КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы организации противоэпидемической работы
Организационная структура системы противоэпидемической защиты населения включает медицинские и немедицинские силы и средства. Важную роль в обеспечении противоэпидемического режима играют исполнители немедицинского профиля. Комплекс различных по характеру и направленности мероприятий, связанных с очисткой населённых пунктов, питанием, водоснабжением и т.д., выполняют государственные органы, учреждения и предприятия при активном участии населения. Исполнение многих противоэпидемических мероприятий осуществляют ЛПУ. Работники лечебной сети (поликлиник, амбулаторий, сельских врачебных участков, фельдшерских пунктов и детских учреждений) обеспечивают раннее выявление эпидемического очага на обслуживаемом ими участке. Без выявления инфекционного заболевания информация о наличии эпидемического очага не доступна работникам санитарно-эпидемиологической службы, поскольку её деятельность включает диагностическую (эпидемиологическая диагностика), организационную, методическую и контрольную функции. Сложность управленческой деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений заключается в том, что для борьбы с инфекционными заболеваниями необходимо привлечение сил и средств, не подчинённых службе санитарно-эпидемиологического контроля. В систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации входят следующие организации и учреждения: • департамент санитарно-эпидемиологического надзора центрального аппарата Министерства здравоохранения Российской Федерации; • центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах и районах, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на водном и воздушном транспорте (региональные и зональные);
• научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профилей; • дезинфекционные станции; • государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов; • санитарно-эпидемиологическая служба Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, подведомственные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие санитарно-эпидемиологические учреждения; • другие санитарно-эпидемиологические учреждения. Организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач РФ, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, городов, районов, на транспорте (водном, воздушном), главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти. Органы и учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения разрабатывают целевые комплексные программы профилактических и оздоровительных мероприятий по важнейшим проблемам охраны здоровья населения, принимают совместные решения по вопросам профилактики заболеваний, изучают состояние здоровья населения и демографическую ситуацию в связи с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, организуют и контролируют работу по профилактике инфекционных (паразитарных), профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей. Мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах Министерства обороны, Министерства путей сообщения, Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности осуществляют специальные службы этих министерств и ведомств.
В системе борьбы с инфекционными болезнями существенную роль играют амбулаторно-поликлинические учреждения. В обязанности медицинских работников поликлинического звена (участковых терапевтов и педиатров) входит проведение всего комплекса первичной противоэпидемической работы: выявление, изоляция, госпитализация инфекционных больных и другие мероприятия в очаге, а также диспансерное наблюдение и лечение хронических больных. Мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями — составная часть комплексного плана амбулаторно-поликлинического учреждения. План включает санитарно-оздоровительные, лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия. На основании комплексного плана работы амбулаторно-поликлинического учреждения разрабатывают планы мероприятий на случай возникновения особо опасных инфекций. В каждом учреждении существуют обязательные перечни нормативных документов, средств и инвентаря: • перечень функциональных обязанностей медицинского персонала при выявлении больного, подозрительного на особо опасные инфекции; • форма списков лиц, находившихся в контакте; • памятка о правилах забора материала от больных и доставке его в лабораторию; • перечень средств экстренной профилактики; • правила использования дезинфекционных средств, применяемых в очагах инфекции; • ёмкости для приготовления дезинфекционных растворов; • список лиц, выделенных в прививочные и дезинфекционные бригады; • комплекты противочумных костюмов. В амбулаторно-поликлиническом учреждении предусмотрены организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (табл. 1-10). Таблица 1-10. Схема противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге (участковый врач-терапевт, педиатр) • Мероприятия в отношении источника инфекции: —своевременное выявление больных и носителей патогенных микроорганизмов; —обеспечение ранней диагностики заболеваний;
—учёт больных и носителей; —изоляция источника; —лечение в поликлинических условиях; —долечивание после выписки из стационара; —санация носителей и больных хроническими формами заболеваний; —проведение бактериологического контроля за полнотой освобождения от возбудителей; —проведение гигиенического воспитания больных и носителей; —обеспечение диспансерного наблюдения за переболевшими, больными хронической формой инфекционного заболевания и хроническими носителями. • Мероприятия, направленные на прерывание путей передачи (совместно с территориальным центром санитарно-эпидемиологического надзора): —текущая и заключительная дезинфекция в очаге; —обор проб из объектов внешней среды для лабораторного исследования; —запрещение использования продуктов, воды, одежды и других предметов, • Мероприятия, проводимые в отношении лиц, находившихся в контакте с источником инфекции: —активное выявление этих лиц; —их изоляция; —медицинское наблюдение; —лабораторное обследование; —санитарно-просветительная работа; —специфическая и неспецифическая профилактика. Существенное значение в борьбе и профилактике инфекционных болезней имеют кабинет инфекционных заболеваний (структурное подразделение поликлиники) и кабинет (отделение) профилактики инфекционных заболеваний, организуемый в составе детской городской поликлиники или центральной районной больницы. Основные задачи этих подразделений — обеспечение своевременного и полного выявления инфекционных больных, проведение диспансерного наблюдения за реконвалесцентами, участие в планировании, организации, контроле за проведением (а иногда и в самом проведении) профилактической иммунизации населения. Иными словами, кабинеты инфекционных заболеваний, организованные в целях повышения качества диагностики и лечения инфекционных болезней, диспансерного наблюдения за реконвалесцентами, служат повседневными консультативными центрами для участковых врачей. Возглавляет кабинет врач-инфекционист, прошедший хорошую эпидемиологическую подготовку и квалифицированно пользующийся методом эпидемиологической диагностики, способный руководить профилактической и противоэпидемической работой участковых врачей. Под его руководством в поликлинике проводят конференции с анализом врачебных ошибок, разборы историй болезни пациентов с разными инфекциями, обсуждение динамики инфекционной заболеваемости на участке. Кабинет инфекционных заболеваний не только контролирует деятельность по раннему выявлению и диагностике больных, но и организует работу по повышению квалификации участковых врачей по вопросам диагностики, лечения и специфической профилактики инфекционных болезней. Большой раздел работы кабинетов составляет систематическое изучение инфекционной заболеваемости как на отдельных врачебных участках, так и на всей территории, обслуживаемой поликлиникой. Врач инфекционного кабинета каждый месяц составляет отчёт о движении инфекционной заболеваемости и представляет его в территориальный центр санитарно-эпидемиологического надзора по специальной форме №85-леч. Сведения о проводимой в поликлиниках профилактической работе, включая и отчёт о профилактических прививках, представляют ежеквартально.
Санитарная охрана территории страны от завоза и распространения инфекционных болезней. Составная часть общегосударственной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации — санитарная охрана территории, направленная на предупреждение заноса на территорию страны и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории страны товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека. Она состоит из комплекса организационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-профилактических, экономических, технических и иных мероприятий. Все эти мероприятия обеспечивают предупреждение завоза и распространения карантинных болезней (чумы, холеры, жёлтой лихорадки), контагиозных вирусных геморрагических лихорадок (лихорадок Ласса, Марбург и Эбола), малярии и других опасных для человека инфекционных болезней, передаваемых комарами (лихорадки Денге, японского энцефалита), локализацию и ликвидацию случаев этих инфекций при завозе или выявлении на территории Российской Федерации, в том числе в эндемичных природных очагах, а также предотвращение ввоза и распространения потенциально опасных для здоровья населения товаров. Санитарно-каран-тинные мероприятия проводятся согласно «Санитарным правилам и нормам СанПиН 3.4.035.-95. Санитарная охрана территории Российской Федерации». Санитарные правила разработаны на основе Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации», Таможенного кодекса Российской Федерации, Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации. В Санитарных правилах учтены требования Международных медико-санитарных правил, принятых на XXII сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения от 25 июля 1969 г., с изменениями и дополнениями, внесёнными в 1973 и 1981 гг. Их суть сводится к изменению основной концепции деятельности, которая теперь выражается в санитарной охране территории, а не только границ страны. Цель Международных медико-санитарных правил — обеспечение максимальной защиты от распространения карантинных болезней (чумы, холеры, жёлтой лихорадки) без нарушения международных перевозок и сообщения. Согласно правилам, все страны обязаны в течение 24 ч сообщать в ВОЗ сведения о зарегистрированных болезнях, выделениях микробов чумы от грызунов или блох, вируса жёлтой лихорадки от комаров, о летальных исходах, границах очага и принятых мерах. В свою очередь, ВОЗ регулярно предоставляет всем странам текущую (и периодически — обзорную) эпидемиологическую информацию о конвенционных инфекционных болезнях. Общее руководство санитарной охраной территории страны осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации, опирающееся в этой работе на эпидемиологическую информацию, получаемую из ВОЗ в виде ежедневного радиотелеграфного бюллетеня, еженедельного эпидемиологического отчета, обзоров и др. В свою очередь, Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщает медицинской службе субъектов федерации сведения о странах, где зарегистрированы карантинные болезни. На основании этой и другой медико-санитарной информации не допускаются к ввозу на территорию страны опасные грузы и товары, ввоз которых запрещён законодательством Российской Федерации. Указанное также распространяется на грузы и товары, в отношении которых санитарно-карантинным контролем установлено, что их ввоз создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Решения Министерства здравоохранения Российской Федерации обязательны для всех предприятий и учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Для санитарной охраны территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на основании федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, введён санитарно-карантинный контроль. Последний в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морских и речных портах, аэропортах, автодорожных переходах осуществляют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, на железнодорожных переездах — центры санитарно-эпидемиологического надзора Министерства путей сообщения, на военно-морских базах и военных аэродромах — санитарно-эпидемиологические подразделения Министерства обороны Российской Федерации. Прибывающие из-за рубежа и выезжающие российские транспортные средства подлежат санитарно-карантинному контролю, предшествующему, как правило, другим видам контроля. Он включает посещение и обследование судна, самолёта, поезда, автодорожного или другого транспортного средства, а также контейнера (контейнеров) лицами медицинского состава. Также в санитарно-карантинный контроль входят выявление больных и людей, подозрительных на заболевание карантинной болезнью, опрос, а при необходимости и осмотр лиц, пересекающих границу, проверка наличия и правильности заполнения установленных санитарных документов. К таким документам относят: международное свидетельство о прививках, морскую санитарную декларацию, санитарную часть генеральной декларации самолёта, свидетельство о дератизации и т.д. В случае выявления больного карантинной инфекцией транспортное судно отводят на заблаговременно выделенные и оборудованные санитарные площадки или тупики, затем на судне проводят противоэпидемические мероприятия, соответствующие нозологической форме. При получении информации о выявленных больных срочно оповещают руководителя медицинского учреждения, больного изолируют и госпитализируют для уточнения диагноза и лечения. В случаях, не предусмотренных в «Санитарных правилах», следует руководствоваться «Международными медико-санитарными правилами». Возникновение и поддержание эпидемического процесса определяют три фактора: источник инфекции, механизм передачи возбудителя и восприимчивость населения. Устранение одного из факторов неизбежно приводит к прекращению эпидемического процесса и, следовательно, исключает возможность существования инфекционной болезни.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |