Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение особенностей воспитательных дел




Классификация методов воспитания

 

 

Классификация методов воспитания — это построенная по определенному признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.

Так, И. Ф. Харламов выделяет общие (основные) методы воспитания, устанавливая их определенную связь с формированием соответствующих структурных компонентов личностных качеств:

- убеждение;

- положительный пример;

- упражнение (приучение);

- одобрение;

- осуждение;

- требование;

- переключение на другие виды деятельности;

- контроль за поведением.

1. Убеждение – метод воспитания, выражающийся в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и различных духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитываемой личности. Психологической основой метода является принцип опережающего отражения в сознании личности тех действий и поступков, которые она собирается осуществить.

К наиболее важным средствам реализации метода относятся:

- различная учебная деятельность;

- разъяснительная индивидуальная работа;

- коллективные беседы, вечера, конференции на научные, нравственные, эстетические, санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники, культуры, представителями производства и т. д.

2. Метод положительного примера заключается в использовании лучших образцов (примеров) поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) в активной работе над собой, в развитии и усовершенствовании своих личных качеств и преодолении недостатков.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является подражательность.

Психологический механизм влияния подражания заключается в том, что, сталкиваясь с различными образцами поведения и деятельности, воспитанники испытывают внутренние переживания между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них возникает потребность в усовершенствовании своих личных черт и качеств.

3. Метод упражнений (приучения) предполагает многократное повторение действий и поступков обучаемыми, а также вызывающих их потребностей и мотивов в целях закрепления необходимых навыков и привычек поведения.

Психологи связывают процесс формирования навыков и привычек поведения с многократным повторением одних и тех же переживаний.

В качестве средств реализации метода выступает различная учебная деятельность, внеклассные мероприятия, отношения как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается культура языка, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т. д.

Всякая практическая деятельность учащихся при правильной организации является методом упражнений. Без этого не может быть эффективного воспитания.

4. Методы одобрения и осуждения. Одобрение как метод воспитания – это признание положительной оценки поведения или качеств обучаемого со стороны педагога или коллектива, выраженное публично или индивидуально.

Осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения. Психологической основой методов одобрения и осуждения выступают те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении.

Средствами реализации метода одобрения выступают различные виды (меры) поощрения: личная похвала со стороны педагогов, руководителя учебного заведения, благодарность в приказе по учебному заведению, награждение грамотами, дипломами, медалями, ценными подарками и т. д. Поощрения применяются с учетом личностных особенностей учащихся.

Средствами метода осуждения выступают замечания педагогов, устный выговор, письменный выговор, вызов для обсуждения на педсовет, отчисление из учебного заведения в установленном порядке, направление в специальное учебное заведение и др.

Осуждение достигает цели, если оно справедливо и поддерживается коллективом.

5. Метод требования способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения.

Требования помогают учащимся осознавать и переживать возникающие внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой.

Педагогические средства реализации метода: просьбы, разъяснения, тактичные указания, распоряжения и др. Метод позволяет оперативно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом корректировать их. Его эффективность зависит от доброжелательности отношений между обучаемым и педагогом.

6. Метод контроля, проявляющийся в наблюдении за деятельностью и поведением обучаемых с целью побуждения их к выполнению установленных правил поведения, выдаваемых заданий и предъявляемых требований.

Средствами осуществления контроля являются ежедневные наблюдения за поведением и работой обучаемых, индивидуальные беседы об исполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты обучаемых перед одноклассниками (сокурсниками) о своей работе и дисциплине. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении обучаемых, выступает в качестве действенного стимула их работы и сохранения установленного порядка.

7. Метод переключения заключается в том, что обучаемый или целый коллектив переключается на новые виды деятельности в результате возбуждения у них новых психических переживаний, создания новых внутренних установок в поведении.

Наиболее общими факторами, определяющими выбор метода, являются:

- цели и задачи воспитания;

- принципы воспитания;

- содержание воспитания;

- возрастные особенности воспитанников;

- уровень сформированности коллектива;

- индивидуальные и личностные особенности воспитанников;

- условия воспитания;

- средства воспитания;

- уровень квалификации педагога;

- время, отводимое для воспитания;

- ожидаемые последствия.

Однако названные общие методы воспитания в педагогическом процессе имеют специфический характер. Одни из них, в известной мере, играют определяющую роль в развитии и формировании личности, например, методы убеждения, положительного примера и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы используются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения учащихся и выполняют вспомогательную, или регулятивно-коррекционную роль. К ним относятся: методы одобрения и осуждения, метод переключения учащихся на другие виды деятельности, метод требования и метод контроля.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский):

1. Методы формирования сознания (основаны на принципе единства сознания и поведения).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности).

3. Методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности).

Некоторые ученые выделяют методы самовоспитания (самоконтроль, самонаблюдение, самовнушение, самостимулирование и др.), методы контроля за эффективностью воспитания (наблюдение, беседа, опрос, диагностика, тренинг и др.). Все группы методов воспитания используются только комплексно.

Методы формирования сознания — это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей с целью формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания школьников — формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.

Их функции:

- Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении в сознании школьников.

- Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов.

- Обобщение, анализ собственного опыта школьников.

Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки. Основной инструмент — слово, сообщение и обсуждение информации. К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения — это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.

Основное понятие – воспитание в деятельности, которое проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться — все проходят роли исполнителей и организаторов.

Эта группа методов является ведущей; тесно связана с методами формирования сознания.

Основная функция – выработка умений и привычек правильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.

Методы стимулирования – это методы побуждения к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.

В эту группу входят: поощрение, наказание, соревнование, «взрыв», принуждение, метод естественных последствий.

К основным методам контроля за эффективностью воспитания относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых,

К условиям воспитания относятся материальные, психофизические, санитарно-гигиенические условия, а также отношения, складывающиеся в классе. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства, которые в педагогической практике называют педагогическими ситуациями, а для их решения учитель применяет оптимальное сочетание методов воспитания.

Выбор методов воспитания — высокое искусство, опирающееся на науку. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Одни и те же задачи могут быль наполнены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать методы воспитания не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.


Практическое занятие 11. Особенности воспитательных дел.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Определение особенностей воспитательных дел.

2. Воспитание личности в учебном коллективе.

 

Литература:

1. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 2000.

 

 

 

Воспитательные дела. Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами. Коллективные творческие дела, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, проф. И. П. Иванов, это не мероприятия, а забота; это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, свободного общения, а второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния – нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Деятельностный подход определяет направленность воспитания, а комплексный – характер его содержания.

Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообразие в школах, можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются этапы целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей), планирования, организации и подготовки, непосредственного осуществления дела, анализа достигнутых результатов.

Важным источником целеполагания и проектирования воспитательного дела выступает социальная ситуация того периода, в котором оно осуществляется. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, правительственными постановлениями, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения воспитательного дела служит педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт формируемого типа личности. Еще один источник – общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Эти источники в единстве наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.

Доминирующая воспитательная цель (обычно цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания – умственным, физическим, трудовым и т. д.

Задача педагога на этапе целеполагания – учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: «Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие?», «Каков уровень его развития по данному направлению?», «Что необходимо достигнуть в результате осуществления дела?», «Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата?» Внимание уделяется также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности педагога и школьников – определение цели и конкретных задач.

Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигающих успеха в работе с различными ученическими объединениями, позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций (правил), соблюдение которых облегчает путь к высоким результатам.

- Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного дела – необходимое условие его эффективности. Эти задачи должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не надо навязывать свою точку зрения, убедите ребят принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое.

- Любое воспитательное дело проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов. Первый требует живой, творческой, заинтересованной деятельности самих воспитанников и нацеливает на выбор дел динамичных, где нужно приложить усилия. А второй позволяет педагогу получить от одного дела разносторонний эффект.

- Не следует стремиться к равнозначности всех решаемых в процессе воспитательного дела задач, потому что оптимизировать систему одновременно по нескольким критериям невозможно. В любом деле выделяется главное звено, через которое решаются все остальные задачи.

- Очень важно определить содержание воспитательных дел в связи с его задачами и условиями осуществления. Материал подбирается таким образом, чтобы он служил основой предполагаемого воздействия. Чтобы не ошибиться, воспитателю нужно знать интересы и увлечения воспитанников, не потакать их желаниям, но опираться на них, развивая правильные ориентации.

- Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа воспитательного дела. При этом надо иметь в виду, что методы должны обеспечивать максимальную активность, инициативность, самостоятельность. Пассивность – первый враг воспитательных дел: присматривайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить.

- При подготовке воспитательного дела стремитесь к максимальной организационной четкости. Любое воспитательное дело должно стать «школой организации» для воспитанников. Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях. Подготовка и проведение дела — верный путь к сплочению коллектива.

- Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и широта маневра — их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов, отдельных учащихся. Проектируя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в параллельном. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.

- Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие дела воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Все время находить новое трудно, но необходимо. В арсенале воспитательных дел много интересных разработок, и это гарантирует новизну, а совершенствовать их, соотнося с конкретными условиями, можно до бесконечности.

- Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный человек более восприимчив. Найти в каждом воспитательном деле близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружающей действительности – один из важнейших путей в деле повышения культуры воспитательной работы (Ю. А. Конаржевский).

Этап планирования воспитательных дел наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически же это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача — вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.

Многие педагоги считают грубым нарушением планирование воспитательных дел без участия воспитанников. Известно: самому что-то сделать легче и быстрее, чем учить этому других. Но функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому и планируются, и готовятся воспитательные дела вместе с ними, точнее готовят и проводят их сами ребята под руководством классного руководителя. Иначе это будет мероприятием, а не собственным делом школьников.

