КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охрана природных объектов в городских и сельских поселениях
В границах городского или сельского населенного пункта находятся многообразные природные объекты, в разной степени приспособленные человеком для своих потребностей. Однако вне зависимости от своего состояния они образуют экосистему города, являющуюся составной частью экологической системы Российской Федерации. На территории населенных пунктов вопросы использования и охраны отдельных природных объектов обладают определенной спецификой, обусловленной потребностями обеспечения нормального функционирования поселений. Одним из главных факторов оздоровления экологической обстановки на территории населенных пунктов является наличие в них системы озелененных территорий. Их роль в поддержании благоприятного качества окружающей среды поселений по-своему уникальна, поскольку они выполняют роль зеленых фильтров в очищении городского воздуха от копоти, пыли, газа, дыма, выбрасываемых в воздух промышленными предприятиями и автомобильным транспортом, обогащают воздух кислородом, служат одним из средств борьбы с шумом, оказывают положительное влияние на климат, защищают источники водоснабжения от загрязнения и служат местом организованного отдыха населения. Наличие таких территорий позволяет снизить на 40-50% влияние негативных экологических факторов, воздействующих на городских жителей. Особенно велика их роль в нейтрализации вредных выбросов автотранспорта. Весь санитарно-гигиенический и ландшафтно-рекреационный потенциа1 озелененных территорий раскрывается в полной мере только при сочетании различных категорий и типов зеленых насаждений, образующих единую систему в пределах городских и пригородных территорий.
В настоящее время озеленение многих городских поселений находится в кризисном состоянии. Темпы зеленого строительства существенно отстают от потребностей города. Например, в городе Москве в 1996 г. под застройку были выданы разрешения на вырубку 40 тыс. деревьев, а 1998 г. под новое строительство в городе было вырублено более 50 тыс. деревьев. При этом в 1996 г. в результате засухи, засоления почвы, недостаточного ухода погибло 250 тыс. деревьев, а в 1998 г. - 103 тысячи. За это время было посажено немногим более 76 тысяч деревьев. Нередки случаи незаконного уничтожения и нанесения ущерба озелененным территориям. Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования в среднем по России составляет 10,4-10,5 м /чел. при минимальной норме, установленной Госстроем, 15 м /чел. Требования к структуре озелененных территорий не выполняются. Указанные факторы влияют на ухудшение состояния всех городских природных ресурсов - воды, атмосферного воздуха, и, прежде всего земель поселений. Органы власти в городах, как правило, не усматривают прямой связи озеленения города с его экологической обстановкой и состоянием здоровья городских жителей. Кризис озеленения не сопровождается взрывами, пожарами, наводнениями и прочими катастрофами. Он протекает бесшумно и проявляется в ухудшении здоровья людей (особенно детей), сокращении продолжительности жизни, нарушении гармоничного сосуществования человека и природы, падении культурного уровня населения. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что озеленение не дает отдачи в виде «прямых и быстрых денег» и рассматривается как препятствие для их получения государственными и коммерческими структурами, что приводит к застройке отдельных территорий бизнесцентрами, офисами, автостоянками и тому подобными объектами, сулящими получение таких денег. В настоящий момент официального определения зеленого фонда поселений нет. На наш взгляд, зеленый фонд городских и сельских поселений - это совокупность зеленых зон в черте поселения, выполняющих экологические, оздоровительные, рекреационные, эстетические и иные функции в целях смягчения неблагоприятного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду городов и поддержание экологического баланса. Под зелеными зонами следует понимать часть территории городского или сельского поселения, занятую совокупностью зеленых насаждений, включая городские леса, древесно-кустарниковые, травянистые и цветочные растения естественного и искусственного происхождения.
