Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Классификация международных правонарушений государств.

Долгое время доктрина международного права не разделяла международные правонарушения на группы или категории, так как не могла определиться с характером, степенью общественной опасности или специфики объекта. Однако стремительное развитие международных событий, необходимость их правовой регламентации настоятельно требовали дифференциации в международном правонарушении.

Международное правонарушение, являющееся основанием для привлечения к ответственности, разделяется на международные деликты и международные преступления. Теория международного права определяет деликт как умышленное международно-правовое деяние, в отличие от правонарушения, совершаемого без намерения причинить вред другому субъекту международного права. Международным преступлением признается тягчайшее противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающие международному миру и безопасности.

Категория международных преступлений была обозначена в ряде конвенционных норм. В частности, в Уставе Международного военного трибунала 8 августа 1945 года; в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года; Конвенции о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года; Конвенции о пресечении преступлений апартеида и наказания за него 1973 года; определение агрессии в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года; Декларации о предотвращении ядерной катастрофы 9 декабря 1981 года. Выделение категории международных преступлений и установление особого режима ответственности за их совершения является важным событием в истории доктринального развития данного института. Комиссия международного права в своих документах отметила, что международное преступление «не может рассматриваться и толковаться как нарушение, подобное другим…оно, несомненно, является более серьезным международно-противоправным деянием, нарушением, которое должно квалифицироваться иным образом и которое поэтому предполагает применение иного режима ответственности».

Представляется целесообразным процитировать статью 19 Проекта статей о международной ответственности государств:

«1. Деяние государства, нарушающее международное обязательство, является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства.

1. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление.

2. С соблюдением п. 2 и в соответствии с действующими нормами международного права международные преступления могут, в частности, возникать в результате:

а) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности, такого, как обязательство, запрещающего агрессию;

b) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения права народов на самоопределение, такого, как обязательство, запрещающее установление или сохранение силой колониального господства;

c) тяжкого и массового нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты человеческой личности, таких, как обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид;

d) тяжкого и массового нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

3. Всякое международно-противоправное деяние, которое не составляет международного преступления в соответствии с п.2, является международным правонарушением».

Необходимо отметить, что пункт 3 статьи 19 Проекта не является исчерпывающим. К сожалению, современное состояние института международно-правовой ответственности имеет различные критерии классификации международных преступлений. Например, общеизвестна деление международных преступлений на следующие группы:

1 группа - преступления против мира – тягчайшие международные преступления, включающие в соответствии с квалификацией Устава Международного военного трибунала планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, либо участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из указанных действий. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 ноября 1947 года к данному виду международных преступлений относится пропаганда войны. В перечень таких преступлений следует также отнести деяния, связанные с применением оружия массового уничтожения, нарушением договоров по разоружению, массовым загрязнением атмосферы или морей, колониализмом и неоколониализмом и другие.

2 группа – военные преступления нарушают законы и обычаи ведения войны. Состав данных видов международных преступлений предусмотрен Уставом Нюрнбергского международного военного трибунала, Женевскими Конвенциями о защите жертв войны 1949 года и другими международными соглашениями. Военные преступления выражаются в применении запрещенных международным правом средств и методов войны; бессмысленном разрушении городов и населенных пунктов; уничтожении культурных ценностей; жестоком обращении с военнопленными, раненными, больными, а также с мирным населением; грабежах и захватах общественной или частной собственности и другие аналогичные преступления. Согласно Конвенции о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года, к военным преступлениям не применяется срок давности. Совместные усилия государств по уголовному преследованию лиц, виновных в совершении военных преступлений, регламентируются Принципами международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, принятыми резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 году.

3 группа – преступления против человечности – в соответствии с Уставом Международного военного трибунала к ним относятся тягчайшие преступления, такие как убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны. В мирное время этот вид преступления выражается в преследовании по политическим, расовым или религиозным мотивам. В современной интерпретации, к этому виду преступлений относятся геноцид, апартеид, расизм и расовая дискриминация.

4 группа – преступления против безопасности человечества - тягчайшее международное преступление, угрожающее основам существования наций и государств, их прогрессивному развитию и мирному международному сотрудничеству.

