Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 29: Охарактеризовать методы стимулирования




 

В практической педагогической деятельности возможно применений; методов, которые усиливают воздействие на ребенка тех или иных факторов и приводят к активизации личности воспитуемого, его действий и поступков. Эти методы побуждают школьника, дают толчок к действию, стимулируют его. С глубокой древности известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Современная педагогика особое внимание обращает на метод соревнования, который oсобенно стимулирует активность детей.

Сущность действия методов стимулирования состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.

Применяются методы стимулирования с целью: активизации личнос­ти к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельности. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнова­ние, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказа­ние), метод «взрыва» (одномоментный и специально организованный), пе­реключение, обеспечение успеха в деятельности и т. д.

Поощрение —это выражение положительной оценки, одобрения, при­знания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызы­вает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение кни­гами и другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и неуверенным в себе детям.

Наказание —это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагоги­ке был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и име­ющего негативные последствия (в 20-е годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызы­вая чувство стыда, неудовлетворенности, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обду­манных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замеча­ние учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись.

Соревнование. Детям в любом возрасте свойственно стремление к пер­венству. Желание утвердиться в окружающей среде — врожденная потреб­ность человека. Реализация этой потребности происходит в соревновании. Результаты соревнований надолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Это естественное, природное стремление к соперничеству У детей необходимо использовать при воспитании. Соревнуясь между со­бой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, разви­ваются интеллектуально, физически, нравственно и эстетически. Сравни­вая свои результаты с успехами одноклассников, они получают стимул соб­ственного роста и дальнейшего самосовершенствования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.