Такой вывод можно сделать при систематическом толковании ст. 61 Закона об охране окружающей среды, п.1 которой не дает исчерпывающего перечня разновидности зеленых насаждений, входящих в зеленый фонд городских и сельских поселений, а лишь указывает на две разных территории - покрытые древесно-кустарниковой растительностью и травянистой растительностью. Поэтому представляется, что и городские леса (а также леса, расположенные на землях сельских поселений) входят в состав зеленого фонда городских и сельских поселений. Однако правовой режим использования и охраны различается для городских лесов и лесов на землях сельских поселений, с одной стороны, и всех остальных категорий зеленых насаждений, с другой. Такой вывод следует из ст. 10 ЛК РФ, относящей указанные леса к категории лесов, не входящих в лесной фонд. Это обусловлено экологической ценностью лесов, расположенных в границах городских и сельских поселений, целью использования которых является охрана ландшафтов, растительного и животного мира, сохранение окружающей среды, улучшения микроклимата, организация отдыха населения. Поэтому не случайно п.2 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях предоставляет право Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления дополнительно устанавливать новые категории ООПТ, а именно придавать такой статус территориям, на которых находятся зеленые зоны и городские леса. К зеленому фонду поселений по своим экологическим функциям тесно примыкают находящиеся за пределами черты городских поселений пригородные зоны, в составе которых могут выделяться зеленые зоны - совокупность древестно-кустарниковой и травяной растительности естественного и искусственного происхождения, выполняющей санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Например, в зеленых зонах Волгограда, Камышина, Котельниково, Калача создано около 7 тысяч гектаров искусственных насаждений. Земли пригородных зеленых зон могут быть отнесены к землям рекреационного назначения - разновидности земель особо охраняемых территорий.
По мнению ряда авторов, зеленые зоны, создаваемые на прилегающих к городу территориях, подразделяются на лесопарковые и лесохозяйственные. Лесопарковые зоны включают леса, загородные парки, сады, питомники, эстетически ценные ландшафты. Лесохозяйственные зоны состоят из площадей, занятых домами и базами отдыха, пансионатами, пляжами и т.д. В границах зеленых зон запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 86 ЗК РФ). Например, согласно ст. 114 ЛК РФ в лесопарковых частях зеленых зон допускаются только рубки промежуточного пользования и прочие рубки. Остальные виды рубок (сплошные, выборочные и другие) запрещены. Относительно месторасположения зеленых зон федеральное законодательство содержит ряд противоречий. С одной стороны, в и. 5 ст. 94 и п.4 ст. 98 ЗК РФ упоминаются зеленые зоны как «пригородные зеленые зоны». С другой стороны, п. 1 ст. 61 Закона об охране окружающей среды устанавливает, что зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой и травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений. Граница (черта) поселения - это внешняя граница городского или сельского поселения, отделяющая его земли от земель иных категорий (п.1 ст. 84 ЗК РФ). Таким образом, налицо коллизия двух федеральных законов: ЗК РФ и Закона об охране окружающей среды. В связи с этим представляется, что в свете нового экологического законодательства зеленые зоны существуют в двух качествах: в составе пригородных зон и в составе земель городских и сельских поселений.
Несмотря на данные коллизии, действующее законодательство устанавливает, что непосредственно в черте поселения озелененные территории могут располагаться в границах рекреационных зон либо в составе иных территориальных зон, выделяемых в соответствии с требованиями ГрадК РФ. Территориальная зона - это часть территории муниципального образования, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков, а ее границы определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей среды и иным законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Исчерпывающего перечня территориальных зон ГрадК РФ не содержит. Правилами застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент (п. 2 ст. 85 ЗК РФ). Одной из таких зон является рекреационная зона. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (п. 11 ст.35 ГрадК РФ). Названные зеленые насаждения, не входящие в состав лесного фонда, выполняют главную экологическую функцию по поддержанию экологического баланса в поселениях, в связи с чем могут быть отнесены по решению компетентных органов к разновидности земель особо охраняемых территорий (п. 5 ст. 94 ЗК РФ). При этом решении данной задачи участвуют и другие категории зеленых насаждений городских и сельских поселений. Их примерную классификацию привел в своих работах В.В. Петров. Он полагал, что нелесную растительность поселений можно подразделить на защитную, озеленительную, декоративную, плодово-ягодную и прочую. Защитная растительность выполняет охранительные функции вокруг промышленных предприятий (санитарно-защитные зоны), источников водоснабжения, жилых домов. Озеленительные насаждения выполняют экологические функции, защищая воздух от грязи, пыли, вредных газов и обогащая его кислородом. Декоративная растительность предназначена для решения эстетических задач. Плодовая растительность выполняет экономическую, декоративную и эстетическую функции. Представляется, что система озелененных территорий городских и сельских поселений включает в себя три основные категории: территории общего пользования (скверы, бульвары, городские леса, пляжи и т.д.); территории ограниченного пользования (расположенные в пределах жилой, промышленной и иной застройки, включая древесно-кустарниковую растительность садовых, огородных и дачных участков; территории, особо ценные в культурном отношении); территории специального назначения (санитарно-защитные, охранные зоны). Особое место среди озелененных территорий занимают зеленые насаждения особо охраняемых природных территорий городских и сельских населенных пунктов, например, произрастающие в дендрологических парках и ботанических садах. Такая территория получает особый эколого-правовой статус. Следует различать понятия «охрана» и «защита» зеленых насаждений. Как справедливо отмечала Ю.И. Щуплецова, под охраной «следует понимать весь комплекс мероприятий по сохранению и развитию зеленых насаждений, а под защитой только те мероприятия, которые направлены на противодействия таким вредным факторам, как болезни, вредители, пожары». Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Такие мероприятия могут состоять в возложении обязанностей на граждан и юридических лиц, а также в осуществлении мероприятий по охране зеленого фонда органами государственной власти и местного самоуправления. В числе таких мероприятий можно выделить запрет строительства и расширения действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения, осуществление экологического контроля за правильной обрезкой деревьев, недопущением использования соли для очистки улиц от снега муниципальными органами ЖКХ и т.д. Одним из направлений в деятельности по озеленению городских территорий является переход от стратегии создания отдельных (единичных) зеленых островков к созданию (поддержанию и восстановлению) крупных зеленых массивов. Особое место среди такого рода зеленых насаждений в городах занимают городские леса. Они отличаются от прочих, прежде всего, малой площадью занимаемой территории, которая ограничена границами населенного пункта. Кроме того, городские леса, как правило, созданы искусственно. Часто' естественные леса, произраставшие на землях, застроенных городскими поселениями, претерпевали существенные изменения. Менялась не только занимаемая ими площадь, но и состав пород, состав подроста и даже тип почвенного покрова. Кроме того, в городских лесах обычно отсутствуют такие типы территорий, как болота, неудобь и др. В то же время, на землях, занятых городскими лесами, появляются новые участки - рекреационные зоны, т.е. территории, приспособленные и занятые специальными сооружениями для отдыха городского населения. Все эти особенности городских лесов и позволили выделить их в отдельную группу как леса, не входящие в лесной фонд. Кроме того, существенное значение имеет правовой режим земель поселений, что не может не оказывать влияния на статус городской растительности и своеобразные проблемы ее охраны. Целью использования городских лесов является охрана ландшафтов, растительного и животного мира, сохранение окружающей среды, улучшение микроклимата, организация отдыха населения, защита территории от ветровой и водной эрозии. Поэтому представляется вполне обоснованным включение городских лесов в рекреационную территориальную зону. Наряду с охраной зеленых насаждений, важнейшей задачей охраны окружающей среды поселений является охрана водных объектов, расположенных в границах населенных пунктов. Эта взаимосвязь проявляется в том, что увеличение площади городской застройки увеличивает антропогенную нагрузку на водные экосистемы, что, в свою очередь, влечет ухудшение качества питьевой воды и увеличение вследствие этого смертности населения. В целом охрана вод - это система мероприятий по сохранению и восстановлению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также ликвидации последствий указанных явлений. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также публично-правовые образования), включая требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса. При этом законодатель указывает на особенности охраны поверхностных и подземных вод, а также регулирует как общий порядок охраны вод, так и конкретизацию этих требований в зависимости от вида деятельности или места расположения источника загрязнения. В числе общих обязанностей вышеуказанных субъектов можно выделить следующие. Во-первых, охрана водных объектов населенных пунктов от загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных -веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Органы государственной власти осуществляют охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая загрязнение через поверхность земли и воздух, причем ситуация здесь далеко не простая. Так, по исследованиям экспертов из 51 ключа города Москвы пить воду можно из трех. В ключах Коломенского - существенное превышение ПДК по селену, нитратам, нефтепродуктам; в Царицыно - по селену; в Битцевском парке, Ясеневе, Крылатском, Нескучном саду - по селену, кадмию; Воробьевых горах - по кадмию. Во-вторых, охрана водных объектов от засорения, то есть накопления в них посторонних (обычно нерастворимых) веществ: строительного и бытового мусора, древесины и т.д. Реализация данной обязанности осуществляется посредством установления общего запрета на сброс в городские водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. В-третьих, предупреждение и ликвидация аварийного загрязнения водных объектов, которое возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты и причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды населенного пункта, а также биологическому разнообразию.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |