Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система основных педагогических категорий




 

Развитие Формирование
Воспитание Самовоспитание
Образование Самообразование
Обучение Самообучение
Воспитательные отношения

 

Основной категорией здесь значится развитие человека.

Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, которые обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.

Многие авторы подходят по-разному к понятию «развитие». Например:

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Развитие человека проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм деятельности к высшим.

Существуют следующие формы развития:

- физическое;

- физиологическое;

- психическое;

- социальное;

- духовное.

Природа дала человеку очень многое, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо ещё много потрудиться.

Прежде всего необходимо обеспечить физическое развитие (созревание) человека, т.е. прогрессивные изменения его роста, веса, пропорций тела, накопление мышечной массы.

С физическим развитием взаимосвязано физиологическое развитие человека. Изменяются его функции в области деторождения, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем.

В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психического развития. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущение, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценности.

Социальное развитие человека - продолжение его психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении его в общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношениях. Также человеку необходимо усвоить свои функции в этих отношениях.

Венцом развития человека является развитие духовное. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимания сложной природы миросоздания и стремление к постоянному совершенствованию.

Развитие характеризует движение человеческого организма в единстве его телесных, душевных и духовных начал. Развить данные природой возможности и полнее реализовать их - это цель, ради которой веками создавалась народная, а затем и научная педагогика.

Развитие человека происходит через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений. В воспитании идёт своего рода “воспроизводство” себе подобных людей.

Воспитание - процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека.

Воспитание - исторически сложившаяся педагогическая категория. С её помощью наука и практика объясняют, каким образом внешняя среда влияет на развитие человека.

Новорождённому родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения. Младшему школьнику - письменные, математические навыки и т. д. Всю жизнь человек усваивает какой - то и чей - то опыт и лишь на его основе создаёт свой.

В процессе воспитания происходит управление развитием и его корректировка.

Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. Но на самом деле их отношения гораздо сложнее. В процессе воспитания человека идёт его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития.

От термина «воспитание» произошло множество педагогических терминов:

- воспитатель - человек, призванный или обязанный передавать опыт поколений

- воспитанник - человек, принимающий и усваивающий этот опыт;

- воспитанный - успешно освоивший опыт;

- воспитанность - качество личности, отражающее высокую степень усвоения опыта поколений;

- воспитуемость - качество личности, отражающее высокую степень усвоения опыта поколений;

- воспитательный - направленный на развитие. Например, “воспитательный процесс”, “воспитательная система”.

Следующей педагогической категорией является образование.

Образование - это процесс и результат усвоения личностью определённой суммы знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образование человека осуществляется через специально организованную образовательную систему - это все типы и виды образовательных учреждений с их материально-технической базой, финансами, кадрами, научно-методическим обеспечением. В этой системе осуществляется передача и приём опыта поколений согласно своим целям, программам, структурам и с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в Украине объединены в единую систему образования.

Посредством такого образования идёт управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определённой возрастной ступенью. Поэтому у образования есть и другая трактовка, кроме той, что мы с вами рассмотрели.

Образование - это результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. В этом случае говорят об образованности человека.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять, обогащать её.

Образование осуществляется через обучение.

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, передача и усвоение знаний, умений и навыков.

Обучение - процесс двухсторонний, т. е. состоящий из двух частей: преподавания и учения.

Преподавание - передача опыта поколений. Это сфера деятельности педагога.

Учение - освоение опыта, его запоминание, заучивание, переосмысление, использование. Это сфера деятельности ученика.

От слова «учение» в педагогике возник целый ряд терминов:

- ученик - воспитанник, усваивающий передаваемый ему опыт поколений.

- учащийся - тот, кто учится в данное время.

- учитель - человек, специально подготовленный для передачи знаний, умений, навыков.

- учительская - место в школе, лицее, гимназии, где собираются учителя, и хранится учебная документация.

- учебник - книга, где изложен опыт человечества в рамках учебного предмета.

В педагогике есть и другие понятия, с помощью которых описывается процесс развития человека. Например, формирование.

Формирование - означает придание чему -то определенной формы, законченности, завершенности.

Формирование личности - это процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания.

На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности. Так, поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения. Тогда формирование понимается как результат развития человека.

В педагогике «формирование» употребляется ещё в одном смысле. А именно, как организаторская деятельность педагога в процессе воспитания, образования и обучения учащихся.

Категории ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ соотносятся по типу матрёшки. Маленькая матрёшка - обучение, средняя - образование, большая - воспитание. Увидеть в отдельности каждую из них и описать можно, но нельзя понять одну без другой - игрушка исчезает. Это тот случай, когда внутреннее автономное строение обеспечивает сохранение единой природной целостности.

Все три её слоя обозначают внешние по отношению к самому человеку факторы: кто - то его воспитывает, кто - то его образовывает, кто - то обучает.

Эти факторы как бы надличностные, но ведь сам человек уже активен с рождения. Его роль в воспитании, образовании и обучении огромная, если не решающая.

Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не просто сосуд, в который сливается опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. В нём есть нечто такое, что управляет его развитием. Это нечто называется духом человека. Многие ученые приходили к выводу, что дух - есть движущая сила развития.

Понятия «душа» и «дух» не относятся к области педагогики. Более того, долгое время наука о человеке вообще не обращалась к ним как к научным понятиям и не исследовала их. В настоящее время понятие «душа» уже возвращается в лоно науки и стала признаваться как реальность, как явление человеческой сущности, связывая нас с прошлым и будущим. Ведь не зря говорят “не лезь ко мне в душу”, “поговорить по-душам “. Условно говоря, в душе есть то, что составляет активность человека, направляет его развитие изнутри.

Как следствие признания фактора духа и души за последние годы в педагогике выросло число терминов, обозначающих внутреннее состояние и действие:

 

- самовоспитание; - саморегуляция;
- самообразование; - самопланирование;
- самоформирование; - самонаблюдение;
- самоконтроль; - самоубеждение
- самоанализ; - самоуспокоение.

 

Основными душевными факторами развития человека являются:

- самовоспитание;

- самообразование;

- самообучение;

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

САМОВОСПИТАНИЕ - процесс, входящий в состав ВОСПИТАНИЯ и направленный тоже на РАЗВИТИЕ человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Внутри его есть механизмы, помогающие приобретать знания, умения, навыки и отношения, совершать творческую деятельность самостоятельно, без помощи педагога. Как педагог определяет цели образования, его содержание, методы и средства, так и человек делает по отношению к самому себе.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Следующий термин, который мы с вами должны рассмотреть – самообучение.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Самообучение является аналогом учению. Оно основывается на потребности в знаниях, на врождённом познавательном инстинкте.

В понятиях самовоспитание, самообразование, самообучение педагогика описывает внутренний духовный мир человека. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение - лишь условия, стимулы и средства приведения его в действие.

Но каким образом педагогика объясняет взаимосвязь воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения? Это объясняется с помощью категории воспитательные отношения. Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определённые отношения. Эти отношения принято называть воспитательными отношениями. Это обмен человеческим опытом.

Итак, воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой, которые направлены на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. В них могут быть включены самые разнообразные средства - техника, искусство, природа и т.д.

На основании этого различают типы воспитательных отношений:

1) человек - человек;

2) человек - книга - человек;

3) человек - техника - человек;

4) человек - искусство - человек;

5) человек - природа - человек и др.

В структуру воспитательных отношений входят субъект и объект.

СУБЪЕКТ - кто воздействует – педагоги, учителя, воспитатели. Кроме того, по отношению к самому себе и на определенном этапе учащийся также может быть субъектом отношений.

ОБЪЕКТ – на кого воздействуют – учащиеся и воспитанники.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.