Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка инструкции

Вопрос 1 Подготовка эксперимента

Протокол эксперимента

Процедура эксперимента

Инструктирование

Контроль отношения испытуемых к эксперименту или обследованию

Подготовка эксперимента

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Лекция №

СБОР ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Лекция 7.

Вопросы:

 

Планируя исследование, очень важно заранее представить его как мож­но детальнее, продумать всю экспериментальную ситуацию в целом, про­цедуру работы, процесс взаимодействия с испытуемым.

В инструкции каждая фраза должна быть продумана с особой тщатель­ностью. Так же как и в тексте вопросников, желательно, чтобы в ней не было длинных предложений. По мнению И. А. Бутенко (1989), предложе­ние в тексте анкеты не должно содержать более 11 слов. Вероятно, если фраза включает устойчивые словосочетания, то это число может быть не­сколько большим. В длинной инструкции лучше выделить смысловые бло­ки либо с помощью пространственного кодирования (разнесением абзацев на листе), либо ключевыми словами.

 

До начала основного эксперимента необходимо апробировать составлен­ную инструкцию, чтобы убедиться в ее понятности. Часто это можно сделать и без последующего проведения эксперимента, а лишь продемонстрировав стимульный материал и объяснив, что требуется от испытуемого. Это даст возможность узнать, насколько понятны задания и вопросы. Желательно про­вести апробацию с 5-10 людьми, а сложную инструкцию - с 10-15.

 

При выборе вида шкалы и количества градаций в шкале лучше опи­раться на результаты исследований, затрагивавших эти вопросы (см. на­пример, Ильясов, 1984; Максимов, 1982 и др.).

 

Словесные шкалы представляют собой набор суждений (не менее двух) о степени выраженности признака. Суждения могут быть представлены в форме полюсов шкалы (свернутая словесная шкала), например: сильный -слабый, быстрый - медленный, активный - пассивный или в форме упоря­доченного набора словесных обозначений полюсов и градаций (ступеней) шкалы (развернутая словесная шкала). Развернутая словесная шкала пред­полагает словесное выражение широкого спектра степеней выраженности или значений одного признака.

 

Словесные суждения не всегда однозначно толкуются даже членами груп­пы, сходными по полу, возрасту, социально-экономическому статусу и обра­зованию. Эта неопределенность понимания и интерпретации суждений за­трудняет их применение в шкалах в качестве точного психометрического ин­струмента. Экспериментально показана неопределенность многих житейс­ких суждений. Чем менее определенным было суждение, тем большей оказа­лась вариативность оценок выраженности какого-либо явления. Наибольшая вариативность оценок обнаружена для суждений типа: мало-мальски, едва-едва, почти, в общем и целом, немало, сравнительно много и т. п.

 

Недостатки словесных шкал, связанные с тем, что суждениям об одних и тех же объектах разные люди придают разное значение, могут быть умень­шены с помощью ряда приемов (Процесс социологического исследования, 1975; Ядов, 1995).

Часть этих приемов выступает в качестве такого рода требований к сло­весным шкалам.

1)Необходимо согласовывать суждения с особенностями объекта. На­пример, оценивая память, лучше пользоваться понятиями «хорошая - пло­хая», чем «сильная - слабая», «высокая развитость - низкая развитость».

 

2)Меньше допускать неточности, расплывчатости, двусмысленности в суждениях, понятиях, обозначениях полюсов шкал и промежуточных гра­даций. Например: «сильный», «средний», «слабый интерес» лучше, чем «очень сильный - очень слабый интерес», «значительный - незначитель­ный интерес».

 

3)Словесные обозначения не должны пересекаться, чтобы в одном по­нятии не содержалась часть другого. Например: добросовестно, прилежно, основательно; довольно сильно; чересчур умный.

 

4)Словесные обозначения по возможности не должны содержать оце­нок. Например: очень известный - малоизвестный, очень толстый - оченьстройный.

 

5)Словесные обозначения должны указывать на один признак, а не наряд признаков объекта. Например, неудачной является шкала с полюсами: желание учиться - нежелание учиться. Лучше разбить ее на две или три однозначных шкалы: интерес к учебе, трудолюбие в освоении учебных пред­метов, успешность в учебе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Значение физиологических показателей | К эксперименту или обследованию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.