Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция по литературе Возрождения




Прежде чем перейти к анализу литературного процесса в эпоху Возрождения, необходимо вспомнить отличительные особенности средневековой культуры:

- теоцентризм (господство религиозного мировоззрения);

- христианское мироощущение, отвергающее античную культуру как языческую и основанное на дуализме, т.е. на представлении о двойственности мира: есть мир земной, греховный и мир небесный, возвышенный (человек, раб Божий, испытывающий вечный страх перед загробными карами, тоже имеет два начала – душа и тело);

- в литературе - принцип готической вертикали (устремленность вверх, к Богу, к жизни духовной, возвышенной от жизни земной, греховной); символизм и аллегоризм; тяга к обобщенности, универсализму (литература передавала только типичное, общее, а не индивидуальное, неповторимое).

Переходный период между средними веками и эпохой Возрождения получил название Проторенессанс (Предвозрождение). Его основная черта – антропоцентризм ( человек есть мера всех вещей!), хотя велика еще роль религиозного сознания, что проявляется в системе образов, аллегоричности, библейской символике.

Крупнейшими представителями Предвозрождения в Европе являются Данте Алигьери (Италия), Джеффри Чосер (Англия), Франсуа Вийон (Франция).

Данте называют последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени (более подробно о его творчестве – на семинаре).

Чосер – отец английской поэзии, родоначальник английского литературного языка. Главное его произведение – «Кентерберийские рассказы» - представляет собой сборник стихотворных новелл с рамочной композицией («рассказ в рассказе»): паломники отправляются на поклонение мощам архиепископа Кентерберийского и по дороге, чтобы скоротать время, рассказывают друг другу истории…

Франсуа Вийон – величайший поэт средневековой Франции. Жизнь его была бурная; он не раз вступал в конфликт с правосудием (это известно и из официальных документов, и из стихов Вийона), сидел в тюрьме, был приговорен к повешению за убийство, но казнь была заменена изгнанием из Парижа, после чего его следы теряются.

В ожидании казни он написал стихотворение:

Я – Франсуа, чему не рад! -

Увы, ждет смерть злодея,

И сколько весит этот зад,

Узнает скоро шея.

В поэзии Вийона есть и пародийность, и использование воровского жаргона (с воровским миром он свел знакомство еще в студенческие годы, участвовал в грабежах):

Блатная бражка, люд фартовый,

Кого на лажу не купить,

Умейте фраера любого

За жабры иль хомут схватить.

Пародией на юридическое завещание, где парижским священникам завещаются мыльные пузыри, является шутливая поэма «Малое завещание». Шедевром Вийона является «Большое завещание», в которое вошли баллады и различные стихотворения, написанные в разное время и по разным поводам. Здесь представлен целый мир низов общества (нищие, бродяги, воры, пьяницы, проститутки), наделенный глубокими чувствами. Это и неразделенная любовь, и тоска, и предчувствие гибели, ирония и к жизни, и к людям, и к себе, и при всем при том жизнерадостность, карнавальность.

Вийон выступил новатором в жанре баллады. В «Балладе повешенных» мы находим соединение чувства вины и несправедливости, безнадежности и мольбы, а также описание безобразного – Вийон не стеснялся «непоэтических» слов и образов:

О люди-братья, мы взываем к вам:

Простите нас и дайте нам покой!

За доброту, за жалость к мертвецам

Господь воздаст вам щедрою рукой.

Вот мы висим печальной чередой,

Над нами воронья глумится стая,

Плоть мертвую на части раздирая,

Рвут бороды, пьют гной из наших глаз…

Не смейтесь, на повешенных взирая,

А помолитесь господу за нас!

За произведениями Вийона скрывается подлинное лицо человека без положения, изгоя, который привык доверять лишь себе, своему опыту и ценит реальную жизнь, боится смерти и одряхления. Объект искусства Вийона – он сам, его личность. И в этом смысле Франсуа Вийона называют провозвестником эпохи Возрождения.

