КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антропологические науки, их роль в воспитании
Связь педагогики с другими науками имеет два аспекта: - первый – использование педагогической идей других наук для разработки воспитательных теорий, - второй – заимствование другими науками ее отедльных методов и методик исследования. В первую очередь педагогика тесным образом взаимосвязана с науками, которые имеют общий с педагогикой объект исследования – воспитание, развитие и формирование личности. К таковым относятся, как их назвал К.Д. Ушинскй, антропологические науки: анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история. Философия: - являются методологической основой педагогики, - помогают определить смысл и цели воспитания, - правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, - снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Анатомия и физиология: - составляют базу для понимания биологической сущности человека - развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, - первой и второй сигнальных систем, - развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Психология. Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогика - эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии:
- дидактика, например, опирается на теорию познавательных процессов (способностей) и умственного развития; - теория воспитания, базируется на психологии личности и т.д. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей - педагогической психологии и психо-педагогики. Очевидны, связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Отрасли, возникшие на стыке педагогики с точными и техническими науками, кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология (внушение, воздействие на личность) и др. Смежные с педагогической науки условно можно подразделить на 5 больших групп. 1. Базовые – такими для педагогики являются науки: анатомия, физиология, гигиена, психология человека и социология. 2. Естественные науки. Сюда можно отнести космологию и астрономию, физику и химию, биологию, экологию и географию. 3. Математические и технические науки (математическая статистика, информатика, кибернетика (управление процессами), эргономика (изучает возможности человека в трудовых процессах) и др). 4. Гуманитарные науки: философия, этика, эстетика, гносеология (теория познания), аксиология (учение о ценностях), логика, философия, языкознание, лингвистика, литература, история, экономика, правоведение, религоведение. 5. Науки об искусстве – литературоведение, музыковедение, киноведение, театроведение. Таким образом, педагогика взаимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи, теоретические положения, выводы, методы исследования, понятийный аппарат ряда других наук, но при этом остается и развивается своим предметом, собственными методами и средствами достижения цели.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |