Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Социологическая школа уголовного права

Вопрос 2. Антропологическая школа уголовного права.

Возникла в начале 70-ых годов Х1Х в.. Её основателем является Ч. Ломброзо, который в 1876 г. опубликовал книгу под названием “Преступный человек”. Идеи Ломброзо получили развитие в работах его ученика Ферри и итальянского юриста Гарофало. Философской основой ломброзианства был вульгарный материализм, который биологизировал все общественные явления.

Ломброзо утверждал, что преступность это явление природное и вечное, связанное с органическим вырождением, которое негативно влияет на психику преступника. Объективная причина преступности связана с личностью преступника, с его антропологическими признаками (стигматами), которые могут иметь анатомическую, физическую и психическую природу. В зависимости от того, какой признак доминирует, выделяют группы преступников:

а) прирождённые (неисправимые, их около 40%);

б) душевно больные;

в) обычные (преступления совершают под давлением внутренних причин, совпадению моральных слабостей, а также под давлением условий внешней среды);

г) лица совершающие преступления из-за страсти (неврозы, состояние аффекта);

д) случайные (жертвы обстоятельств).

Прирождённым преступникам (их около 40%) от рождения присущи определённые стигматы: внешние – какие-либо физические отклонения, асимметрия фигуры, длинные руки, косые беспокойные глаза, подвижность рук и лица и т.п., и внутренние – невосприимчивость к боли, обострение чувств, моторность, цинизм, лень, любовь к азартным играм, оргиям, татуировки, особенный язык «арго» и др..

Если преступление, как утверждали представители анатомической школы, - это биологическое явление, не существует свободы воли и обусловлена неизбежность совершения преступления, то наказание не может достичь своей цели, следовательно, нужно отказаться от понятий вменяемости и вины, моральной ответственности. Вместо карающих необходимо применять средства безопасности по отношению к лицам, имеющим стигматы преступника. Ломброзисты предлагали определять причины и меру ответственности по свойствам человека, которые устанавливаются специалистами и свидетельствуют об его опасности для окружающих. Они выступали за широкое применение смертной казни.

 

Социологическая школа возникла в начале 80-ых годов Х1Х ст.. Философской базой являлся позитивизм – философское течение, которое выходит не из метафизических умонаблюдений, а закладывает в основу позитивные факты, которые должны признаваться с помощью их описания, регистрации. Главными представителями социологической школы были: Лист (Германия), Принс, Бонгер (Бельгия), Ван-Гамель (Голландия), Тард (Франция), Фойницкий (Россия), Чубинский (Украина). Социологи разрабатывали учение о причинах преступности, учение об опасном состоянии и учение о наказании и мерах безопасности.

Учение о причинах преступности. Преступление – результат сложного взаимодействия различных факторов: индивидуальных (пол и возраст, образование и воспитание, происхождение и семейное положение, физические и психологические качества), физических (географическое положение, климат, время года и суток, количество осадков), социальных (безработица, покупательская способность, жизненный уровень, алкоголизм, проституция, люмпенизация населения). Главным средством предотвращения преступлений социологи считали решение социальных проблем.

Учение об опасном состоянии – это реакционная часть взглядов социологов. Они утверждали, что существуют люди способ жизни и личные качества которых создают угрозу для общества. К таким людям относятся не только те, кто совершал преступления, но и те, кто не совершал преступных действий, вследствие определённых обстоятельств находятся в опасном состоянии. Это участники антиобщественных организаций, бродяги, нищие, алкоголики, проститутки, безработные, душевно больные и др.. От сюда следует, что основанием для репрессий является не деяние, а деятель, не состав преступления, а опасное состояние.

Учение о наказании и мерах безопасности. Социологи разработали классификацию преступников и в зависимости от этого рекомендовали разные виды наказания. Предлагалась система неопределённых приговоров, передавая вопрос о сроке наказания тюремной администрации. В то же время социологи предлагали ввести в законодательство условное осуждение, условно-досрочное освобождение, замену кратковременного лишения свободы штрафом, создание специальных судов и мест отбывания наказания для несовершеннолетних.

Первым уголовным кодексом, который широко применил идеи социологов, был Уголовный кодекс Норвегии 1902 г.. В дальнейшем влияние этой школы на уголовное законодательство разных государств было достаточно существенным.

Идеи социологов получили новый импульс после Второй мировой войны, когда возникло движение социальной защиты. Его основатель Ф. Граматика заявлял про необходимость заменить институт наказания индивидуализированными средствами общественной безопасности, целью которых является улучшение человеческих качеств.

Ответвлением от движения социальной защиты стала школа новой социальной защиты. Она объединяет юристов, медиков и социологов более 70 стран. Её главой стал М. Ансель. Философская база – экзистенциализм (“экзистенция” – человеческая сущность). Эта школа выступает за сохранение социальной защиты в границах уголовного права, которое должна быть «деюридизированным» (уменьшение роли и значения таких институтов, как состав преступления, покушение, наказание и др., которые провозглашаются только юридической техникой). Наказание должно зависеть от индивидуальных качеств преступника. Оно должно нести элементы воспитания, так как цель наказания - искупление вины и охрана общества от преступных посягательств.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 24. Школы (основные направления) науки уголовного права | Карпенко Людмила Константиновна
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.