Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российский рынок деловых программ: состояние и тенденции развития




Российскому рынку деловых программ исполнилось 10 лет. Объем его считается небольшим и достигает (включая услуги и не включая оборудование) 0,75-0,8 млрд долл. Увеличение оборотных показателей за 2000 год составило 40-60%.

На отечественном рынке деловых программ активно работают:

- 20-30 российских компаний, представляющих собой по объему ежегодно осваиваемого капитала и количеству постоянно занятых штатных сотрудников средние предприятия;

- около 150 компаний-разработчиков, являющихся субъектами малого предпринимательства;

- более 2000 фирм, занятых региональной реализацией, установкой и обслуживанием информационных систем.

Для отечественного рынка характерно:

- распространение частных компаний;

- отсутствие многотысячных софтверных компаний;

- преобладание «старых» компаний (подавляющее большинство действующих фирм было образовано в 1990-1993 годах);

- изолированность компаний и отсутствие реально работающих профессиональных союзов, ассоциаций, клубов;

- локальность бизнеса и ориентация российских разработчиков на пользователей из России и стран СНГ;

- широкое распространение нелегальных продаж программного обеспечения, что обусловливает серьезные проблемы для разработчиков (потери на клиентуре), государства (потери налоговых поступлений), пользователей (распространение устаревших версий, отсутствие последующего обновления, риски в области компьютерных вирусов).

В международной классификации деловых програм, различаются следующие классы управленческих систем которые в том или ином объеме представлены на отечественном рынке:

- АРМ (автоматизированное рабочее место);

- MRP (Material Resource Planning — планирование материальных ресурсов);

- ERP (Enterprise Resource Planning — информационная система управления ресурсами предприятия);

- OLAP (On line Analitical Processing — средство аналитической обработки данных в оперативном режиме).

АРМ представляют собой более или менее комплексную систему для малых предприятий, где все управление финансами осуществляется одним-двумя специалистами, один из которых — главный бухгалтер. Для охвата почти всех управленческих задач в данном случае достаточно использовать, например, систему класса «1C». Функция бюджетного планирования в таких случаях обычно реализуется генеральным директором.

MRP — следующая ступень классификации управленческих систем, интегрирующая разрозненные АРМ в единый комплекс. Системы, работающие в стандарте MRP, позволяют спланировать потребности предприятия в ресурсах под определенный объем продаж и тем самым обеспечить своевременные поставки.

ERP охватывают ресурсы в широком понимании: и материальные потоки, и денежные средства, и трудовые

ресурсы. В системах такого класса ведется управленческий и бухгалтерский учет, осуществляется производственное планирование и планирование поставок по всей цепочке, финансовые операции. Однако эти системы обладают ограниченными аналитическими возможностями и весьма трудоемки при внедрении. К системам этого класса на отечественном рынке относят корпоративную информационную систему «Флагман» компании «Инфософт» и интегрированную систему управления предприятием «М-2» компании «Клиент-Серверные Технологии».

OLAP — управленческие системы, обладающие многомерной аналитикой и дающие пользователю возможность интерактивной работы с отчетами. Производят OLAP-сис-темы главным образом за рубежом. В последние годы наблюдается устойчивое повышение спроса на управленческие системы зарубежных разработчиков, и их доля на отечественном рынке должна составить в ближайшее время 8-10%.

Большинство современных производителей управленческих систем ERP-класса активно сотрудничают с разработчиками OLAP-систем. Результатом такого сотрудничества являются системы, обладающие многофункциональностью и аналитической мощью и позволяющие решать практически все управленческие задачи: финансового планирования, анализа и контроля. Эксперты рынка делового программного обеспечения присвоили таким системам аббревиатуру BMP (Business Performance Management — управление эффективностью бизнеса). BMP-системы связывают воедино такие понятия, как миссия компании, стратегия развития, долгосрочные программы, среднесрочные перспективы, конкретные бюджеты в разрезе отдельных подразделений и на общекорпоративном уровне, за любые интервалы времени.

В отечественной классификации управленческие системы различают чаще всего по масштабу решаемых задач: малые, средние и большие системы.

К малым системам относятся программы, позволяющие автоматизировать работу бухгалтерии фирмы. Их характеризует низкая стоимость, доступность для бухгалтера, возможность использования в фирмах с небольшим годовым оборотом. Наиболее распространенными на российском рынке являются следующие продукты этого класса:

- около 50% всех пользователей бухгалтерских программ предпочитают продукты фирмы «1C»;

- порядка 4-8% пользователей предпочитают «Инфобухгалтер» (разработчик — фирма «Информатик»), «Инфин» (разработчик — компанш «ИИФИН»), «Турбобухгалтер» (разработчик фирма «ДИЦ»), «Парус» (разработчик — корпорация «Парус»).

Средние системы характеризуются модульной структурой самой системы и широкими возможностями для оптимизации и настройки. В рамках такой системы обычно предусматриваются модули для автоматизации всех сторон деятельности фирмы (бухгалтерия, продажи, покупки, складской учет, производство, кадры, маркетинг и т.д.). При этом нельзя путать различного рода специальные программы с модулями одной системы. Модульность позволяет организовать работу всех сотрудников компании в единой ин-; формационной среде, обеспечив тем самым руководство; компании отчетностью по всем текущим операциям в реальном времени. Среди систем такого класса следует выделить комплексную бухгалтерскую, складскую и торговую' систему «БЭСТ» (разработчик — компания «Интеллект Сервис»), позволяющую с помощью набора модулей управлять закупками, запасами и продажами, заработной платой, основными средствами, договорами, взаиморасчетами, денежным потоком, выполнять оперативный анализ товарно-денежных потоков, запасов и финансового состояния.

