Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 10

Тема: "Формирование понятия о другом человеке как личности".

Вопросы:

1. Общие закономерности формирования понятия о другом человеке.

2. Социально-перцептивные эталоны и стереотипы, эффекты межличностного восприятия.

3. Механизмы познания людьми друг друга.

 

Наиболее важная черта межличностного восприятия и понимания - опосредованность (Тагиури). Основная задача межличностного восприятия - проникновение во внутренний мир человека. А наблюдаем мы лишь внешние переменные в которых проявляется внутреннее содержание (потребности, интересы, мотивы).

Поэтому любой поведенческий акт приобретает для познающего определённое значение. Все внешние переменные (внешний облик, поступки, экспрессия) приобретают статус знака.

Сложность процесса познания человека человеком заключается в том, что каждый знак полисемантичен, т.е. может актуализировать в сознании субъекта несколько значений.

Возникает проблема изучения личностного смысла, который придаёт человек данного знаку.

Личностный смысл изучается психосемиотикой.

Схематично этот процесс с точки зрения полисематического подхода объект, который даёт информацию об объекте. Ситуация (СПСО) складывается из контекста общения, модальности ситуаций и пространственно временных характеристик ситуации общения. Всё это мы воспринимаем объективно, независимо от нашего отношения. Что происходит дальше?

Информация, исходящая от объекта восприятия, подвергается оценке, которая производится по идентификационным и ассоциативным правилам (привлечение процессов памяти).

После оценки информации происходит актуализация целого поля значений. Здесь уже подключается информация, идущая от ситуации, позволяющая более детально проанализировать значения. Происходит оценка вероятности появления различных значений из всего семантического поля значений (интеллектуальные процессы + память). В результате этой оценочной деятельности выделяются 1-2 наиболее вероятных значений - этап фиксации значений. И здесь уже на уровне индивидуального сознания происходит формирование личностного смысла. После этого делаются какие - то первоначальные выводы (суждения о классификации объекта). А затем - и выводы второго порядка (суждения о содержании и предназначении объекта в контексте данной ситуации). Далее - вывод третий (суждение - экстраполяция, т.е. что может последовать дальше). Как и в любом процессе, здесь устанавливается и поддерживается обратная связь (от трёх выводов и личностного смысла к объекту, информации об объекте, информации о ситуации). Обратная связь от вывода третьего может быть несколько отсроченной.

Стадии этого процесса:

1. Непосредственное восприятие и отражение (до информации об объекте и ситуации);

2. Актуализация семантического поля значений (до семантического поля значений);

3. Оценка вероятности появления значения (до фиксации значения);

4. Фиксация значения, образование личностного смысла;

5. Формирование различных суждений об объекте.

Лишь 1 стадия относится к непосредственному восприятию. Всё остальное - этап интерпретации (наделения), опосредствованное познание, на интеллектуальном уровне.

У развитой личности он протекает очень быстро и автоматически.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика процесса познания людьми друг друга | Социально - перцептивные эталоны и стереотипы. Эффекты межличностного восприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.