Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преобразования мира




Информация - основа познания и

Основные понятия и категории информатики

 

 

Термин "информация" происходит от латинского informatio - изложение, разъяснение. Под информацией понимают сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом.

Об информации можно говорить в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова информация - это отражение реального мира во всём его многообразии, в узком смысле слова - это любые све­дения, являющиеся объектом регистрации, хранения, передачи и преобразования.

До недавнего времени об информации, как объекте научного исследования не было и речи, хотя информацией человечество пользовалось во все времена. Информация имеет ряд важных характеристик: структура, форма, измерение, ценность, достоверность и др.

Структура информации это то, что определяет взаимосвязи между ее составными элементами. Фундаментальным свойством информации является ее системность. Это означает, что информация обладает в совокупности такими свойствами, какими не обладают ни один из составляющих ее элементов. Например, фраза несет больше информации, чем отдельные слова, из которых она построена.

Форма информации форма информации определяется способом ее представления. В зависимости от этого традиционно различают символьно-текстовую, графическую, звуковую информацию. Можно также выделить и другие, нетрадиционные формы представления информации такие как запах, тепло, нервное раздражение кожи и др., которые современная техника в состоянии измерять и представлять в ЭВМ.

Измерение информации – информация может быть измерена. Потребность в измерении информации возникла в связи с необходимостью ее передачи, накопления и хранения.

Информация возникает в процессе взаимодействия трех объектов: источника информации, среды через которую передается информация и приемника информации. (Человек стоит на берегу реки и слышит плеск волн. Плеск волн – источник информации, воздух – среда в которой распространяется звук, человек - приемник информации).

Ценность информации. Сообщение, которое тем или иным способом уменьшает наше незнание о предмете или явлении, может считаться ценным. В противном случае это сообщение не представляет для нас никакой ценности. Основываясь на этом подходе, один из основоположников теории информации Клод Шеннон определил информацию как снятую неопределенность.

Место информации в системе познания человека отражает схема, представленная на рис. 1.1.1. Процесс усвоения знаний и применений их на практике представляет замкнутый цикл. Человек, изучая объекты окружающего мира, получает информацию, которую фиксирует на различ­ных носителях: книги, магнитные ленты, магнитные диски. Собран­ная информация обрабатывается, анализируется, обобщается и накапли­вается на тех же носителях информации. Теперь эта научная информа­ция (нас интересует прежде всего она) может быть достоянием каждо­го желающего. Появление и внедрение в научные учреждения компьюте­ров, ускорило процесс поиска и использование этой информации. Сведения, полученные при использовании научной информации позволяют расширить наши знания об объекте, создавать новые методы исследования, получать новую информацию.

В одном терминологическом ряду с понятием информация стоят понятия "данные" и "знания".

Под данными понимают информацию, представленную в конкретных формах, которые адекватны возможным способам ее обработки.

Знания – это информация, на основании которой путем логических рассуждений могут быть получены определенные выводы.

В зависимости от области знаний различают научную, техническую, экономическую, производственную, правовую, патентную и другие виды информации. Каждый из этих видов информации имеет особую смысловую нагрузку и ценность, свои требования к точности и достоверности, преимущественные технологии обработки и формы представления и хранения информации.

В наш бурно развивающийся век информация с каждым годом приобретает все большее значение. Она оказывает влияние на все стороны человеческой деятельности: науку, экономику, политику, социальную сферу.

Информация оказывает непосредственное влияние также и на производство. Современные технологии выпуска продукции все в большей степени свя­заны с переработкой информации. Любая промышленная технология может быть охарактеризована объёмом требуемой информации на единицу проду­кции. Причём технология большей информационной ёмкости характеризуе­тся большей эффективностью, меньшим потреблением материальных ресур­сов. Происходит удивительное явление: материальные ресурсы как бы замещаются "невещественной" информацией. Происходит экономия энергии, металлов, нефти и других ресурсов за счёт процессов переработки ин­формации. Благодаря этому информация становится товаром, ресурсом и доступ к этому ресурсу определяет эффективность всех видов деятель­ности.

