятельности и т.д.). Комплексные исследования предъявляют особые требования к построению оптимальных режимов исследования, оперативного управления разнородным составом методик, с помощью которых добывается и обрабатывается (особенно статистически) большой материал, на основании которого делаются выводы о совершенствовании тех или иных областей практики.

 

2. Вторую, самую обширную группу методов, составляют эмпирические способы добывания научных данных, образования фактов. В свою очередь эта группа методов может быть разделена на две большие подгруппы, в зависимости от особенностей получаемых фактов. Основные методы - это методы позволяющие получать еще неизвестные науке данные о психической реальности, они позволяют раскрывать общие законы и закономерности, механизмы и особенности психических явлений. Вспомогательные методы - это методы, которые позволяют выявить проявление общих законов, закономерностей и механизмов в индивидуальной психике конкретного человека, определить индивидуальные особенности его психики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.