Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности. процесс вхождения индивида в социальную среду, приспособления к ней, приобретения социального опыта

Социализация - это…

процесс вхождения индивида в социальную среду, приспособления к ней, приобретения социального опыта, освоения социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей, присущих данной социальной общности;

процесс усвоения индивидом на протяжении жизни правил поведения, социальных норм и культурных ценностей.

Формы социализации:

1) Первичная и вторичная.

Первичная социализация - начальная, происходящая в детстве социализация, агентами которой являются родители, родственники, друзья, сверстники, учителя.

Вторичная социализация – продолжающаяся на стадии социальной зрелости личности социализация.

2) В зависимости от возраста личности:

- «ранняя» социализация - проходящая в детстве социализация;

- ресоциализация - процесс освоения новых ценностей и ролей для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации;

- социализация пожилых людей – адаптация (приспособление) к старости и к мысли о приближающейся смерти.

3) Десоциализация – процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни (преступники, наркоманы, пьяницы и др.).

 

Теории социализации:

Дж.Мид: социализация включает три основные стадии, связанные с формированием «Я», с принятием на себя роли других людей:

- имитация (копирование поведения людей или представителей референтной группы);

- игровая (проигрывание ролей);

- коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей а основе образа «обобщенного другого».

Теория охватывает только первичную социализацию

Ж.Пиаже, фр. уч. (1896-1980): первичная социализация связана с процессом обучения мышлению. Каждая стадия социализации развивает способность мыслить, способствует овладению новых познавательных навыков:

- до 2 лет – сенсомоторная (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира);

2-7 лет – предоперационная (возникновение способности к различению предметов и символов или их значений);

7-11 лет – стадия конкретных операций (владение навыками мысленного манипулирования предметами);

12-15 лет – стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).

 

Э.Эриксон, ам. психол.(1902-1982): на своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением возрастных кризисов:

1) «младенчество» (грудной возраст) - «доверие-недоверие» (формирование бессознательного чувства доверия к внешнему миру, иначе – замкнутость, уход в себя);

2) «раннее детство» (1-2 года) – «автономия-сомнение» (возникновение чувства автономии и личностной ценности, ответственности, уважения к дисциплине, иначе – стыд и сомнение);

3) «игровой возраст» (3-5 лет) – «инициатива-чувство вины» (формирование чувства инициативы, справедливости как соответствия правилам);

4) «школьный возраст» (6-11 лет) – «трудолюбие-неполноценность» (формируется чувство предприимчивости и эффективности, закладывается отношение к труду);

5) «юность» (12-18 лет) – «идентификация-диффузия/расплывчатость» (возникает чувство индивидуальности, неповторимости, иначе – ролевая, личностная неопределенность);

6) «молодость», начало взрослого периода – «интимность-одиночество» (возникновение потребности к интимной психологической близости, иначе – чувство изоляции и неопределенности);

7) «взрослость», средний возраст – «творческая активность-застой» (характеризуется творческой деятельностью, иначе – стагнация, застой);

8) «зрелый возраст»/старость – «умиротворение-разочарование» (как завершение предшествующего жизненного пути, возникновение чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, иначе – разочарование, отчаяние).

 

Л.Колберг, ам. уч. (1927 – 1987): в основе социализации – критерий нравственного развития детей и формирование способности к сопереживанию (эмпатии):

I-II – освоение детьми механизмов наказания и поощрения;

III – различение понятий о хорошем и плохом поведении;

IV – осознание интересов общества, принятие правил поведения, господствующих в нем;

V – формирование нравственных убеждений;

VI – способность к осознанному нравственному выбору, утверждению универсальных ценностей и принципов жизни, в т.ч. служению обществу, заботе о ближних и т.д. Эту стадию достигают немногие из людей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие личности в социологическом познании | Понятие и виды социальных общностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.