Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деление памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору




Деление памяти по времени хранения материала

Виды памяти

 

 

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную (обязательно ставится задача, процесс запоминания требует волевых усилий) и произвольную (запоминание без усилий со стороны человека, автоматически).

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.

Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания.

Готовность памяти выражается в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.

Эти различия связаны:

а) с особенностями личности человека,

б) с его эмоциональным настроем,

в) интересами и потребностями,

г) общим состоянием личности и физическим состоянием в целом.

Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо.

Индивидуальные различия в памяти проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т.п.), у других - словесный материал (понятия мысли, числа), у третьих - не замечается явного преимущества в запоминании определённого материала. В связи с этим в психологии различают наглядно - образный, словесно - абстрактный и промежуточный типы памяти. Жизненные факты доказывают, что преобладание в запоминании образов и мыслей определяется в первую очередь условиями жизни и деятельности людей. Так, наглядно -- образный тип памяти чаще встречается у художников, словесно - абстрактный - у учёных -- теоретиков. Но обычно у людей не наблюдается преобладания того или иного типа памяти.

Наглядно - образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают:

а) двигательный

б) зрительный,

в) слуховой типы памяти.

Чаще встречается смешанные типы: зрительно - двигательный, зрительно - слуховой, слухо - двигательный. Соответствующими особенностями своей памяти человек пользуется как приёмом повышения её продуктивности. Во время учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные различия памяти обучаемого, но и в то же время нужно развивать всестороннюю память (и зрительную, и слуховую, и двигательную), т.к. этого требует разнообразие самого учебного материала.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. Все эти науки расширяют наши знания о памяти человека, позволяют глубже заглянуть в одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. В основе этой теории лежит понятие ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по сложности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.

Было установлено:

а) как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени;

б) как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

На смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для неё исходным понятием и главным принципом выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт (образ). Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. Главная мысль состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившихся на ассоциативной основе.

В этой теории есть определённые сложности в объяснении формирования и развития памяти человека в фило и онтогенезе. Получается, что и мотивационные состояния, и сами гештальты мыслились как наперёд заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь не ставился и не решался.

B XX веке (начало) возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А.Бине, К.Бюлер). Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию материал включается в контекст определённых смысловых связей.

С развитием кибернетики в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти - информационно - кибернетическую. Это первые шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти.

Преимущественное развитие в изучении памяти получило направление, связанное с теорией деятельности. Здесь память выступает как особый вид психологических и практических действий, подчинённых решению мнемонической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации.

С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям:

1) Механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

2) Непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приёмов и средств.

3) Непосредственное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Существуют несколько теорий развития памяти:

1) П.П.Блонский высказал мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями её исторического развития и их можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти:

а) двигательная,

б) аффективная,

в) образная,

г) логическая.

Эти виды памяти (по Блонскому П.П.) появились в процессе развития человека последовательно, один за другим.

2) Под иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С.Выготский. Он считал, что совершенствование памяти в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемонической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал всё более совершенные средства запоминания, в т.ч. и письмо. Благодаря различным формам речи - устной, письменной, внешней, внутренней - человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. Память всё более сближалась с мышлением.

3) Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провёл А.Н.Леонтьев. Он показал, как один мнемонический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит за счёт усвоения ребёнком более совершенных стимулов -

- средств запоминания и воспроизведения материала.

Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит в том, что, обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным. Стимулы - средства для запоминания подчиняются закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, поэтому процесс совершенствования памяти человека идёт с развитием его речи рука об руку.

И в заключение, несколько практических рекомендаций по улучшению памяти:

1) То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух.

2) Если предметом запоминания является текст, то необходимо заранее сформулировать к нему вопросы, ответы на которые будут найдены в процессе чтения текста. Это способствует лучшему запоминанию.

3) Чем богаче и разнообразнее стимулы - средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание

4) Чем больше умственных усилий мы прилагаем у тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.

5) Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приёмы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания.

6) Эмоциональное состояние, сопровождающее процесс запоминания, является частью запечатлённой в памяти ситуации.

7) Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти.

8) Способность что - либо зрительно представить положительно влияет на запоминание, развивается образная память.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.