Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 10: Назвать и объяснить основные тенденции развития образования

Современное образование развивается в разных направлениях и ха­рактеризуется следующими свойствами:

Гуманизация — ориентация образовательной системы на разви­тие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоин­ства и развитие личностного потенциала.

Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образова­ния независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, хорошо
знать родной язык, историю и культуру, быть экономически и юридически
грамотным человеком.

Дифференциация — ориентация образовательных учреждений на до­стижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склон­ностей и способностей всех субъектов образования. Осуществляется через
группировку учащихся, предметов, составление индивидуальных планов.

Диверсификация — широкое многообразие учебных заведений, об­разовательных программ и органов управления.

Стандартизация — ориентация образовательной системы на реа­лизацию прежде всего государственного стандарта — набора обязатель­ных учебных дисциплин и количества часов на эти дисциплины.

Многовариантность — создание в образовательной системе усло­вий выбора и принятия самостоятельного ответственного решения, обес­печение альтернативного и свободного развития. На практике проявляет­ся через возможность выбирать темпы обучения, достигать различных
уровней образованности, выбирать тип образовательного учреждения.

Многоуровневость — это организация многоэтапного образователь­ного процесса. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели,
сроки обучения и свои характерные особенности. Например, система выс­шего образования ориентирована на три уровня: 1-й уровень — общее выс­шее образование (2 года), 2-й уровень — базовое высшее образование —
бакалаврит (2 года общего образования + 2 года), 3-й — полное высшее
образование — магистратура (4 года бакалаврита + 2 года).

Фундаментализация —усиление взаимосвязи теоретической и прак­тической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельно­сти. Особое значение придается глубокому и системному освоению науч­но-теоретических знаний.

Информатизация — связана с широким и все более массовым ис­пользованием вычислительной техники и информационных технологий
в процессе обучения человека.

Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особеннос­тей во всех формах взаимодействия с учащимися.

Непрерывность — процесс постоянного образования и самообра­зования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро ме­няющимися условиями жизни в современном обществе.

Преемственность — предполагает преемственность всех уровней
образования: дошкольного, начального, среднего, среднеспециального, не­
полного высшего и высшего.

Демократизация — выделяются следующие демократические прин­ципы, положенные в основу переустройства образовательных систем:

♦ равенство всех членов общества перед образованием;

♦ доступность независимо от социальных, религиозных и других отличий;

♦ децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем образования;

♦ открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения;]

♦ право на выбор учебного заведения;

♦ нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование
человека, способного свободно и творчески мыслить и работать.

В современной педагогике прослеживается тенденция преодоления изо­лированности и постепенного сближения академического (который ведет к получению университетского образования) и профессионально-техниче­ского (ведущего непосредственно в мир труда) уровней среднего образования.

Еще одной существенной проблемой, требующей неотложного решения, является создание международного единого образовательного пространства, что позволит преодолеть изолированность современных образовательных систем, найти их равновесие и установить взаимную открытость.

Вопрос 11: Объяснить сущность системы образования Республики Беларусь, ее принципы, структуру

 

Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей лич­ности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом разви­тии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществлению тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области образования и воспитания, немыслима без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной была начальная шко­ла. Потом над ней начали надстраиваться старшие классы средней общеобразовательной школы, которая в настоящее время стала самой пространcтвенной во всех странах мира Развитие технического производства требовало создания и расширения сети профессионально-технических учебных заведений (училищ) для подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий. Одновременно развивалась сеть высших учебных заведений — университетов, различных институтов, колледжей и т. д.

Одновременно происходил процесс совершенствования структуры и преемственных связей между различными образовательно-воспитатель­ными учреждениями, что, в конечном итоге, привело к созданию в каждой стране своей системы образования.

Слово «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из отдельных частей», «соединение частей». Образование как система представля­ет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Внутри этой системы существует взаимосвязанное множество подсистем, определяемых це­лями обучения, возрастом обучающихся, содержанием образования и т. д. Совре­менные исследователи рассматривают систему образования в трех измерениях:

1. Социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, в от­
дельной стране, регионе и т. д. Здесь выделяются системы государственного, частного, светского, клерикального образования.

2. Ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней града­цией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с раз­личными уровнями: бакалаврит, магистратура; повышение квалификации;
аспирантура, докторантура, углубленная подготовка специалиста).

3. Профиль образования: общее, специальное (математическое, гума­нитарное, естественно-научное и т. д.).

Государственная политика в сфере образования основывается на сле­дующих принципах:

♦ приоритетности образования;

♦ обязательности общего базового образования;

♦ осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

♦ доступности дошкольного, профессионально-технического и на кон­курсной основе среднего специального и высшего образования;

♦ преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

♦ национально-культурной основы образования;

♦ приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гумани­стического характера образования;

♦ научности;

♦ экологической направленности образования;

♦ демократического характера управления образованием;

♦ светского характера образования.

Национальная система образования включает:

♦ участников образовательного процесса;

♦ образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные
планы и учебные программы;

♦ учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эф­фективное функционирование системы образования;

♦ государственные органы управления образованием, включающие Ми­нистерство образования Республики Беларусь, управления и отделы обра­зования местных исполнительных и распорядительных органов.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

♦ дошкольное образование;

♦ общее базовое образование;

♦ общее среднее образование;

♦ профессионально-техническое образование;

♦ среднее специальное образование;

♦ высшее образование;

♦ послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преем­ственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандар­тов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

♦ внешкольное воспитание и обучение;

♦ повышение квалификации и переподготовку кадров.
В системе образования функционируют учреждения образования, осуще­ствляющие деятельность, направленную на получение гражданами основно­го и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования систе­мы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

Учреждение образования — юридическое лицо, имеющее исключи­тельное право осуществлять образовательную деятельность. Социальная функция учреждений образования состоит в предоставлении образователь­ных услуг населению страны.

К учреждениям образования относятся:

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские
ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются
в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны
и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивиду­альных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных
учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно
государственными общеобразовательными школами, а также элитарными
учреждениями—гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная шко­ла имеет три ступени: I ступень — начальная школа (4 года); II ступень —
основная (базовая) школа (5 лет); III ступень—общая средняя школа (2 года).

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходи­мые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Основная (базовая) школа закладывает прочный фундамент общеобра­зовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образова­ния, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопреде­лению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровне­вым программам.

Основная школа является обязательной. Выпускники основной шко­лы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право про­должать образование в профессиональных учебных заведениях различно­го типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной под­готовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обу­чения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реа­лизации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку спе­циалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в уг­лублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего про­фессионального образования (средних специальных учебных заведениях— техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образователь­ных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и пе­реподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение по­требностей личности в углублении и расширении образования на базе сред­него (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) — университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессио­нальное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет граж­данам возможность повышения уровня образования, научной и педагоги­ческой квалификации на базе высшего профессионального образования.. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры при образовательных учреждениях высшего профессиональной го образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей
граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждения
дополнительного образования—учреждениях повышения квалификации,
курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных натуралистов и др.

♦ Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие
их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Во всей системе воспитательных влияний наличность, не умаляя значе­ния семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, ре­шающая роль принадлежит школе. Она дает не только общеобразователь­ную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные воз­можности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармо­нии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер.

Школа, призванная организовывать полноценную в социальном и нрав­ственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограниченные возможности с целью овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 9: Определить назначение, функции, структуру учебника. Изложить требования к учебнику | Вопрос 12: Раскрыть сущность процесса обучения, его функции, структуру. Определить движущие силы и закономерности процесса обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.