Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции государства: понятие и основные признаки




Критерии классификации и виды функций государства.

Функции государства: понятие и основные признаки

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержа­ния, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней де­ятельности, функционирования. С помощью функций представляет­ся возможным с достаточной точностью определить характер дея­тельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организован­ности и эффективности.

Термин "функция" имеет в отечественной и зарубежной науч­ной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане он рассматривается как "внешнее про­явление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений";

как совокупность обычных или же специфических действий отдель­ных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимо­стью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или груп­пы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им пред­писывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.). В данном случае функция вос­принимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с суще­ствующими правовыми и моральными установками и "в соответ­ствующей манере".

Применительно к государству термин, а вместе с ним и поня­тие "функция" приобретают несколько иной смысл и значение. Фун­кции государства традиционно определяют как основные направле­ния деятельности государства, обусловленные его сущностью и со­держанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

В отечественных и зарубежных академических источниках су­ществуют различные варианты трактовки функций государства.

Например, еще в 60-е гг. в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характери­стике содержания его деятельности (см. Денисов А. И. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 9—10; Каск Л. И. функции и структура государства. Л., 1969. С. 8—11).

Не всеми авторами такое представление о функциях тогда раз­делялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значи­тельной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказан­ного можно сослаться на определение понятия "функция государ­ства", в соответствии с которым им охватываются предмет и содер­жание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения ( См.: Теория государства и права. М., 1994. Вып. 2. С. 40).

Еще раньше названного варианта трактовки функций государ­ства в западной, а отчасти и в отечественной юридической литера­туре широко допускалось их отождествление как основных направ­лений деятельности государства с самой его деятельностью. Наи­более ярко это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена при рассмотрении деятельности государства как "чисто юридичес­кого феномена", сугубо юридического лица и как своеобразной кор­порации. Не вдаваясь в проблемы разграничения функций как ос­новных направлений деятельности и различных аспектов самой де­ятельности, автор сосредоточил свое внимание лишь на попытках проведения различий между государством-корпорацией и другими, сопредельными с ними корпорациями.

Государство, пишет в связи с этим Г. Кельзен в своей широко известной работе "Общая теория права и государства", если рас­сматривать его как "чисто правовой феномен, как юридическое ли­цо", есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации. "Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличает­ся от других корпораций"3.

Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими корпорациями заключается "в нор­мативном порядке", который сам устанавливается государственной корпорацией. С юридической точки зрения "проблема государства-корпорации по своему существу есть проблема национального пра­вового порядка".

Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций государства по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь "по уп­равлению обществом" или, наоборот, расширяется за счет включе­ния в их понятие и содержание механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов. При таком подходе в первом случае невольно упускаются из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.

Во втором случае, как справедливо подмечалось в учебной и научной литературе, предпринимается ничем не оправданная по­пытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система государственных органов, как аппа­рат государства.

Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматрива­емой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным в дальнейшем.сосредото­читься не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих фун­кций государства. Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем отличаются и характеризуются они?

Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание на сле­дующие их общие черты.

1. Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государ­ства. Содержание каждой функции складывается из множества од­нородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

Однако это не механическое, и тем более не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная, целена­правленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных си­стемах, построенных на однопартийной основе, как это было, на­пример, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейт­ральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизмен­но проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентиро­ванная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства. Речь идет при этом не только о государствах различных типов, государствах, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций. Речь идет также и об однотипных госу­дарствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешатель­ства в решение вопросов экономики и общества.

В качестве примера можно сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазного государства по отношению к экономике и обще­ству на ранних и на более поздних, включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль, вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Запа­да рыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, не­прерывно возрастала.

Это, в частности, нашло свое отражение на ранних этапах раз­вития капитализма в теории "государства ночного сторожа", отра­жавшей идеи полного или, по крайней мере, минимального вмеша­тельства государства в дела экономики и общества. А на более по­здних этапах — в теории "государства всеобщего благоденствия", символизировавшей активную, многократно возросшую роль госу­дарства в решении вопросов экономики и общества.

Применительно к современному Российскому государству, су­ществующему и функционирующему в переходный период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции рас­ширения роли и значения государства в отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы "приложения" деятельности государства, формы и ме­тоды его воздействия на окружающую экономическую и социально-политическую среду.

3. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государ­ства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Ха­рактер функций определяется не только типом государства, его со­циально-классовой природой, сущностью и назначением, но и осо­бенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливаются важностью и масштабностью последних. Функции как средства до­стижения целей и решения основных государственных задач во мно­гом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты стра­ны от нападения извне, на первый план выступает функция оборо­ны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В пе­риод же экономического спада, а тем более экономического кризи­са, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказы­ваются экономические функции.

Последнее особенно отчетливо проявляется в России в совре­менный период. От успешности решения экономических функций целиком и полностью зависит достижение объективно стоящих пе­ред обществом и государством целей, осуществление всех других государственных функций.

4. Функции государства не следует отождествлять с функци­ями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относи­тельно узким, локальным характером.

Если функции государства охватывают собой всю его деятель­ность в целом, активность всего государственного аппарата или ме­ханизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть.

5. Функции государства отличаются своими методами и форма­ми осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.

В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществле­нии своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения.

Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства.

Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.