Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проводящие пути головного мозга

Психическое развитие ребенка состоит в том, что многочис­ленные, различные по иерархии и функциональной специали­зации области мозга становятся связанными друг с другом ассоциативно. Для того, чтобы это было возможным, существуют нейроны и глиальные клетки, которые, объединяясь в цепи, вы­полняют роль проводящих путей между разными зонами мозга (рис. 9, 10, цв. вкл.) Длинные проводящие пути покрыты миели­ном (белой жировой тканью). Миелин обеспечивает прохожде­ние импульса, а точнее, электрического сигнала по нейрону. Са­ми нейроны и локальные (короткие) проводники входят в со­став серого вещества, а длинные проводящие пути образуют белое вещество.

«Проводники» имеют различное функциональное назначе­ние. Одни из них, носящие локальный характер, связывают близлежащие (соседние) участки мозга, а другие — более отдаленные, далеко отстоящие друг от друга. Одни из проводящих путей имеют вертикальное направление, другие — горизонталь­ное Вертикальные делятся на афферентные (чувствительные), несущие информацию вверх — от периферии к центру (мозгу), и эфферентные (исполнительные), несущие информацию вниз — от центра к периферии. Афферентные проводящие пути носят название центростремительных, а эфферентные — центробеж­ных.

В системе вертикальных путей наиболее важны их корково-подкорковые отрезки, поскольку периферические сигналы поступают не прямо в кору, а через «глубину» мозга. По данным Д.А. Фарбер, созревание корково-подкорковых взаимодействий начинается с рождения и заканчивается в основном к пубертат­ному возрасту (13-15 годам)

Вертикальные проводящие пути восходящего направления, афферентные) обеспечивают возможность анализа информации поступающей с периферии, например, того, что человек видит, слышит, обоняет, чувствует кожей и суставно-мышечными отделами тела. Кроме того, восходящие пути несут коре активи­рующие сигналы, обеспечиваемые энергетическим блоком моз­га. С этой восходящей активацией коры прямо связаны функции внимания, памяти, воли, а опосредованно — мышления и речи.

Вертикальные проводящие пути нисходящего направления предназначены для «доставки» программ, посылаемых корой мозга, исполнительным органам. Например, в структуре эфферентного мануального и артикуляционного праксиса они при­званы передать руке или органам артикуляции те серии движе­ний, которые необходимы для того или иного двигательного акта. Кроме того, эти пути имеют корригирующие функции. В случае сбоев в программе они осуществляют поиск варианта, оптимально приближенного к нормативному действию.

Горизонтальные проводящие пути имеют дугообразную фор­му. Наиболее массивными из них являются те, которые связыва­ют полушария мозга — комиссуры — тугое сплетение нервных волокон, образующих мозолистое тело. Их созревание актуально с рождения до 5—6 лет. В этот период определяются универсаль­ные и индивидуальные особенности полушарных взаимоотно­шений.

Внутри полушарий горизонтальные пучки проводящих путей имеют определенную иерархию. Вначале созревают связи между первичными (ядерными) полями коры — корковыми концами анализаторов. Они обеспечивают развитие ощущений (зритель­но-слуховые, тактильно-зрительные и прочие связи на нейросенсорном уровне). Наиболее активный возраст созревания этих ощущений — от 2—3 месяцев жизни до 3—4 лет. Затем вступают в действие связи между отдельными участками гностической и праксической коры. Появляется способность к более сложным актам — на уровне представлений (к узнаванию предметов и к Действиям с ними), — которая наиболее активно проявляется в Дошкольном возрасте. В последнюю очередь созревают проводя­щие пути между самыми высокими по иерархии зонами перекры­тия одних участков коры другими, когда формируется функция воображения (способность мыслить вне конкретных стимулов действительности). Созревание проводящих путей на уровне тре­тичной коры начинается в раннем онтогенезе, «набирает силу» в пубертатном возрасте (13-15 лет) и продолжается практически всю жизнь. Таким образом, по мере созревания более высоких по иерархии проводящих путей мозг становится способным ко всем более сложным способам обработки информации.

Несмотря на раннюю готовность к функционированию, часть проводников созревает в течение всей жизни: происходит дозревание новых нервных волокон, обеспечивающих приобретение ассоциаций, необходимых для овладения новыми видами деятельности. В основном это проводящие пути на уровне выс­шей по функциональной иерархии коры.

Известно, что детский мозг обладает высокой степенью плас­тичности (взаимозаменяемостью одних участков мозга други­ми). В связи с этим, как уже говорилось, причиной выпадения у ребенка тех или иных приобретенных функций является пораже­ние не самого вещества мозга, а именно проводящих путей между его разными отделами. В отличие от этого, взрослый человек менее зависим от «проводников». Отдельные области мозга приоб­ретают у него определенную специализацию, уже не зависящую от того, поступит ли к ним информация из других областей моз­говой коры. Лишь новые виды деятельности требуют включения связей, рассчитанных на активность соответствующих провод­ников. Это объясняет тот факт, что дети усваивают новое гораздо легче, чем взрослые.

В отличие от этого, при тяжелой диффузной патологии про­водящих путей (например, при нейроинфекциях) у детей психи­ка может не развиваться вовсе. При парциальной (частичной) поврежденности связей развитие осложняется, но не «перекры­вается» полностью. В этих случаях, как правило, имеются раз­личные задержки психического развития.

Таким образом, в детском возрасте приоритетна сохранность проводящих путей, а в зрелом возрасте — самих зон мозга. Вне горизонтальных и вертикальных связей между разными отделами мозга ребенок не может приобрести ни одну функцию, ни один навык. У взрослого человека сохранность проводящих пу­тей не обеспечивает быструю реконструкцию пострадавших функций, т.к. пластичность мозга утеряна. Необходима сохран­ность самих зон мозга, хранящих приобретенную информацию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Полушария мозга | Уровни мозговой организации ВПФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.