Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития политической мысли

Разделение древних цивилизаций на Запад и Восток связано с разным способом производства и возникновением государств - высшей формы организации народа (Афины, Спарта, Македония, Персидское царство, Египетское царство, Китайская империя, государства Индии). Наивысшего развития политическая мысль достигла в античных полисах - городах-государствах.

Платон (427-344 г. до н.э.) – философ-идеалист считал порочными формами государства Платон тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих богачей), демократию (власть большинства) и тиранию. Правовые формы: монархия; аристократия; полития - всеобщая демократия могут превратиться в неправильную форму: монархия в тиранию; аристократия в олигархию; полития - демократия в охлократию. В диалоге «Государство» Платон, мечтая о социальном переустройстве общества, несовершенным формам государственного устройства противопоставляет идеальное государство – справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание и добродетель доступны только этим «редким людям». Идеальное государство - иерархическое единство 3 функций: управление; защита; материальное обеспечение. Свободные граждане должны быть разделены по природным данным на 3 класса: правители-философы; воины; ремесленники. У каждого класса своя добродетель (правители – мудрость; воины – мужество, повиновение; ремесленники - рассудительность, умеренность).

Самая важная добродетель государства - справедливость: каждое сословие выполняет свои функции, имеет свое место в иерархии. Нравственная суть идеального государства: исключение индивидуальной свободы, индивидуальности. Привилегированные сословия стражей, философов не имеют ничего личного. Особенность социально справедливой жизни – авторитарность. В идеальном государстве все определяют правители-мудрецы. Идеальный индивид руководствуется не собственным благом, а благом государства.

Пока в государствах не будут царствовать философы, до тех пор государство не избавится от зла. Чтобы оградить философов от страстей нужно ликвидировать частную собственность. Воины обязаны проводить жизнь около философов и у них не должно быть домов, земли, имущества. Частная собственность сохраняется для свободных рабовладельцев. Философы и воины в идеальном государстве - коллективные рабовладельцы. Платон возродил афинскую идеологию. Он понял обусловленность индивида в государстве, человек в государстве - гражданин, политическая власть связана с людьми

В основе социальной этики Платона принцип безусловного подчинения граждан интересам государства. Их связь - коренной вопрос этики Платона. Справедливость свойственна человеку и государству – это этико- социологическое обобщение - идея единства человека и государства. Человек - часть полиса - концепция, совпадение структур индивидуальной психики, морального сознания и государственного устройства. Идеальное государство является единственной нравственно организованной формой земного бытия.

Государство по-Платону, - полис, каким он должен быть, государство воспитания. Платон придает законам, государственному устройству общезначимый вид чтобы они соответствовали добродетельности граждан. Государство - сознательное усиление, планомерная концентрация красоты и справедливости, способствующая воспоминаниям; воплощение соразмерности идеального бытия, социально организованное управление нравственной жизнью. Государство компенсирует слабость индивидов; уравновешивает качественные различия душ путем обмена способностями. Природа человека слаба, людям нужны законы, государство. Души имеют разные качества в зависимости от запаса воспоминаний о созерцании занебесной красоты. Государство позволяет людям, в которых разумное начало выражено слабо и не способно обуздать низменные вожделения, приобщиться к мудрости тех, кому досталась совершенная душа. Правильная организация государства необходима для приобщения к благу. Этика и политика соединяются на почве этически преобразованной политики в идеальном государстве.

Аристотель (384 -332 г. до н. э.) учение о логике, этике, государстве. Человек - животное общественное, политическое, назначение свое он находит в общении. Поэтому в суде не дают больше 25 лет, т.к. человек теряет человеческий опыт. Вне государства человек не выполняет свое назначение. В зависимости от цели правителя различают правильную и неправильную форму государственного строя. Правильный строй преследует цели народа, неправильный - частные интересы. Монархия, аристократия, полития - правильные формы. Тирания, олигархия, демократия (охлократия)- неправильные. Формы правления связаны с их принципами: принцип аристократии - добродетель, олигархии – богатство, демократии – свобода бедных. Полития – наилучший принцип, т.к. объединяет интересы зажиточных и неимущих.

Аристотель в этике обобщил ценности «среднего класса» и утверждал, что наилучшим политическим устройством является то, что отвечает интересам всех, или большинства - практичная, стабильная комбинация тимократии и демократии. Олигархию и «коммунизм» (охлократию) нельзя сохранить. Политические вопросы стоят в центре этики Аристотеля. Его этика - политическая педагогика и политическая этика. Философия занималась политическим выбором, и в рамках учения о природе человека, о добродетели, с помощью метафизики, онтологии, аксиологии пыталась осмыслять условия для демократии, возможность демократии, ее судьбу.

Политический идеал Аристотеля – государство, в котором только закон есть сила, а человек – часть государства, его личные интересы подчинены общему благу. Аристотель описывал идеальное государство, придавая большое значение воспитанию граждан в добродетели. Исключает рабов, отстаивает частную собственность, т.к. без нее не существует государства, как и без классового деления. Заслуга Аристотеля: он обобщил и теоретически развил выводы предшественников относительно происхождения сущности, форм и назначения государства и праа, видя в них неразрывную основу общественного порядка. Термин политика получил распространение в науке под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении, правительстве.

Вывод политической античной мысли: можно построить лучшее общество с помощью знания и воли, опираясь на государство.

Политическая мысль Средних веков. Теология выдвигала теократию как авторитарную форму правления и «принудительный универсализм», искусственно удерживаемую всеобщность. Фома Аквинский благословил строй общественного неравенства и эксплуатации. Переход из сословий грешно, т.к. они установлены богом. Власть государя выводится из божьей воли. Светской власти починено тело, душа подчинена божьей воле (церкви). Папа - наместник бога на земле. Насколько бог выше человека, настолько власть бога выше светской власти. Церковь боролась за власть (крестовые походы).

Эпоха Возрождения (14-16 в). Родина Возрождения - Италия - колыбель новой экономической мысли. Появление экономического роста европейских стран, развития городов, технических изобретений, открытие сложного феодального способа производства. Появляется огнестрельное оружие, печатный станок, компас. Выдвинута идея гуманизма. В центре внимания - Человек-творец. Он познает мир и совершенствует себя. Либерти - итальянский философ. "Кто всему выучился - нигде не чужой". Не бог, а человек является создателем собственной судьбы. Человеку дано владеть тем, чем он пожелает, и быть тем, кем он пожелает. Человек - главная тема литературы, искусства. Основа нравственности - труд, активная научная деятельность. "Корабль дураков", в котором ни чести, ни стыда. Гуманисты собирают памятники античного искусства, занимаются становлением капиталистических отношений. Эпоха Возрождения дала новый взгляд на политику - борьба за власть.

Никколо Макиавелли – социальный философ итальянского Возрождения. В Италии сложилось гражданское общество. Макиавелли считает, что бедствия из-за политической раздробленности Италии, а политика - борьба за удержание и завоевание власти. Он выступает с идеей сильной светской централизованной государственной власти, способной устранить политику сепаратизма. Макиавелли обосновывает политику как опытную науку в светском государстве, свободную от христианской морали. Вместо средневековой концепции божественного предопределения им выдвинута идея объективной исторической необходимости и закономерности. Макиавелли стал расширять государство, выводить теории на основе разума и опыта, а не из этиологии.

Макиавелли считает лучшей формой государства - республику, т.к. она сочетает демократический, аристократический и монархический принципы власти. Только сильное государство может быть единым. Высший закон политики - благополучие государства. В его труде "Государь" (1532) государство – это состояние общества: наличие властвующих и подвластных, наличие организованной политической власти, юстиции, законов, учреждений. В основе политического поведения лежит выгода и сила. Существует два способа достижения целей: путь закона и путь насилия. Правители должны уметь пользоваться особыми способами – политика освобождается от морали.

Макиавеллизм указал на те принципы борьбы за власть, когда все средства хороши, что происходит в реальной жизни. Идеи Макиавелли живы сегодня: самые гнусные приемы борьбы за власть. Макс Вебер развивал учение Макиавелли. Политика - система политических интересов или действий между государствами. То, что называется сейчас - национальный интерес.

Томас Мор ("Утопия") и Томазо Кампанелла ("Город Солнца") - основоположники утопического социализма описывают государство, которое управляется на основе этических принципов. Они осуждают войны, насилие, и представляют идеи коммунизма. Черты идеального государства: общая собственность (всеобщее равенство устраняет социальную несправедливость); обязательный труд (совместное создание благ сплачивает общество); просвещение (наука совершенствует людей, правят народом ученые-жрецы).

Образ идеального государства, выстроенного в соответствии с ценностными ориентирами гуманизма, был создан английским философом, гуманистом и писателем Томасом Мором. В 1516 г. Т. Мор издает трактат под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором описывает фантастический остров Утопия (от греч. ου-τοπος – не место, место, которого нет), идеальное государство, выстроенное на экономико-политических и нравственно-правовых основаниях, адекватных представлению о человеке, сложившемуся в ренессансной культуре. Счастье индивидуума не приносится в нем в жертву благополучию гражданского коллектива, а регламентация материальных потребностей не только не ведет к закрепощению личности, но, напротив, призвана создать оптимальные, по понятиям того времени, условия для духовной свободы и просвещения. Образ утопийского общежития, в котором упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению, производство роскоши на потребу имущим, стал кульминацией гуманистических мечтаний о строе, возвышающем людей образованных и добродетельных.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы политологии | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.