КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Операции со знаниями как текстовая деятельность
3. 2. Содержание знания – главный воздействующий фактор образования
ВОПРОС 2: ЧТО ИМЕННО ТРАНСЛИРОВАТЬ? Что именно из хранилища человеческой культуры (которая есть «весь мир предметов и идей») необходимо отображать в образовании, потому что ВСЕ вместить в него нельзя. Стабильные периоды общества надолго закрепляют отборные, важнейшие знания, создают лучшие образцы учебных программ и учебников. Учебные программы – одна из самых консервативных вещей на свете (была до последнего времени). По учебнику арифметики Магницкого в школах учились лет двести. И сейчас есть старые учебники, которые лучше новых. Вместе с тем в министерстве образования признают, что 80% школьных учебников сегодня содержат грубые ошибки. Однако: РОСТ ЗНАНИЙ ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ИСТОРИИ, НАУКИ, ИСКУССТВА И ПР. – Мы вынуждены говорить «во все возрастающих объемах», со второй половины XX века – ВЗРЫВООБРАЗНО, по экспоненте. КАК СПРАВЛЯЕТСЯ С ЭТИМ ОБРАЗОВАНИЕ? § увеличением длительности периодов обучения § путем введения в учебные программы новых учебных дисциплин § путем разработки стандартов образования Казалось бы, действительно: ну, БУДЕМ УЧИТЬСЯ ДОЛЬШЕ. Во многом так и происходит. Общее и профессиональное образование занимают сегодня 16-20 лет. Однако, бесконечному удлинению периода обучения есть ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРЕДЕЛЫ: § сроки человеческой жизни § и возможности общества, которому нужны производители благ, а не «вечные студенты». На поверку оказывается, что все это – СЛОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Увеличение сроков учебы ПРОЛОНГИРУЕТ § социальную незрелость, § несамостоятельность молодых людей, § старение студенчества, § все более поздние сроки создания семей и проблемы с рождаемостью... Одно упоминание возможности 12-летнего срока школьного обучения вызвало чуть ли не общественные волнения. Приходит в противоречие со слишком многими фактами общественного устройства: § проблемы АРМИИ § СЕМЬЯ не готова лишний год платить за обучение, да и лишний год кормить взрослых, но еще не работающих детей. И все-таки учеба на продолжении всей жизни (ПОЖИЗНЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) так или иначе СТАНОВИТСЯ НОРМОЙ НА НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ. Поэтому, в конечном счете решение проблемы ищут в: 1. ИНТЕНСИФИКАЦИИ процесса ОБУЧЕНИЯ (изобретение новых форм обучения, технологизация) 2. и ОТБОРЕ: (признание одних и игнорирование других знаний, разработка «ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ» В конечном счете эти ГОССТАНДАРТЫ и ПРОГРАММЫ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В «ЧАСЫ», отводимые на изучение тех или иных предметов. См. Приложение 1. БЮДЖЕТЫ ВРЕМЕНИ в образовании.
СОЗДАНИЕ ГОССТАНДАРТОВ – ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА. Должна отражать и социальный запрос и государственный заказ. А раз экспертная – значит, во многом ТЕНДЕНЦИОЗНАЯ (или ПАРАДИГМАЛЬНАЯ), ибо эксперты сегодня у каждой общественной силы – свои. (Модель ток-шоу «Судите сами» и Максим Шевченко). Привожу только один пример того, как это может выглядеть. Другие вопросы, связанные с тестированием PISA – либо в других лекциях, либо на семинаре.
Вопрос 3. Каким образом объяснять неоднозначные события? Как расставлять оценки в спорных ситуациях? – Проблема интерпретации ЗНАНИЯ, ЦЕНЗУРА И БОРЬБА ГРУПП за содержание учебных программ: Разные группы общества ведут БОРЬБУ ЗА ЦЕННОСТИ, которые нужно усваивать в школе. ПРИМЕРЫ: 1) Обезьяньи процессы (борьба сторонников и противников преподавания теории эволюции Дарвина (в 1920 гг. запрещена для преподавания в американской школе решением суда штата Теннеси как «ересь»). Признанная сегодня, она, с точки зрения фундаменталистов, все-таки должна быть уравновешена изучением Сотворения мира по Закону Божию. Процесс Маша Шрайбер против Министерства образования (2007 г.)
. 2) В 1960-е гг. группы родителей в Америке добились изъятия ряда учебников, в которых они нашли изложение расистских, антиамериканских. антисемитских и антихристианских взглядов. Учебники по этим предметам были составлены заново. 3) В Италии в 2003 г. резкий протест со стороны академических кругов встретила попытка левого крыла парламента поставить под государственный контроль содержание школьных учебников по истории. УМБЕРТО ЭКО: «Попытка ввести цензуру исторических книг недостойна демократического государства. Таким образом власть пытается вернуть нас в недавнее прошлое, когда правом на цензуру пользовались фашисты, нацисты и сталинисты». В поддержку этого обращения выступили 6 тысяч человек. (Родительское собрание / Московские новости, № 3, 2004. 4) Оur problem is сексуальное воспитание. Несмотря на большое число крайне отрицательных последствий, в том числе, преступлений, связанных с сексуальной безграмотностью, попытки начать в школе половое просвещение закончились едва ли не войной родителей против этих планов. Вопрос решался в Думе. 5) Весной 2004 г. – скандал с одним из учебников современной отечественной истории, в котором в критическом ключе освещалась деятельность уже современной кремлевской администрации. Происходит это потому, что СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ, влияющий на воспроизводство и культуры данного общества, Содержание культуры и качество учебников. ТРИ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНИКОВ 1. Большое число грубых ошибок (по результатам работы академической комиссии, инициированной Минобрнауки называют до 80% учебников АИФ, № 40 (1353), 4-120 октября 2006 г., с.5.) 2. Дидактико-педагогическое качество (сложность, непонятность, несвязанность с другими разделами учебных программ) 3. Интерпретации, т.е. конфликт интересов
Все вышеизложенное показывает, что СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ – ГЛАВНЫЙ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ. И мы видим В СОЦИАЛЬНОМ ЗАПРОСЕ УБЕДИТЕЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО этого тезиса: - прочные знания по предметам, - знания по дополнительным дисциплинам, - общекультурный кругозор основные требования к результату образования («Что должна давать детям школа») – 70-86% ответов старшеклассников, учителей, родителей. (для 5-го курса)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |