Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Сущность общения его структура и виды




Введение.

Лекция 10. Психология общения.

Вопросы:

1. Сущность общения его структура и виды.

2. Особенности общения военнослужащих и пути повышения его эффективности.

 

Проблема общения изучается многими науками: социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими. И это вполне объяснимо, поскольку общение пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека. Другими словами, вне общения с окружающими людьми деятельность современного человека представить практически невозможно. Вот почему данная категория в психологической науке является основной не только с точки зрения академической науки, сколько с позиции практической психологии.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам, юристам, переводчикам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных странах учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.

В нашей стране пока еще только начинают уделять проблеме общения должное внимание. Нашей целью является рассмотрение наиболее важных аспектов психологии общения.

“Единственно настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения”.

/ А. Экзепюри /

 

Человек, как общественное существо обязательно вступает во взаимоотношения с другими людьми, образуя при этом группы и коллективы. Важнейшее социально-психологическое явление возникающее в воинском коллективе, группе, это – общение, рассматриваемое как форма их социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых, речевых и неречевых) средств, в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности, а также установления определенных межличностных взаимоотношений

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, средства.

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности: одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки, расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации - это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых ими сигналов).

У человека кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

Функции общения:

1. Социальная: а) передача индивидуального и общественного опыта, трансляция культуры; б) фоpмиpование и реализация всех видов общественных отношений; в) создание социальных общностей - групп; г) важнейший элемент социального образа жизни личности.

2. Инструментальная обслуживание различных видов совместной, групповой пpедметно-напpавленной деятельности, согласование деятельности.

3. Общефизиологическая - средство удовлетворения, базовой функциональной потребности в общении, усвоения и развития социально-обусловленных психических процессов, высших психических функций: мышления, речи, восприятия, внимания и т.д.

4. Социально-психологическая: а) коммуникативная (установление контакта между людьми, обмен инфоpмацией); б) социально-перцептивная (взаимовосприятие личности друг друга); в) создание и pазвитие межличностных отношений; г) гpуппообpазование и гpупподинамика, сплочение гpуппы; д) побуждение, оказание влияния, кооpдинация и взаимопонима-ние в pамках совместной деятельности; е) выpажение эмоций; ж) социализация личности.

В результате общения происходит:

а) согласование совместной деятельности;

б) взаимопонимание;

в) взаимовосприятие;

г) самореализация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.