Интенсивное развитие всех отраслей знания вызвало колоссальный рост количества информации, информационный взрыв. Особенно ярко это стало проявляться с середины ХХ века. В 70-е годы объем информации удваивался каждые 5-7 лет. В 80-е годы удвоение информации происходило уже за 20 месяцев, а в 90-е годы – ежегодно. Например, в конце 80-х годов в СССР в области естественных и общественных наук ежегодно регистрировалось 1,5 млн. отечественных и зарубежных первоисточников. Найти, однако, интересующие сведения в этом потоке информации чрезвычайно сложно, возник информационный голод. Это противоре­чие века информации: рост объёма информации и трудность её получения.

Разрешение этого противоречия возможно только на пути информатизации и компьютеризации общества: создания интегрированных банков данных, сетей обработки и передачи информации, широкого внедрения компьютеров, обеспечивающих доступ к всемирной энциклопедии знаний.

Информатизация - это процесс, включающий комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер по обеспечению полного использования достоверных, исчерпывающих и современных знаний во всех общественно значимых сферах человеческой деятельности. Это процесс существенного изменения роли информации как совокупности знаний и зависимостей между ними в общественной жизни. Создание индустрии информатики и превращение информационного продукта в товар приводит к глубоким социальным изменениям в обществе, меняет само общество. Оно трансформируется из индустриального в информационное.

Темпы экономического развития многих капиталистических стран (США, Япония, Англия и др.) в настоящее время определяются, главным образом, ростом производительности труда именно в сфере информатиза­ции. По официальным оценкам, доля информационных видов деятельности в валовом национальном продукте США достигла 50% уже к концу 70-х годов. Во второй половине 70-х годов в США в создании вычислительно­го потенциала и организации его эффективного использования начался качественно новый этап интеграции его элементов. Этот этап характеризуется формированием многоотраслевого информационно - вычислительного комплекса, ядром которого служит индустрия переработки информации, представляющая собой особую отрасль экономики США. Основная фу­нкция этой отрасли - создание материально-технической базы для удовлетворения информационных потребностей промышленной и деловой сфер, органов государственного управления, других отраслей деятель­ности общества. Основу такой базы составляют ЭВМ, системы связи и передачи информации, базы данных, базы знаний, математические моде­ли, программные средства, информационные технологии, контингент специалистов в области информатики и вычислительной техники, другие составляющие инфраструктуры информационного обслуживания.

В индустрии переработки информации США и других стран всё возрастающую роль приобретают так называемые новые информационные технологии – машинизированные (инженерные) способы обработки, хранения, передачи и использования семантической информации – данных и знаний, реализуемых посредством автоматизированных информационных систем. Информационные технологии включают два основных элемента – машинный и человеческий (социальный), причем социальный элемент выступает главным. Новые информационные техно­логии имеют большое значение в решении задач информатизации. Поэто­му информатизацию можно рассматривать как целенаправленную деятель­ность по созданию и широкомасштабному использованию во всех сферах жизни общества новых информационных технологий с целью интенсифика­ции экономики, ускорения научно-технического прогресса, совершенст­вования стиля и повышения уровня жизни, развития производственных и общественных отношений.

Информационные технологии выступили новым средством превращения знаний в информационный ресурс общества. Информационный ресурс – это организованная совокупность документированной информации, включающей базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и пр.) В последней четверти двадцатого столетия информация, по утверждению специалистов, стала для промышленно развитых стран одним из наиболее важных национальных ресурсов. В начале нового века информацион­ные ресурсы станут основным национальным богатством, а эффективность их промышленного использования будет определять экономическую и оборонную мощь страны в целом.

Контрольные вопросы

1. Что такое информатика?

2. Что понимают под информацией в широком смысле слова?

3. Что понимают под информацией в узком смысле слова?

4. Как влияют научно-технические достижения на объём и распро­странение информации?

5. Что составляет научно-техническую базу процесса информатиза­ции общества?

6. Какое место занимает информатика в системе познания челове­ком окружающего мира и научных знаний?

7. Как влияет информация на уровень жизни общества?

8. Что понимается под информационными технологиями?

9. Что такое информационный ресурс общества?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.