КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преобразования мира
Информация - основа познания и Основные понятия и категории информатики
Термин "информация" происходит от латинского informatio - изложение, разъяснение. Под информацией понимают сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом. Об информации можно говорить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова информация - это отражение реального мира во всём его многообразии, в узком смысле слова - это любые сведения, являющиеся объектом регистрации, хранения, передачи и преобразования. До недавнего времени об информации, как объекте научного исследования не было и речи, хотя информацией человечество пользовалось во все времена. Информация имеет ряд важных характеристик: структура, форма, измерение, ценность, достоверность и др. Структура информации – это то, что определяет взаимосвязи между ее составными элементами. Фундаментальным свойством информации является ее системность. Это означает, что информация обладает в совокупности такими свойствами, какими не обладают ни один из составляющих ее элементов. Например, фраза несет больше информации, чем отдельные слова, из которых она построена. Форма информации – форма информации определяется способом ее представления. В зависимости от этого традиционно различают символьно-текстовую, графическую, звуковую информацию. Можно также выделить и другие, нетрадиционные формы представления информации такие как запах, тепло, нервное раздражение кожи и др., которые современная техника в состоянии измерять и представлять в ЭВМ. Измерение информации – информация может быть измерена. Потребность в измерении информации возникла в связи с необходимостью ее передачи, накопления и хранения. Информация возникает в процессе взаимодействия трех объектов: источника информации, среды через которую передается информация и приемника информации. (Человек стоит на берегу реки и слышит плеск волн. Плеск волн – источник информации, воздух – среда в которой распространяется звук, человек - приемник информации). Ценность информации. Сообщение, которое тем или иным способом уменьшает наше незнание о предмете или явлении, может считаться ценным. В противном случае это сообщение не представляет для нас никакой ценности. Основываясь на этом подходе, один из основоположников теории информации Клод Шеннон определил информацию как снятую неопределенность. Место информации в системе познания человека отражает схема, представленная на рис. 1.1.1. Процесс усвоения знаний и применений их на практике представляет замкнутый цикл. Человек, изучая объекты окружающего мира, получает информацию, которую фиксирует на различных носителях: книги, магнитные ленты, магнитные диски. Собранная информация обрабатывается, анализируется, обобщается и накапливается на тех же носителях информации. Теперь эта научная информация (нас интересует прежде всего она) может быть достоянием каждого желающего. Появление и внедрение в научные учреждения компьютеров, ускорило процесс поиска и использование этой информации. Сведения, полученные при использовании научной информации позволяют расширить наши знания об объекте, создавать новые методы исследования, получать новую информацию. В одном терминологическом ряду с понятием информация стоят понятия "данные" и "знания". Под данными понимают информацию, представленную в конкретных формах, которые адекватны возможным способам ее обработки. Знания – это информация, на основании которой путем логических рассуждений могут быть получены определенные выводы. В зависимости от области знаний различают научную, техническую, экономическую, производственную, правовую, патентную и другие виды информации. Каждый из этих видов информации имеет особую смысловую нагрузку и ценность, свои требования к точности и достоверности, преимущественные технологии обработки и формы представления и хранения информации. В наш бурно развивающийся век информация с каждым годом приобретает все большее значение. Она оказывает влияние на все стороны человеческой деятельности: науку, экономику, политику, социальную сферу. Информация оказывает непосредственное влияние также и на производство. Современные технологии выпуска продукции все в большей степени связаны с переработкой информации. Любая промышленная технология может быть охарактеризована объёмом требуемой информации на единицу продукции. Причём технология большей информационной ёмкости характеризуется большей эффективностью, меньшим потреблением материальных ресурсов. Происходит удивительное явление: материальные ресурсы как бы замещаются "невещественной" информацией. Происходит экономия энергии, металлов, нефти и других ресурсов за счёт процессов переработки информации. Благодаря этому информация становится товаром, ресурсом и доступ к этому ресурсу определяет эффективность всех видов деятельности. Интенсивное развитие всех отраслей знания вызвало