КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первый учебный вопрос: Педагогическая характеристика делового общения
Современную эпоху можно охарактеризовать как эпоху своеобразного коммуникационного взрыва, значительной интенсификации общения и быстрой координации усилий в различных отраслях жизни. Все это повышает значимость межличностных контактов. Будущий специалист в любой сфере деятельности должен быть к этому хорошо подготовлен. Особенно это касается тех профессий, где коммуникативные умения становятся важнейшей составляющей высокого профессионализма. На лекциях и занятиях по психологии вы знакомились с важнейшими характеристиками общения, его структурой. Вспомним, что общение рассматривается как межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности - усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами. Наряду с термином «общение» часто используется понятие «коммуникация», которое означает передачу информации, сообщений, сведений между людьми. Коммуникация более широкое понятие, чем общение, так как предполагает связь и между неодушевленными объектами (человеком и машиной), связана с опосредованным общением, с передачей информации с помощью технических устройств. Для того чтобы понять внутренние силы общения, необходимо знать, какие потребности удовлетворяются в общении. Успешность общения часто зависит от того, верны ли предположения человека относительно мотивации общения партнера. Чтобы судить о мотивах, необходимо знать, какие потребности поддерживают общение. Не менее важно установить и цель общения, так как у человека цели и мотивы общения могут не совпадать, поэтому одним из главных факторов, дезорганизующих общение, является неопределенность его целей и мотивов. Эффективность общения зависит от того, в какой мере вступающие в него в состоянии правильно приписывать друг другу его мотивы и проверять правильность своих предположений.
Многочисленные исследования показывают, что успех специалиста, работающего в сфере постоянного делового общения, на 80 - 85% зависит от его коммуникативной компетентности и только на 20 - 25% определяется уровнем профессиональной подготовки. Установлено, что семеро из десяти уволенных работников расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями. Во многих преуспевающих фирмах при подборе кадров основным критерием считается умение человека согласовывать свои действия и решения с другими членами коллектива; профессиональные же навыки и умения считаются вторичными, поскольку в большей степени подлежат освоению и тренировке. Чем отличается деловое (профессиональное) общение от других его видов? Прежде всего, отличается целями и мотивами субъектов, включенных в общение. Ситуацию делового общения образуют: проблема, в решении которой заинтересованы оба (или больше партнеров); мнение о проблеме (интересы партнеров) могут совпадать или противоречить одно другому; оба субъекта пытаются получить недостающую информацию и воздействовать на другого в желательную сторону. В деятельности сотрудников органов внутренних дел психологически грамотное общение играет ведущую роль, поскольку до 90% его работы происходит в форме общения с гражданами (потерпевшими, подозреваемыми, осужденными и т.п.) и коллегами по службе. Причем, как правило, общение сотрудников правоохранительных органов происходит в далеко не благоприятных условиях и в конфликтных ситуациях. Не случайно в органах внутренних дел на нормативном уровне этим вопросам уделялось серьезное внимание. Так, еще в 1922 г. Наркоматом внутренних дел издается приказ «О вежливом обращении милиции с народонаселением». В нем изложены основные требования к личности милиционера и культуре его общения с гражданами. В 1969 г. МВД СССР издает приказ «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам», в котором сформулированы требования к этике и культуре профессионального общения милицейских работников в новых исторических условиях.
В 1996 г. издается директива № 1 МВД России от 19 июня «О неотложных мерах по работе с личным составом в системе МВД Российской Федерации», а в 1998 г. - приказ № 170 ДСП от 7 марта «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам». Трудности общения для сотрудников органов внутренних дел обуславливаются следующими особенностями их деятельности: необычайная широта и многоплановость общения; приходится взаимодействовать с представителями разных возрастных, профессиональных, культурных, этнических групп, а также с лицами, психическое состояние которых непредсказуемо; спонтанность, непредсказуемость, неповторимость ситуаций; происходит в неблагоприятных условиях и ситуациях, часто имеет вынужденный, а порой навязанный характер, осуществляется при несовпадении интересов, в условиях резкого противоборства и несогласия сторон, к тому же при дефиците информации и времени; обладает высокой степенью конфликтности. Процессы коммуникации играют огромную роль в деятельности сотрудника ОВД. Целый набор коммуникативных качеств должен иметь следователь, оперуполномоченный, успешно выполняющий свои функции. Специфику общения с осужденными должен учитывать в своей деятельности сотрудник исправительно-трудового учреждения. Участковый инспектор должен иметь достаточно широкий набор ролевых позиций при коммуникативном взаимодействии с гражданами. Каждый сотрудник, реализуя свою деятельность в служебном коллективе, должен уметь организовать информационный обмен, скоординировать свою деятельность с другими сотрудниками, определить межличностные позиции. При возникновении конфликтных ситуаций их необходимо разрешать. Знание коммуникационных причин конфликтов, умение вести переговоры - все это необходимо для эффективной работы в коллективе.
Если сотрудник является руководителем, то от уровня его коммуникативной компетентности зависит успешность деятельности вверенного ему коллектива. Отсутствие знаний и навыков в этой области деятельности руководителей подразделений ОВД порождает ошибки при управлении личным составом, которые ведут, в свою очередь, к дополнительной психологической напряженности в состоянии сотрудников и снижают эффективность их деятельности. При выполнении своих функций, вступая в коммуникационные взаимоотношения с гражданами, сотрудник формирует мнение о своей роли в обществе, отношение к правоохранительным органам. В этом случае коммуникативная компетентность помогает ему не только реализовать свою профессиональную роль, но и формировать позитивное мнение о деятельности правоохранительных органов. При таких характеристиках понятно, какое большое значение имеет профессиональная подготовленность будущего сотрудника ОВД к общению и взаимодействию, как важны внутренние регуляторы, которые определяют направленность, устойчивость, стиль поведения сотрудника ОВД в процессе выполнения своих служебных и должностных обязанностей. Для нас важно выделить педагогический аспект общения. Вспомним - педагогика, как наука практическая, устанавливает нормы и правила деятельности, определяет, как именно должна быть организована деятельность, чтобы решались задачи социального, культурного развития человека. В наиболее общем виде взаимосвязь задач, решаемых в процессе педагогического общения, представлена на схеме. О педагогическом общении можно говорить в том случае, если сотрудник ОВД сознательно использует общение как средство решения профессиональных задач. Эти задачи определяются должностью, которую занимает специалист. Каждая из представленных на схеме функций обладает своими особенностями, требует сформированности специфических коммуникативных качеств и умений.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |