Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире

 

На примере культурно-исторических очагов народов восточной цивилизации (Египта, Ближнего и Среднего Востока, Древнего Китая и Древней Индии) прослеживается зарождение педагогической мысли и воспитательных систем, их общее и особенное, обусловленное деспотическим характером государств, достаточно высоким уровнем их культуры, влиянием философско-религиозного мировоззрения в духе индуизма, конфуцианства, буддизма.

Они оказали значительное воздействие на формирование античной и средневековой европейских педагогических традиций. Это проявилось и в сословных принципах образования и воспитания, и во влиянии библейских заповедей, и в синтезе восточных и западных педагогических культур в эпоху эллинизма.

Истоки педагогической мысли восходят к религиозно-философским учениям и наследию мыслителей Древнего Востока. Так, возникшее в первом тысячелетии до н.э. в Индии учение буддизма ориентировало на постижение мира через «просветление» путём изучения 18 областей знания, которые включают: четыре Веды; шесть Веданг; четыре Упаведы – медицину, военное искусство, музыку, архитектуру, или науку о ремесле; пураны – эпические поэмы мифологического, космогонического и легендарного содержания; итихасу – предания; ньяя – науку о правильном рассуждении, логику; мимансу – философскую систему, занимающуюся интерпретацией ведического ритуала и текста. Идеи ученичества, отказа от себялюбия, воспитание самоотверженности, мудрости, стремления преодолевать противоречия на жизненном пути – таковы философско-педагогические идеалы буддизма.

В VI в. до н. э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений - конфуцианство и даосизм, оказавших сильное влияние на развитие педагогической практики.

Китайский философ Конфуций (551-479 г. до н.э) исходил из положения о неравенстве людей, врождённости интеллектуальных и этических качеств человека; ведущей роли воспитания и образования в процессе развития человека, формирования его личности; приоритета учителя в данном процессе; важности нравственно-эстетических качеств личности и др.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э. – II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Конфуцианство на две тысячи лет определило характер обучения и воспитания в Древнем Китае, способствовало утверждению культа образованного человека, а Конфуций был провозглашён «учителем 10 тысяч поколений».

Изучение педагогической мысли в античный период помогает узнать о философско-педагогических идеях, явившихся истоками формирования европейского Просвещения.

Важно отметить, что на развитие педагогической практики и педагогической мысли существенное влияние оказывали такие типичные черты античной культуры, как объективизм, господство природно-космических сил; космизм, понимание космоса как чувственно-одушевлённого, фаталистически-героического; пантеизм, верования в пантеон божеств, олицетворяющих законы природы; скульптурность, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры.

Можно сказать, что история образования и педагогической мысли Древней Греции и, в наибольшей степени, Рима носит «модельный характер», т.к. возможно найти современные аналогии в области образования и воспитания.

Ценные мысли о воспитании, образовании содержатся в трудах философов античности – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др. Среди них идеи:

- приобретения божественной мудрости через самопознание и самосовершенствование, в том числе путём возбуждения у ученика самодеятельных размышлений в ходе бесед;

- приближения государства к высшей идее блага путём воспитания своих граждан, а также организации школ, имеющих преимущества перед домашним (семейным) воспитанием;

- соответствия воспитания и образования природе, учёта возрастных особенностей человека;

- ведущей роли чувственного опыта, ощущений в процессе познания;

- единства формы и содержания воспитания, соответствующего представлению о человеке как целостности тела и души;

- основы и ценностей нравственного воспитания, умственного образования, планомерного физического развития человека.

Общими для мыслителей являются положения о целях, задачах, содержании воспитания, исходившие из понимания смысла жизни человека и отношения его с миром людей, вещей, природы; гуманном отношении к личности и приоритете гуманитарного образования. Однако большинство философов (кроме Демокрита) исключали идею целенаправленного трудового воспитания ребёнка, считая это уделом низших сословий.

В целом, наибольшее значение для дальнейшего развития педагогической мысли и практике образования имели следующие педагогические идеи античной цивилизации:

- школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения и системы образования как совокупности учреждений разного уровня и направленности, выполняющих функции обучения, воспитания и развития личности;

- целостного образования, основу и ценность которого обеспечивает нравственное воспитание ребёнка;

- всестороннего и гармонического развития личности как идеала воспитания;

- гуманитарного образования;

- природосообразности воспитания, учитывающего связь человека с природой, особенности возрастного развития личности;

- самодеятельного интеллектуального образования и содействующего ему индуктивно-вопросного метода (сократического);

- необходимости планомерного физического развития в силу взаимосвязи души и тела.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Афинская система воспитания и образования | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.