колоссальный рост количества информации, информационный взрыв. Особенно ярко это стало проявляться с середины ХХ века. В 70-е годы объем информации удваивался каждые 5-7 лет. В 80-е годы удвоение информации происходило уже за 20 месяцев, а в 90-е годы – ежегодно. Например, в конце 80-х годов в СССР в области естественных и общественных наук ежегодно регистрировалось 1,5 млн. отечественных и зарубежных первоисточников. Найти, однако, интересующие сведения в этом потоке информации чрезвычайно сложно, возник информационный голод. Это противоречие века информации: рост объёма информации и трудность её получения. Разрешение этого противоречия возможно только на пути информатизации и компьютеризации общества: создания интегрированных банков данных, сетей обработки и передачи информации, широкого внедрения компьютеров, обеспечивающих доступ к всемирной энциклопедии знаний. Информатизация - это процесс, включающий комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер по обеспечению полного использования достоверных, исчерпывающих и современных знаний во всех общественно значимых сферах человеческой деятельности. Это процесс существенного изменения роли информации как совокупности знаний и зависимостей между ними в общественной жизни. Создание индустрии информатики и превращение информационного продукта в товар приводит к глубоким социальным изменениям в обществе, меняет само общество. Оно трансформируется из индустриального в информационное. Темпы экономического развития многих капиталистических стран (США, Япония, Англия и др.) в настоящее время определяются, главным образом, ростом производительности труда именно в сфере информатизации. По официальным оценкам, доля информационных видов деятельности в валовом национальном продукте США достигла 50% уже к концу 70-х годов. Во второй половине 70-х годов в США в создании вычислительного потенциала и организации его эффективного использования начался качественно новый этап интеграции его элементов. Этот этап характеризуется формированием многоотраслевого информационно - вычислительного комплекса, ядром которого служит индустрия переработки информации, представляющая собой особую отрасль экономики США. Основная функция этой отрасли - создание материально-технической базы для удовлетворения информационных потребностей промышленной и деловой сфер, органов государственного управления, других отраслей деятельности общества. Основу такой базы составляют ЭВМ, системы связи и передачи информации, базы данных, базы знаний, математические модели, программные средства, информационные технологии, контингент специалистов в области информатики и вычислительной техники, другие составляющие инфраструктуры информационного обслуживания. В индустрии переработки информации США и других стран всё возрастающую роль приобретают так называемые новые информационные технологии – машинизированные (инженерные) способы обработки, хранения, передачи и использования семантической информации – данных и знаний, реализуемых посредством автоматизированных информационных систем. Информационные технологии включают два основных элемента – машинный и человеческий (социальный), причем социальный элемент выступает главным. Новые информационные технологии имеют большое значение в решении задач информатизации. Поэтому информатизацию можно рассматривать как целенаправленную деятельность по созданию и широкомасштабному использованию во всех сферах жизни общества новых информационных технологий с целью интенсификации экономики, ускорения научно-технического прогресса, совершенствования стиля и повышения уровня жизни, развития производственных и общественных отношений. Информационные технологии выступили новым средством превращения знаний в информационный ресурс общества. Информационный ресурс – это организованная совокупность документированной информации, включающей базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и пр.) В последней четверти двадцатого столетия информация, по утверждению специалистов, стала для промышленно развитых стран одним из наиболее важных национальных ресурсов. В начале нового века информационные ресурсы станут основным национальным богатством, а эффективность их промышленного использования будет определять экономическую и оборонную мощь страны в целом. Контрольные вопросы 1. Что такое информатика? 2. Что понимают под информацией в широком смысле слова? 3. Что понимают под информацией в узком смысле слова? 4. Как влияют научно-технические достижения на объём и распространение информации? 5. Что составляет научно-техническую базу процесса информатизации общества? 6. Какое место занимает информатика в системе познания человеком окружающего мира и научных знаний? 7. Как влияет информация на уровень жизни общества? 8. Что понимается под информационными технологиями? 9. Что такое информационный ресурс общества?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |