Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность управленческой деятельности

Читайте также:
  1. I . Сущность организации и принципы организации финансов хозяйствующих субъектов.
  2. I. Сущность ГиМУ
  3. I. Экономическая сущность иностранных инвестиций
  4. III. Интеграция – появляется личная ценность совместной трудовой деятельности.
  5. III. Психологический анализ деятельности
  6. III. Формирование личности посредством профориентации и организации досуговой деятельности.
  7. V. Оценка эффективности рекламной деятельности.
  8. X. Прекращение деятельности банка
  9. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста. Повышение эффективности деятельности специалистов с помощью АРМов
  10. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
  11. Административное приостановление деятельности за нарушения требований пожарной безопасности
  12. Активизации деятельности в системе организации

ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то ее изучение и является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной про­блематики из проблематики общеорганизационной. Они за­ключаются в следующем.

1. Деятельность руководителя находится в тесной связи со
всеми аспектами функционирования организации. Таким обра­
зом, проблема управленческой деятельности должна изучаться
как специфический аспект при рассмотрении всех проблем
управления. Существуют позитивные и негативные послед­
ствия такого широкого фронта изучения психологии управлен­
ческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по дру­
гим разделам теории управления.

2. Управленческая деятельность исследовалась в целом
комплексе дисциплин, при этом доминировали ее внепсихоло-
гические аспекты: организационный, социологический, эконо­
мический и др.

3. Наиболее затруднительно психологическое изучение
управленческой деятельности в научном плане, так как здесь
предметом исследования является такая неопределенная сфе­
ра, как психическая реальность. Поэтому больше изучены
внешние проявления управленческой деятельности, чем ее
внутреннее содержание. Основной принцип познания этой дея­
тельности — требование сочетания анализа ее внешнего и
внутреннего содержания.

Деятельность как понятие имеет статус общенаучной кате­гории. Изучается она во многих науках; в общем виде она опре-


деляется как индивидуальная форма общественных отноше­ний, характеризуя способ включения личности в структуру об­щественного разделения труда. Каждая наука, изучающая деятельность, конкретизирует это общее — философское — определение по-своему. Необходимость синтеза знаний, полу­чаемых в этих науках, обозначается как принцип комплексно­сти в изучении деятельности. В комплексном изучении дея­тельности ключевую роль играет психология.

Деятельность это форма активного отношения суъекта к действительности, связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и на­правленного на достижение сознательно поставленных целей. Предметом психологического изучения деятельности являют­ся психологические компоненты, регулирующие и направляю­щие трудовую активность субъекта и свойства личности, через которые реализуется эта активность. Основные психологиче­ские свойства деятельности: активность, осознанность, целена­правленность, предметность, системность ее строения. Мо­тив — основа деятельности.



Деятельность имеет внешнюю и внутреннюю характеристи­ки. Внешняя характеристика — это понятия субъекта и объек­та труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — сочетание вещей, процессов и явлений, которыми объ­ект оперирует в процессе работы. Средства труда — это ору­дия, усиливающие возможности человека воздействовать на предмет труда. Условия труда — система психологических, со­циальных и санитарно-гигиенических характеристик деятель­ности. Внутренняя характеристика деятельности дает описа­ние механизмов ее психической регуляции, структуры, содер­жания, средств ее реализации.

Основные компоненты структуры деятельности: цель, моти­вация, информационная основа, план, принятие решения, пси­хические процессы, механизмы контроля и коррекции и др. Действие — основная единица строения деятельности, пред­ставляющая собой произвольную и преднамеренную актив-


ность, направленную на достижение поставленной цели. Опе­рации — это неосознанные, автоматизированные действия, яв­ляющиеся способами выполнения деятельности. Стабильность структуры основных компонентов деятельности обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Изменения, иногда очень существенные, она может претерпевать в связи с различиями видов и форм самой деятельности, условий ее реа­лизации. Поэтому так многочисленны классификации видов деятельности в психологии: по предметной сфере труда; по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета; по общему характеру и др.

Существует еще одна, фундаментальная классификация, со­гласно которой все виды и типы деятельности подразделяются на две основные категории: индивидуальную и совместную. Индивидуальная деятельность практически всегда включена в какую-то совместную, поэтому разделять их можно лишь ус­ловно, но все же различия между ними значительны. Психоло­гия деятельности включает в себя два основных раздела — пси­хологию индивидуальной и совместной деятельности. Первая изучена значительно лучше второй.

Управленческая деятельность в психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятель­ности, поэтому она характеризуется не прямой, а опосредован­ной связью с конечными результатами функционирования ор­ганизации. Чем меньше управленческая деятельность имеет непосредственно исполнительских функций, тем выше ее эф­фективность.

Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом, т. е. объектом воздействия, являются субъекты — люди. Субъект и объект труда являются идентич­ными по сложности своей организации и тождественными по основным, т.е. психологическим особенностям. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами", между которыми существуют определенные социально-психологиче-


ские отношения. Они также входят в предмет деятельности ру­ководителя и придают ему дополнительную специфику.

Специфична управленческая деятельность и по своему про­цессу. Ее суть — «деятельность по организации деятельно-стей». В теории это свойство рассматривается как основное.

По содержанию управленческая деятельность — это реализа­ция универсальных функций управления (планирования, про­гнозирования, мотивирования и др.).

Цель управленческой деятельности — обеспечение наилуч­шего функционирования организационной системы.

Условия управленческой деятельности подразделяются на

внешние и внутренние. Внешние условия — это временные ог­раничения, информационная неопределенность, высокая от­ветственность за конечные результаты, нехватка ресурсов, воз­никновение стрессовых ситуаций. Внутренние условия — необ­ходимость одновременного выполнения различных действий и решения многих задач; противоречивость нормативных предпи­саний; несформулированность оценочных критериев эффектив­ности руководителя, а часто их отсутствие и др.

Организационный статус руководителя двойствен: он явля­ется одновременно членом организации и стоит над ней, как бы вне этой организации. Если руководитель является не только формальным начальником, но и реальным лидером, деятель­ность организации становится более эффективной. Сочетание иерархического и коллегиального принципов ее организа­ции — это еще один признак управленческой деятельности.

В управленческой деятельности также выделяют черты, обусловленные организационным статусом руководителя. Обозначаются они понятием «особенность поста руководите­ля» и состоят в следующем:

1) руководитель — единственный человек в организации, имеющий двойную принадлежность. Например, директор предприятия является его членом и одновременно входит в со­вет директоров — орган управления более высокого порядка;


2) на руководителя возложена ответственность за функцио­
нирование всей организации в целом, а не за работу какой-либо
одной ее части;

3) руководитель оказывает значительно большее влияние на
организацию в целом, чем любой из ее членов.

Совокупность признаков и характеристик управленческой деятельности образуют определенный симптомокомплекс пси­хологических особенностей, отличающих ее от других видов профессиональной деятельности. Проявляется он с разной сте­пенью выраженности. Эти различия определяет иерархический статус руководителя — чем он выше, тем более выражены все отмеченные признаки и наоборот. Понятие управленческого континуума образуют, с одной стороны, низшие уровни управ­ления небольшими группами, с другой — высшие уровни руко­водства предприятиями и фирмами. В нем выделяют три основ­ные категории управленческих должностей: руководители низ­шего, среднего и высшего звена, содержание деятельности которых различается по степени выраженности ее основных признаков.

Руководители низшего звена («младшие начальники») управляют непосредственно работниками. Это — мастера, за­ведующие отделами. Тип руководителей среднего звена, кон­тролирующих работу «младших начальников», наиболее мно­гочислен и разнообразен. Его разделяют на две подгруппы: верхний и низший уровни среднего звена. Это — декан в вузе, директор филиала в фирме. Руководители высшего звена воз­главляют крупные организации — производственные и госу­дарственные. Представители этого уровня накладывают на об­лик организации в целом отпечаток своей личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Сущность управленческой деятельности

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 164; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.178.153
Генерация страницы за: 0.007 сек.