Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Основные типы финансовой политики государства




Предметом изучения и базисной составляющей финансовой политики как организационно-экономической категории (объектом ее воздействия) выступает следующая совокупность финансовых отношений:

• отношения формирования налоговых и неналоговых доходов системы бюджетов;

• отношения использования доходов системы бюджетов (расходования ее доходной части);

• отношения формирования доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов (федеральных и региональных);

• отношения использования доходов (расходования средств) бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• отношения, связанные с регламентацией государством (муниципалитетами) хозяйственно-финансовой деятельности с полной или смешенной государственной (муниципальной) собственностью (установление регулируемых цен, финансирование из бюджета, перераспределение прибыли, налоговое льготирование и т. д.).

В отличие от экономической категории финансов, организационно-экономическая категория финансовой политики выступает категорией императивного управления финансами через систему других организационно-экономических категорий: финансовое право, систему финансов, финансовую систему, финансовый механизм.

Связь управленческого, императивного начала организационно-экономической категории финансовой политики с объективной ее основой осуществляется через функции экономической категории финансов. Вопрос о функциональном предназначении финансов также является дискуссионным. Мы поддерживаем точку зрения Э.А. Вознесенского, которая, по-нашему мнению, является наиболее обоснованной и в последние годы считается наиболее общепризнанной (в частности, В.П. Иваницким, М.В. Романовским, М.Г. Сычевым и др.).

Имеется в виду, что финансы выполняют три функции, отражающие общественное предназначение искомой категории, ее специфику в системе денежных отношений и связь с практическими формами их реализации:

1) функция образования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (доходов);

2) функция использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (доходов);

3) контрольная функция.

Любой тип управления включает в себя четыре взаимосвязанных компонента (элемента): планирование, организацию, регулирование и контроль.

Поэтому и финансовая политика как императивная управленческая категория реализуется в государственном (муниципальном) финансовом планировании, организации процесса формирования и использования государственных (муниципальных) фондов денежных средств, государственном финансовом регулировании и государственном финансовом контроле.

Реализация финансовой политики происходит в виде комплекса мер, воплощаемых в финансовом праве, системе финансов, финансовой системе и финансовом механизме с целью наиболее полного выполнения финансами своих функций. Через нормы финансового права и элементы финансовой системы и финансового механизма происходит реализация положений финансовой концепции государства. Наибольшую значимость в отрасли финансового права занимает бюджетно-налоговое право, в котором непосредственно реализуется законодательно-правовая форма бюджетно-налоговых отношений, организованных в бюджетно-налоговую систему и бюджетно-налоговый механизм. Бюджетные и налоговые отношения становятся таковыми и могут функционировать, а финансовая (бюджетно-налоговая) политика может материализоваться в какие-либо результаты только после принятия соответствующих законодательно-правовых актов, то есть, приняв форму правовых отношений, регламентирующих процессы образования и использования государственных (муниципальных) фондов (доходов).

Эволюция финансов обуславливает появление различных типов финансовой политики. Различают три основные типа финансовой политики: классическая; регулируемая; планово-директивная.

1. До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая политика была основана на трудах классиков политэкономиии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем, система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.

Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе).

2. Развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, социальных и политических проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых, формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета, бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

2а. В 70-х гг. в основу финансовой политики была положена стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения. Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

3. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с преобладанием общественной формы собственности на средства производства, использующих планово-регулируемую систему управления экономикой. Плановая система управления позволяет осуществлять централизованное директивное руководство и координацию всех сфер экономики, в том числе и финансов.

Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Такая политика применялась в СССР и практически во всех странах бывшего социалистического лагеря. Она показала свою высокую эффективность особенно в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т. п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.