От качества планирования и организации зависит, как будет выполнено воспитательное дело. Чтобы не упустить главное, не сбиться с намеченного курса и достичь поставленной цели, педагогу нужно научиться отделять главное от второстепенного, иначе детали, мелочи отнимут много сил и времени. Вопросы нужно решать комплексно: делая одно, делать многое.

Сложные общешкольные дела, охватывающие множество участников, рекомендуется планировать методом сетевого графика. На нем в наглядной и удобной для восприятия форме изображаются цели, задачи, пути (маршруты) их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы работы, промежуточные этапы (станции), дается другая информация, необходимая для понимания идеи. Сетевые графики вывешиваются на видных местах. Флажками отмечаются пройденные участки.

Принимая участие в планировании воспитательных дел, ученики проходят хорошую школу плановой организации деятельности. Поэтому чрезвычайно важно показывать им прикладное, практическое значение планирования работы. Планирование будет успешным, если классный руководитель учтет следующие рекомендации:

- Будет опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Чрезвычайная сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают воспитательное дело в формальное мероприятие. Интереса к следующему делу добиться будет нелегко.

- Воспитательное дело — занятие коллективное. Дайте ребятам почувствовать, что составление плана очень ответственное занятие, что каждый раздел, над которым работает ученик, обязательно связывается с другими разделами и зависит от них. Планирование должно иметь коллективный характер.

- Познакомьтесь с методами сетевого планирования, методикой составления наглядных, удобочитаемых и понятных графических планов. Изучите ее с учениками, научите их применять сетевые графики при планировании других видов труда.

Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Только при организации весь комплекс: воспитатели, воспитанники, средства — могут образовать некий жизнеспособный процесс.

На завершающем этапе воспитательного дела подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. Ставится цель вскрыть причины успехов и неудач. Целесообразно придерживаться апробированной схемы анализа воспитательного дела, последовательно отвечая на вопросы: все ли позиции подготовки и проведения дела нашли отражение в плане; отвечало ли содержание программы намеченной цели; отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации; все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами; какие фрагменты, части дела удались лучше и почему; выдержано ли воспитательное дело во времени; кто и почему срывал сроки; представляло ли дело систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей; был ли эффект новизны; отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу; удовлетворяет ли качество дела, каково отношение к нему учеников, над какими вопросами заставило оно их задуматься; какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший участие в деле; каким было поведение учеников; почему возникла отрицательная реакция части учеников на те или иные педагогические действия; от чего нужно отказаться и что ввести нового в следующие воспитательные дела.

Внеклассная работа преподавателей и мастеров производственного обучения (из опыта работы)

Проведение классных часов также часто осуществляются при компьютерной поддержке и заключаются в демонстрации видеороликов, использования материалов из Интернет, выполнении творческих заданий. Удачными на наш взгляд оказались классные часы, проведенные с применением компьютерных технологий на тему: «День космонавтики» «Профессия оператор ЭВМ», «Сокровища Эрмитажа».

Воспитательные дела в лицее имеют коллективный и творческий характер. В воспитательных делах сливаются формы, средстве и способы взаимодействия воспитателей со школьниками. Одним из важных источников целеполагания и проектирования воспитательных дел выступает социальная ситуация, которая обусловливается знаменательными и юбилейными делами, общественно-значимыми идеями, событиями местной жизни, общей направленностью работы лицея на определенный период. Взятые в единстве эти источники наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.

В основе воспитательных дел лежат 2 подхода: деятельный, который требует организации различных видов деятельности: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, целостно-ориентированной и свободного общения; и комплексный, предполагает «сращивание» всех видов деятельности, в едином процессе их влияния (нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные). Деятельный подход указывает направленность воспитания, а комплексный – его содержания.

В каждом деле выделяется доминирующая цель, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.)

Воспитательные дела проектируются с учетом рациональных методов, средств и приемов, которые должны обеспечить максимальную активность инициативность, самостоятельность. Они должны быть яркими, разнообразными, вызывающими незабываемые эмоции.

Каждое воспитательное дело проводится с использованием технической базы и информационно-коммуникационных технологий; в которую входят не только компьютеры, но и оборудование: от фотоаппарата до радиомикрофона. Уже давно при проведении воспитательных дел применяется караоке, группа технического обслуживания обеспечивает музыкальное сопровождение через усилители и работу микрофонов. Последнее новшество, используемое при проведение воспитательных дел -это передача с компьютера через проектор на экран сканированного иллюстративного или текстового материала, или компьютерных рисунков обучающихся.

Наиболее яркими примерами этому могут служить мероприятия «Нам 60», посвященное юбилейной дате, а также День Российского студента. Все мероприятия снимаются на видеокамеру. Создана база видеофильмов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.