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, обсуждаемый Комиссией международного права с 1953 года, включил в перечень этих преступлений следующие деяния: любая агрессия, угроза миру с помощи агрессии, подготовка к незаконному применению вооруженной силы, организация вооруженных банд для вторжения на чужую территорию, возбуждение междоусобиц, террористическая деятельность. Кроме того, к данному виду международного преступления относят нарушение международных обязательств об обеспечении мира, интервенция, бесчеловечные акты по отношению к мирному населению.

 

В теории международного права при анализе режима ответственности принято различать, прежде всего, виды и формы ответственности. Следует заметить, что употребляемая терминология еще недостаточно разработана, кроме того, понятия видов и форм ответственности применяются недостаточно последовательно. Обычно под видом ответственности понимается общее содержание последствий международного правонарушения, их юридический характер. Форма ответственности – это способ осуществления ответственности в пределах данного вида.

Различают абсолютную ответственность (объективная) и ответственность, основанную на вине (относительную).

Абсолютная ответственность предполагает обязанность субъекта международного права возместить материальный ущерб, причиненный им другому субъекту международного права, вне зависимости от наличия вины, т.е. в случае, когда причинение ущерба не является результатом нарушения норм международного права. Поэтому абсолютную ответственность иногда называют объективной. Основанием для возникновения абсолютной ответственности является специальный международный договор в конкретной сфере, который предусматривает обязанность возмещения материального ущерба. Для этого необходимо установить факт наличия ущерба и наличие прямой причинной связи между действиями (бездействиями) правонарушителя и фактом наличия ущерба. Обычно абсолютная ответственность устанавливается за ущерб, который может быть причинен в связи с эксплуатацией источников повышенной опасности. Примером международного договора, устанавливающего абсолютную ответственность, является Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года. Абсолютная ответственность- это ответственность государства как такового. Государство выступает на международной арене посредством своих органов, т.е. государство несет ответственность за действия всех своих органов – исполнительных, законодательных, судебных. В основе данной проблемы в международном публичном праве лежит тот факт, что в действия государства на практике представляют собой действия его органов или официальных лиц. При этом возникает вопрос, будет ли государство нести ответственность за вред, причиненный другому государству действиями его органов? Комиссия международного права в уже упомянутом Проекте статей об ответственности государств предлагает следующее решение этой проблемы. Деятельность любого органа государства, согласно внутреннему праву, рассматривается как деяние государства при условии, что в данном случае орган государства действовал в качестве такового. При этом не имеет значения, к какой ветви власти он принадлежит –исполнительной, законодательной, судебной. Государство несет ответственность за деятельность своих органов, действовавших в качестве таковых, даже в том случае, если эти органы превышают свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушают предписания, касающиеся их деятельности.

К относительной ответственности, т.е. ответственности, основанной на вине или установленном факте противоправного деяния. Комиссия международного права в Проекте статей об ответственности государства предлагает следующий вариант. Поведение отдельного лица или группы лиц должно рассматриваться как деяние государства, если установлено, что они фактически действовали от имени данного государства или фактически осуществляли определенные прерогативы государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей.

К формам международно-правовой ответственности относятся политическая, материальная, моральная. Следует отметить, что институту ответственности в современном международном праве свойственно сочетание, как правило, всех форм ответственности.

Материальная форма ответственности наступает для субъектов международного права в случае нарушения международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Так, например, репарация выражается в возмещении натурой или деньгами материального ущерба, причиненному государству, пострадавшего от агрессии. Когда имели место репарации в истории современного международного права? Впервые репарации установили мирные договоры Версальской системы. Согласно этих договорных отношений, Германия была обязана возместить убытки, причиненные гражданскому населению каждой из союзных держав и их имуществу. В соответствии с Версальским договором 1919 года возмещению подлежали не только ущерб, причиненный незаконным ведением войны и военными действиями германских вооруженных сил, но и все убытки и потери, понесенными союзниками и их гражданами вследствие войны.

В период второй мировой войны репарационные мероприятия получили свое дальнейшее оформление. Так как размер ущерба, причиненный Германией странам антигитлеровской коалиции составил более 200 млрд. долларов, что значительно превышало все национальное достояние Германии, в отношении последней был применен принцип возмещения ущерба не в полном объеме. Кроме того, при определении размера репараций на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года учитывался принцип посильности репарационных мероприятий, что не должно было сказываться на их экономическом развитии. Кроме того, было установлено, что право на получение репараций имели не все государства, участвовавшие в войне против Германии и понесшие убытки, а только те, на территории которых велись военные действия и государства, территории которых подвергались оккупации. В тот исторический период существовали три варианта уплаты репараций: единовременные изъятия оборудования, станков; ежегодные товарные поставки из текущей продукции; использование германского труда.

