Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформация и рождение протестантизма

Кризис католицизма привел к возникновению в начале XVI века широкого движения Реформации, результатом которого явился протестантизм — третье направление в христианстве. Однако признаки серьезного неблагополучия в католицизме отчетливо проявились задолго до Реформации. Главной причиной тому являлось то, что католическое духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ.

Необходимость реформирования христианства и Церкви по­нимали и сами служители культа, но все их попытки в этом направлении не увенчались успехом.

Одним из первых предшественников Реформации стал анг­лийский священник Джон Уиклиф (1330 — 1384), выступивший против права Церкви на владение землей, за ликвидацию папст­ва и отказ от ряда таинств и обрядов. Чешский мыслитель Ян Гус (1371 — 1415) требовал отменить торговлю индульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правах мирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен.

В Италии пионером реформаторских устремлений стал Дж. Савонарола (1452 — 1498), подвергавший папство суровой кри­тике, изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству и рос­коши. Он также был отлучен от Церкви и сожжен. В Италии движение Реформации не получило широкого распространения, поскольку здесь притеснения и злоупотребления папства ощу­щались менее остро.

Главными фигурами Реформации являются немецкий свя­щенник Мартин Лютер (1483 — 1546) и французский священник Жан Кальвин (1509 — 1564), возглавившие бюргерско-буржуазное направление, а также Томас Мгонцер (1490 — 1525), возглавивший народное крыло Реформации, которое в Германии перерос­ло в крестьянскую войну (1524 — 1526). В Нидерландах и Англии движение Реформации привело к буржуазным революциям.

Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.

Реформация выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства, сделав вывод, что католическое Священное предание является грубым искажением изначального христиан­ства. Церковь не только не имеет права продавать индульген­ции, но и вообще отпускать грехи человека.

Библия не требует от согрешившего каких-либо искупитель­ных пожертвований, но нужны искреннее раскаяние в содеян­ном и глубокая вера. Прощение личного греха достигается через непосредственное, личное обращение к Богу.

Реформация восстанавливает принцип всеобщего равенства людей перед Богом. Служители Церкви, претендуя на посредни­ческую миссию между простым верующим и Богом, посягают на право каждого непосредственно общаться с Богом.

В равной мере каждый верующий должен иметь возмож­ность читать и толковать Священное писание. Так, Лютер от­вергал исключительное право папы на единственно верное тол­кование Библии и перевел Библию с латинского на немецкий язык. По его примеру она была переведена на языки других европейских стран.

Понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находящуюся в самом челове­ке. Теперь вся внешняя религиозность становится внутренней, а вместе с этим все элементы внешней религиозности, включая Церковь, теряют свое прежнее значение.

Пересмотр места и роли Церкви в религиозной жизни по­влек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь. Были сохранены только те, которые строго соответствуют Писанию: крещение и причастие.

Реформация многими своими сторонами перекликается с гуманизмом Возрождения — она также идет по пути возвышения человека.

Но если гуманизм слишком щедро сближает человека с Богом, объявляет его "вторым богом", человеко-богом и т. д., то рефор­мация сохраняет христианский тезис об изначальной греховно­сти человека. В то же время она наделяет его Божественным началом, Божественным даром и благодатью, которые открыва­ют перед ним реальный путь к спасению.

Существенные различия между Реформацией и гуманизмом:

отношение к разуму. Вера гуманизма в человека покоилась на вере в его разум. Реформация смотрела на разум весьма критически;

соотношение человеческого и божественного, что проявилось в идейном споре между Лютером и Эразмом Роттердамским. Первый упрекал второго за то, что "человеческое значит для него больше, чем божественное".

7. Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений:

• лютеранство;

• кальвинизм;

• англиканство;

• пресвитерианство;

• баптизм и др.

Однако все они представляют собой религию, которая явля­ется удивительно простой, дешевой и удобной.

Католицизм во главе с папством не мог смириться с тем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франции, Швейцарии и всей Англией. Противостояние между старой и но­вой религиями привело во второй половине XVI века к открытой религиозной войне с протестантизмом, получившей назва­ние Контрреформации, в которой особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой (1491 - 1556).

Этот орден прославился таким печально знаменитым собы­тием, как Варфоломеевская ночь, когда в одном только Париже в ночь на 24 августа 1572 г. было убито более 2 тысяч протестан­тов-гугенотов, а по всей стране в течение последующих двух недель — около 30 тысяч протестантов. Гонениям подвергались не только протестанты, но и гуманисты, произведения которых объявлялись запрещенными. Для этого был создан "Индекс за­прещенных книг", куда были включены "Божественная комедия" Данте, "Декамерон" Боккаччо, "Об обращениях небесных сфер" Коперника и многие другие.

Благодаря Контрреформации, закончившейся в XVII веке, католической Церкви удалось сохранить влияние в Италии, Ис­пании, Франции, южных областях Германии и ряде восточноев­ропейских государств. Однако европейская культура была рас­колота на католическую и протестантскую.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гуманизм эпохи Возрождения | Изменения эпохи Возрождения в художественной культуре и искусстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.