Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства или категории современного образования

Образование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом

Лекция 3. Образование в современных условиях

Тема 2. Актуальные педагогические проблемы образования

 

 

 

 

Вопросы:

3.1. Образование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом.

3.2. Свойства или категории современного образования.

3.3. Суть основных противоречий и тенденций современной социокультурной ситуации.

3.4. Сущность системы образования Республики Беларусь.

 

Литература:

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - Москва, 1995.

2. Калицкий Э.М. На пути к открытому профессиональному образованию: Ключевые квалификации. - Мн.: РИПО, 1996.

3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

 

 

 

 

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Пути получения образования:

- обучение,

- самообразование,

- культурно-просветительная работа,

- участие в общественно-полезной деятельности и т. д.

Современное образование связано:

- с осознанием человеком себя и общества, природы и космоса,

- «окультуриванием» чувств и мышления,

- преобразованием внутреннего мира людей и социальной действительности.

Образование осмысливается как открытый, свободный, творческий институт человека во всех сферах его жизни и деятельности.

Понимание современного образования базируется:

- на новом осмыслении его основ,

- ориентации на национальные и общечеловеческие ценности.

К ним относятся:

- социально-культурная природа образования;

- приоритет знаний, высокий профессионализм;

- возможность получения образования, которому найдется применение, которое ценится обществом и служит его развитию;

- возможности для становления; мировоззрения, миролонимания, мироощущения человека, его самореализации в обществе и природе;

- особая значимость в образовании самообразования, самовоспитания, творчества, самосовершенствования человека;

- понимание образования как важнейшей из сфер деятельности человека, т. к. оно – «производство» человека — главный движитель жизни.

 

 

 

 

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами (или категориями):

1. Гуманизация – ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала.

2. Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, хорошо знать родной язык, историю и культуру, быть экономически и юридически грамотным человеком.

3. Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех субъектов образования. Осуществляется через группировку учащихся, предметов, составление индивидуальных планов.

4. Диверсификация — широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

5. Стандартизация — ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин и количества часов на эти дисциплины.

6. Многовариантность — создание в образовательной системе условий выбора и принятия самостоятельного ответственного решения, обеспечение альтернативного и свободного развития. На практике проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать различных уровней образованности, выбирать тип образовательного учреждения.

7. Многоуровневостъ — это организация многоэтапного образовательного процесса. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели,сроки обучения и свои характерные особенности. Например, система высшего образования ориентирована на три уровня: 1-й уровень — общее высшее образование (2 года), 2-й уровень — базовое высшее образование — бакалаврит (2 года общего образования + 2 года), 3-й — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалаврита + 2 года).

8. Фундаментализация —усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний.

9. Информатизация — связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.

10. Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особенностей во всех формах взаимодействия с учащимися.

11. Непрерывность — процесс постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе (получения человеком знаний, навыков и умений в учебных заведениях и путем организованного самообразования в течение всей жизни).

Непрерывность предполагает преемственность, т. е. последовательность явлений в процессе развития.

Система непрерывного профессионального образования включает совокупность учебных заведений, органов управления, научно-методического, финансового, материально-технического обеспечения и т. д.

Учебные заведения системы непрерывного профессионального образования (рис. 3.1):

УПК - межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся;

ПТУ - профессионально-техническое училище;

ЦПО — центр профессионального образования (обеспечивает интеграцию трудового (профессионального) обучения школьников и профессионально-технического образования);

ССУЗ - среднее специальное учебное заведение;

ВПУ — высшее профессиональное училище (обеспечивает интеграцию профессионально-технического и среднего специального образования);

ВТУ - высшее техническое училище (обеспечивает интеграцию профессионально-технического, среднего специального и высшего образования);

ВУЗ - высшее учебное заведение.

 
 

 

 


Рис. 3.1. Структура непрерывного профессионального образования

 

 

Колледж – обеспечивает углубленное среднее специальное образование.

Высший колледж - обеспечивает интеграцию среднего специального и высшего образования в полном объеме.

Создаются учебные объединения, имеющие структуры: «УПК – ПТУЗ», «ПТУЗ – ССУЗ», «ПТУ – ВПУ», «ССУЗ – ВУЗ», «ПТУЗ - ССУЗ – ВУЗ» и др.

12. Преемственность — предполагает преемственность всех уровней образования: дошкольного, начального, среднего, среднеспециального, неполного высшего и высшего.

13. Демократизация – выделяются следующие демократические принципы, положенные в основу переустройства образовательных систем:

- равенство всех членов общества перед образованием;

- доступность независимо от социальных, религиозных и других отличий;

- децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем образования;

- открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения;

- право на выбор учебного заведения;

- нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование человека, способного свободно и творчески мыслить и работать.

14. Интегративность. В современной педагогике прослеживается тенденция преодоления изолированности и постепенного сближения академического (который ведет к получению университетского образования) и профессионально-технического (ведущего непосредственно в мир труда) уровней среднего образования.

Еще одной существенной проблемой, требующей неотложного решения, является создание международного единого образовательного пространства, что позволит преодолеть изолированность современных образовательных систем, найти их равновесие и установить взаимную открытость.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метапедагогика | Суть основных противоречий и тенденций современной социокультурной ситуации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.