Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность педагогической диагностики




Тема 7. Педагогическая диагностика

 

Практическое занятие 9. Сущность педагогической диагностики.

 

Цель: анализ основных компонентов педагогического процесса.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Выявление сущности педагогической диагностики.

2. Диагностика как условие эффективного управления учебным процессом.

3. Показатели качества современного процесса обучения.

4. Пути повышения эффективности современной системы обучения.

 

Литература:

1. Ильин М.В. Изучаем педагогику (краткий конспект лекций). -Мн.: РИПО, 1998.

2. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высш.пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.

 

Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы.

Современная диагностика — это совокупность методов и методик, позволяющих всесторонне исследовать ученика в системе педагогических отношений. Традиционные методы контроля диагностика подчиняет гуманистической цели и поворачивает в русло новых отношений.

Диагностика — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точнее, определение его результатов.

Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.

Очевидно, что в диагностику вкладывается более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейшего развития.

Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точных, адекватных, установленных критериях оценки знаний, умений. Практически, объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также от педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации этого принципа является также объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы; сравнение наблюдаемого нами поведения с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения; интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению; анализ с целью определить причины отклонения в поведении. Не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи можно оказать влияние на их поведение в будущем. Необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся для того, чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.

Способов диагностирования наработано в педагогике достаточно много:

- наблюдение за повседневной работой учащихся;

- проверка выполнения домашнего задания;

- наблюдение за выполнением заданий в классе;

- контрольные и самостоятельные работы, экскурсии в целях проверки знаний;

- творческие работы;

- тестирование обученности и воспитанности школьников;

- исследование потенциальных возможностей (обучаемости) учеников;

- проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса и др.

Таким образом, в гуманистической педагогике диагностика выходит на первый план как общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса и использует контроль и оценку как дополнительные способы получения необходимой информации.

 

Практическое занятие 10. Сущность контроля и оценка знаний и умений учащихся.

 

Цель: осмысление сущности контроля и оценки знаний и умений учащихся.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Контроль в обучении, виды, функции.

2. Оценочная шкала. Основные критерии оценки знаний.

 

Литература:

1. Шадрикова И А. Роль педагогического оценивания в профессиональном мастерстве учителя. Учебное пособие для студентов ІV-V курсов. - М.: МГОПИ, 1999.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.