 

Ренессанс – период в истории европейской культуры, получивший свое определение через отношение к другой эпохе – античности: это время, когда возрождается интерес к античной культуре, к древним классическим образцам литературы и искусства. Философию эпохи Возрождения определяют термином гуманизм (от лат. «человеческий», «человечный»), что означает признание человека высшей ценностью. Идеальной ренессансной личностью считается человек всесторонне развитой, духовно богатый, внутренне свободный.

Жанры, в которых ранее всего выразило себя ренессансное сознание – новелла («новость») и сонет («песенка»). Новелла – прозаическое повествование, обращенное к современности (например, новеллы из «Декамерона» Боккаччо, запомнившиеся свободой в трактовке любовной темы). Сонет – стихотворное произведение, создававшееся для уединенного чтения в тишине. Сонет тоже раскрывает смысл любовного чувства, но предлагает не бытовой или авантюрный, а духовный образ любви. Он говорит о неземной любви к земной женщине. Новелла и сонет – жанры письменные, создавались на национальных языках, с них начинается рождение европейских национальных литератур.

Классическую модель Возрождения дала миру Италия, родина Петрарки и Боккаччо. Этой модели подражали во Франции и Германии, Фландрии и Англии.

Франческо Петрарка (1304 – 1374) - поэт, ученый-филолог, библиофил - может считаться первым человеком новой эпохи. Он писал на латыни, в совершенстве владел этим языком, умел оживить его; разрабатывал жанры античной лирики и оставил большое эпистолярное наследие. Главным трудом его жизни, помимо поэмы «Африка», стала «Книга песен» («Канцоньере») – поэтическая исповедь. В окончательном виде сборник включает 366 стихотворений и состоит из двух частей: «На жизнь мадонны Лауры» (263 стих.) и «На смерть мадонны Лауры» (103 стих.).

В апреле 1327 года 23-летний поэт в церкви Святой Клары в Авиньоне впервые встретил донну Лауру, замужнюю даму, о чем говорит слово «мадонна». И вплоть до 1356 года Петрарка будет отмечать эту дату – день рождения Любви - написанием сонета.

Третий сонет посвящен первому дню любовного плена, начавшегося на Пасху, в Страстную Пятницу 6 апреля 1327 г.:

Был день, в который по Творце вселенной

Скорбя, померкло Солнце… Луч огня

Из ваших глаз врасплох застал меня:

О, госпожа, я стал их узник пленный.

Исследователи предполагают, что возлюбленной Петрарки была авиньонская дворянка, носившая в замужестве фамилию де Сад (хотя есть и те, кто сомневается в реальности этого образа). Донна Лаура умерла в 1348 году во время эпидемии чумы в Европе. Ее имя наполнено для Петрарки многими смыслами. Оно созвучно слову «лавр» (дерево славы): Петрарка в 1341 году был коронован лавровым венком в знак признания его главой литературного мира Италии. L* aura – по-итальянски «ветерок», «воздух». В слове слышится и звук золота (лат. – aurum) и даже бег времени (итал. l* ora – час). Таким образом, в самом имени Лауры земная любовь соседствует с земной славой (лавр), земным представлением о высшей ценности (золото) и природной прелестью (ветерок). В своей лирике Петрарка выступил как первооткрыватель: он возвысил человеческую красоту, сравнив ее со всем прекрасным на земле и на небе.

Любовь у Петрарки – земное чувство, приносящее и радость, и муки, и счастье, и боль. И в этом ее отличие от любви небесной, приносящей только радость. Такая (земная) любовь прочнее. Любовь, даже не разделенная, обогащает душу, раскрывает красоту мира.

Сонеты на смерть мадонны Лауры канонизируют возлюбленную поэта, как канонизировал Данте свою Беатриче. Это была уже традиция. После смерти любимой женщины главное для Петрарки – земная память о ней. Лауры нет, но все земное хранит память о ней, природа словно отражает ее облик. Возлюбленная нередко является поэту в сновидениях, но не он поднимается к ней на небеса, а она нисходит к нему на землю, т.е. любовь остается частью земного бытия, его счастьем…

Многие национальные поэтические школы рождались из подражания Петрарке, а развивались – в попытке освободиться от этого подражания, обрести свой путь.

 

Джованни Боккаччо (1313 – 1375) – итальянский писатель раннего Возрождения. Главное его произведение – «Декамерон». Название книги в переводе с греческого означает «десятидневник». Это сборник новелл с художественным обрамлением (подобно «Тысяче и одной ночи»), где изображена зловещая картина эпидемии чумы во Флоренции в 1348 году. Персонажи обрамления «Декамерона» - трое молодых людей и семь прекрасных дам - встречаются в одном из флорентийских храмов. Все они знакомы и хорошо понимают друг друга.

В прологе дана выразительная картина зачумленного города. Невольно возникает ощущение символичности происходящего. Чума – не просто болезнь, но еще и метафора кризисного состояния мира. Бесстыдство, падение нравов, крушение традиций – вот чем сопровождается мор. От этого ужаса герои «Декамерона» бегут из города в имение, где проводят вместе десять дней (отсюда и название книги). Они поют, танцуют, играют в шахматы, купаются, гуляют. Но самое главное – развлекают друг друга историями (новеллами).

Боккаччо прославил новеллу как жанр, определив ее главный жанрообразующий компонент – неожиданную концовку, благодаря которой смысл новеллы сконцентрирован в одном событии. Концовки у Боккаччо представляют человека с неожиданной стороны, часто показывают перемены в сознании, душе, психологии персонажа. Новеллы Боккаччо не лишены и назидательности. Герои из обрамления высказывают свои суждения, часто противоречивые, по поводу рассказанных историй. Они голос автора, выразители его позиции. Так, с симпатией Боккаччо рисует эпизоды земной любви, которая у него всегда соединяет плотское и духовное и никогда не выступает только плотским инстинктом. (Обилие в «Декамероне» новелл с пикантными эротическими сюжетами сам автор впоследствии объяснял ошибками молодости.)

Все новеллы систематизированы: сначала идут сатирические новеллы (авторская сатира направлена против дворянских привилегий, произвола и грубого насилия властей, против религиозного аскетизма и церковников – тунеядцев, мошенников, распутников и лицемеров), потом авантюрные – с плутоватыми, но привлекательными героями, затем – новеллы о человеческом благородстве, где герои идеализированы. Новеллы последнего, десятого дня стоят в книге особняком: в них сильна назидательность и оживает средневековая рыцарская этика. Героиня итоговой новеллы сборника Гризельда – дочь крестьянина, ставшая женой маркиза, - является воплощением добродетели и отличается исключительной стойкостью духа. По стилю рассказ об этой женщине, с честью преодолевающей все испытания, явно тяготеет к житию. Таким образом, произведение Боккаччо выстроено, как и «Божественная комедия» Данте, по принципу готической вертикали – от низменного к возвышенному. Но дантовскую композицию космического пространства Боккаччо перенес только на земное пространство, полностью исключив все сверхъестественное (черти, ангелы) и отказавшись от аллегорического изображения жизни. Новаторством является и то, что Боккаччо ввел в новеллу диалог. Кроме того, если Данте создал язык итальянской поэзии, то Боккаччо создал язык итальянской прозы, мало изменившийся со времен «Декамерона».

 

 

Домашнее задание: 1) прочитать последнюю новеллу «Декамерона» (в тесте будут вопросы по содержанию); 2) подготовиться к тесту № 3 «Литература Предвозрождения и итальянского Возрождения» (Данте, Петрарка, Боккаччо).

Обратите внимание: много вопросов будет по «Божественной комедии» Данте (ниже см. дополнительный материал)!!!

Дополнительный материал для тех, кто пропустил семинар по творчеству Данте




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.