Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход от эпохи Возрождения к 17 веку

ЛЕКЦИЯ 4. Тема 2.2. У. Шекспир. Три периода творчества У.Шекспира. Исторические хроники и комедии Шекспира

На рубеже 16 -17 вв. в европейской культуре происходит один из самых значительных переворотов, связанный с заменой одной парадигмы мировосприятия на другую. Суть этого переворота замечательно описал французский философ и культуролог Мишель Поль Фуко (1926— 1984) в фундаментальном труде «Слова и вещи» (1966). Он отмечал: «Вплоть до конца 16 столетия категория сходства играла конструктивную роль в знании в рамках европейской культуры» и в качестве основных фигур сходства выделял пригнанность, соперничество, аналогию и симпатию (с парной к ней антипатией). Напротив, в европейском мышлении начиная с 17 в. знание, основанное на сходстве вещей (или принципе Великой аналогии), уступает место собственно ному знанию (системно-логическому, пытающемуся выявить объективные законы мира на основе опыта, осмысленного в свете принципа причинно-следственных связей).

Переход от Возрождения к культуре Нового времени отразился в литературе, прежде всего, концептуально (смена указанных парадигм). Но произошел не менее значимый собственно литературный переворот: если старая литература развивалась, прежде всего, через смену жанров, литературный процесс Нового времени в первую очередь связан с развитием и сменой художественны методов (стоящих над жанрами систем принципов отбора, оценки и воспроизведения феноменов действительности и сознания средствами литературы). Этот переход обнаруживается в творчестве величайших гениев эпохи — Шекспира и Сервантеса, в большей мере «старых» писателей, но проложивших дорогу «новым» писателям и поэтому ставших (подобно Данте для предыдущего переворота) центральными фигурами мирового литературного процесса. В их творчестве рождается «праметод», который в нашей науке на протяжении нескольких десятилетий принято было называть «ренессансным реализмом». В настоящее время этот термин, в связи с кризисом самого понятия «реализм», практически перестал употребляться. В этом умолчании, во многом конъюнктурном, есть и свое рациональное зерно, ведь реализм в его зрелых формах основывается на выявлении причинно-следственных закономерностей бытия, в то время как у Шекспира и Сервантеса ведущую роль еще играет логическая инверсия, связанная со старым телеологическим (идущим от цели, конечной точки) взглядом на мироустройство. Однако их прорыв к осмыслению причинно-следственных закономерностей бытия человека и мира столь очевиден, что мы можем определить их «праметод» как гуманистический протореализм.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Высокое Возрождение в Англии | Шекспир
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.