К большим системам относятся программные комплексы, позволяющие реализовать множественные потребности пользователя в рамках единой информационной среды. В их многофункциональности заключаются как преимущества, так и определенные недостатки (чем больше и сложнее система, тем больше различных ресурсов требуется для обеспечения ее работы). Среди программных комплексов для крупных предприятий можно выделить систему «Интегратор» фирмы «Инфософт» и некоторые другие.

Следует отметить, что период после кризиса 1998 года ознаменовался оживлением в отечественном производстве. В этих условиях в России наблюдается переориентация хозяйствующих субъектов от чисто бухгалтерских программ к системам контроля бизнеса и системам управления предприятиями. В связи с этим на отечественном рынке увеличивается спрос не только и не столько на бухгалтерские программы, сколько на программы, решающие задачи планирования, позволяющие выполнять различные финансовые расчеты и аналитические оценки.

Наиболее известными аналитическими программными разработками являются «Audit Expert» и «Project Expert» фирмы «Про-Инвест Консалтинг», система «ИНЭК-Аналитик» фирмы «ИНЭК».

Из программ бизнес-администрирования следует отметить:

- систему «АиТ: управление персоналом» компании «АиТ»;

- систему управления маркетингом фирмы «SBI USA Inc.» и программу «БЭСТ-маркетинг» компании «Интеллект Сервис»;

- систему бюджетирования «Инталев: бюджетное управление для «1С:Предприятия» или «1С:Финансовое планирование»;

- программы бизнес-планирования и оценки бизнеса фирмы «Про-Инвест Консалтинг», программный комплекс «БЭСТ-План», предназначенный для оптимизации оперативного планирования, систему стратегического планирования «КАСАТКА» фирмы «SBI USA Inc.».

Однако программная и методологическая реализация концепций внутрихозяйственного управления существенно сложнее реализации бухгалтерского учета, поэтому российские разработчики не всегда успевают за нарождающимся спросом. В связи с этим в последние два года активное продвижение на российский рынок вновь начали западные разработчики корпоративных систем. По оценкам специалис тов, они составят в ближайшее время серьезную конкуренцию российским разработчикам, так как их главный аргумент — соответствие признанным в мире методикам управления и вновь появляющимся перспективным концепциям'. Вместе с тем, доля иностранных компаний на отечественном рынке делового программного обеспечения, не превышающая на сегодняшний день 5-7%, увеличится в ближайшее время предположительно до 8-10%2. Главные потребители зарубежных программных продуктов — российские филиалы и представительства крупных западных корпораций, а также крупные российские компании и холдинги, имеющие тесные контакты с зарубежными партнерами и вынужденные вести бизнес на более высоком, чем традиционно принято в России, уровне. Большинство же российских производителей, ориентированных на внутренний рынок, предпочитают создавать информационные системы на основе отечественных разработок.

Большая часть отечественных поставщиков делового программного обеспечения придерживается концепции «резинового рынка информации». Смысл концепции заключается в том, что отечественные потребители информационных продуктов отличаются пассивностью и инертностью. В этих условиях обязательна активность разработчиков и поставщиков программного продукта, которая позволит существенно увеличить масштаб применения современных информационных технологий и, следовательно, повысить уровень информационной поддержки управления.

В развитии отечественного рынка делового программного обеспечения просматриваются следующие основные тенденции:

- кризис 1998 года создал условия для активизации отечественного производителя, что в свою очередь привело к оживлению в 2000 году на рынке делового программного обеспечения и успешному наращиванию объемов продаж программных продуктов и сопутствующих услуг;

- конкурентная борьба на рынке делового программного обеспечения ведется в основном между.отечественными разработчиками. Изменчивость российского законодательства и особенности национальных стандартов учета и отчетности обусловливают устойчивый приоритет отечественных финансово-экономических разработок;

- доля зарубежных разработчиков на рынке хотя и увеличилась за последний год, все же не превысит в ближайшее время 10%. Устойчивый спрос на зарубежные системы наблюдается у филиалов и представительств инофирм, а также крупных отечественных предприятий, ведущих активную внешнеэкономическую деятельность, к которым зарубежные партнеры предъявляют требование соответствия западным управленческим стандартам;

- если ранее интерес к программному обеспечению проявлялся главным образом со стороны бухгалтеров, то в последнее время руководители предприятий-заказчиков активно занимаются проблемами, связанными с внедрением современных информационных технологий;

- как следствие активизации интереса руководства к развитию информационных систем, наблюдается повышение спроса не на учетные системы, а на комплексные управленческие системы, обеспечивающие всестороннюю информационную поддержку менеджмента;

- концентрация собственности и власти приводит к тому, что малые предприятия перерастают в средние и крупные. Это обусловливает усложнение задач заказчиков информационных систем и повышение требований к разработчикам и системным интеграторам;

- сетизация хозяйственных структур приводит к созданию «расширенных» предприятий, что, в свою очередь, обусловливает устойчивый рост спроса на сетевые информационные системы и модули, управляющие распределенными базами данных.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.