В современном международном праве обязанность выплатить репарации лежит не только не государстве-агрессоре, потерпевшем поражение, но и на тех, которые потерпели политическое поражение и в дальнейшем отказались от продолжения военной агрессии. Например, в 1956 году вопрос о военных репарациях был поставлен Египтом в связи с нападением на него Великобритании, Франции и Израиля и урегулирован в двустороннем порядке.

Следующей разновидностью материальной ответственности является реституция – возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного с территории одного государства в другое. Реституции подлежит имущество, не только находящиеся под контролем воюющей стороны, но и оказавшееся во владении или под контролем любой третьей стороны. Реституции подлежит все имущество, насколько это возможно, которое было изъято и вывезено. В случае невозможности осуществить реституцию предметов, допустима по договоренности передача предметов такого же рода или приблизительно равноценная, т.е. субституция.

Политическая форма ответственности зависит от степени тяжести противоправного деяния. Наиболее строгая ответственность наступает в виде международных санкций за совершение наиболее тяжких международных деликтов. Международные санкции за совершенные международные преступления могут включать военные и политические ограничения. Например, временное ограничение суверенитета государства-агрессора; военную оккупацию его территории; признание преступными его политических партий, правительства, учреждений. В таком виде санкции были применены к фашистской Германии и милитаристской Японии. Союзные державы временно взяли на себя верховную власть над Германией, тем самым временно ограничили ее суверенитет. Также были применены меры по разоружению и демилитаризации Германии, уничтожению ее военного потенциала, ликвидации всех нацистских организаций. Немецкие военные преступники преследовались и наказывались, устанавливался контроль над всей политической жизнью Германии.

Уставом Организации Объединенных Наций предусмотрены международные санкции. В соответствии со статьями 39, 41 и 42 в связи с угрозой миру, нарушениями мира и актами агрессии по решению Совета Безопасности ООН применяются принудительные действия невоенного и военного характера. По постановлению Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности применяются следующие санкции: приостановление прав и привилегий государства как члена международной организации; исключение из ООН за систематическое нарушение уставных положений.

В политической ответственности применяют мирные репрессалии, реторсии, ресторации. Репрессалии представляют собой принудительные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством. Современное международное право запрещает обращение к репрессалиям, связанным с применением силы. Важным условием правомерности репрессалий является обязанность государства использовать только мирную процедуру возмещения ущерба, причиненного ему государством-правонарушителем. Реторсия – правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц. Эта разновидность политической ответственности имеет цель восстановления принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Как и репрессалии, реторсии не предусматривают использования вооруженной силы. Ресторация представляет собой восстановление государством правонарушителем прежнего состояния и несение им всех связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Например, наиболее характерно ресторация проявляется в освобождении государством-правонарушителем незаконно занятой территории и несение связанных с этим материальных расходов.

Моральная форма ответственности представлена в виде сатисфакции, т.е. удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженного или подразумеваемого нематериального требования, выдвинутого пострадавшим государством, и выходящего за рамки простого восстановления. Цель сатисфакции состоит в восстановлении нематериального ущерба, и прежде всего, причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. Сатисфакция выражается в публичном извинении, выражении сожаления, оказание особых почестей пострадавшему государству и т.д. Как правило, в современных международных отношениях, сочетается именно политическая и моральная формы ответственности, или все формы ответственности вместе. Например, в начале 90-х годов ХХ столетия вооруженные силы Североатлантического совета (НАТО) по неосторожности подвергли бомбардировке здание дипломатического представительства Китая в Югославии. К НАТО были применены все три формы ответственности: политическая форма ответственности наступила за нарушение конвенционных норм о неприкосновенности дипломатического представительства в соответствии с Венской Конвенции 1961 года; материальная форма ответственности установила возмещение материального ущерба, и, наконец, моральная ответственность была выражена в виде сатисфакции, т.е. извинении перед Китайской Народной Республикой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основания международно-правовой ответственности государств | Ответственность международных организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.