КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства или категории современного образованияОбразование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом Лекция 3. Образование в современных условиях Тема 2. Актуальные педагогические проблемы образования
Вопросы: 3.1. Образование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом. 3.2. Свойства или категории современного образования. 3.3. Суть основных противоречий и тенденций современной социокультурной ситуации. 3.4. Сущность системы образования Республики Беларусь.
Литература: 1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - Москва, 1995. 2. Калицкий Э.М. На пути к открытому профессиональному образованию: Ключевые квалификации. - Мн.: РИПО, 1996. 3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Пути получения образования: - обучение, - самообразование, - культурно-просветительная работа, - участие в общественно-полезной деятельности и т. д. Современное образование связано: - с осознанием человеком себя и общества, природы и космоса, - «окультуриванием» чувств и мышления, - преобразованием внутреннего мира людей и социальной действительности. Образование осмысливается как открытый, свободный, творческий институт человека во всех сферах его жизни и деятельности. Понимание современного образования базируется: - на новом осмыслении его основ, - ориентации на национальные и общечеловеческие ценности. К ним относятся: - социально-культурная природа образования; - приоритет знаний, высокий профессионализм; - возможность получения образования, которому найдется применение, которое ценится обществом и служит его развитию; - возможности для становления; мировоззрения, миролонимания, мироощущения человека, его самореализации в обществе и природе; - особая значимость в образовании самообразования, самовоспитания, творчества, самосовершенствования человека; - понимание образования как важнейшей из сфер деятельности человека, т. к. оно – «производство» человека — главный движитель жизни.
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами (или категориями): 1. Гуманизация – ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала. 2. Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, хорошо знать родной язык, историю и культуру, быть экономически и юридически грамотным человеком. 3. Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех субъектов образования. Осуществляется через группировку учащихся, предметов, составление индивидуальных планов. 4. Диверсификация — широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. 5. Стандартизация — ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин и количества часов на эти дисциплины. 6. Многовариантность — создание в образовательной системе условий выбора и принятия самостоятельного ответственного решения, обеспечение альтернативного и свободного развития. На практике проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать различных уровней образованности, выбирать тип образовательного учреждения. 7. Многоуровневостъ — это организация многоэтапного образовательного процесса. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели,сроки обучения и свои характерные особенности. Например, система высшего образования ориентирована на три уровня: 1-й уровень — общее высшее образование (2 года), 2-й уровень — базовое высшее образование — бакалаврит (2 года общего образования + 2 года), 3-й — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалаврита + 2 года). 8. Фундаментализация —усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний. 9. Информатизация — связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. 10. Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особенностей во всех формах взаимодействия с учащимися. 11. Непрерывность — процесс постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе (получения человеком знаний, навыков и умений в учебных заведениях и путем организованного самообразования в течение всей жизни). Непрерывность предполагает преемственность, т. е. последовательность явлений в процессе развития. Система непрерывного профессионального образования включает совокупность учебных заведений, органов управления, научно-методического, финансового, материально-технического обеспечения и т. д. Учебные заведения системы непрерывного профессионального образования (рис. 3.1): УПК - межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся; ПТУ - профессионально-техническое училище; ЦПО — центр профессионального образования (обеспечивает интеграцию трудового (профессионального) обучения школьников и профессионально-технического образования); ССУЗ - среднее специальное учебное заведение; ВПУ — высшее профессиональное училище (обеспечивает интеграцию профессионально-технического и среднего специального образования); ВТУ - высшее техническое училище (обеспечивает интеграцию профессионально-технического, среднего специального и высшего образования); ВУЗ - высшее учебное заведение.
Рис. 3.1. Структура непрерывного профессионального образования
Колледж – обеспечивает углубленное среднее специальное образование. Высший колледж - обеспечивает интеграцию среднего специального и высшего образования в полном объеме. Создаются учебные объединения, имеющие структуры: «УПК – ПТУЗ», «ПТУЗ – ССУЗ», «ПТУ – ВПУ», «ССУЗ – ВУЗ», «ПТУЗ - ССУЗ – ВУЗ» и др. 12. Преемственность — предполагает преемственность всех уровней образования: дошкольного, начального, среднего, среднеспециального, неполного высшего и высшего. 13. Демократизация – выделяются следующие демократические принципы, положенные в основу переустройства образовательных систем: - равенство всех членов общества перед образованием; - доступность независимо от социальных, религиозных и других отличий; - децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем образования; - открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения; - право на выбор учебного заведения; - нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование человека, способного свободно и творчески мыслить и работать. 14. Интегративность. В современной педагогике прослеживается тенденция преодоления изолированности и постепенного сближения академического (который ведет к получению университетского образования) и профессионально-технического (ведущего непосредственно в мир труда) уровней среднего образования. Еще одной существенной проблемой, требующей неотложного решения, является создание международного единого образовательного пространства, что позволит преодолеть изолированность современных образовательных систем, найти их равновесие и установить взаимную открытость.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |