Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспеpти3а и контроль экологичности и бе30пасности




 

Экологическая экспертиза. Нормативными показателями эколо­гичности предприятий, транспортных средств, производственного оборудования и технологических процессов являются ПДВ в атмо­сферу, ПДС в гидросферу, а также нормативы образования и лимиты размещения отходов. К нормативным показателям экологичности технических систем относятся также допустимые уровни физических воздействий (шума, вибрации, ЭПМ и т. д.), обеспечивающие ПДУ в селитебных зонах. Нормативные показатели являются основой для проведения экологической экспертизы. Реализация нормативных показателей достигается путем повышения экологичности проектов промышленных объектов, оборудования и технологических процес­сов.

Экологическая экспертиза техники, технологий, материалов включает общественную и государственную экспертизу. Государст­венная экологическая экспертиза новой продукции - рассмотре­ние документации (или образцов) новой продукции, проводимое экспертными подразделениями органов государственного управле­ния в области природопользования и охраны окружающей среды на федеральном, республиканском и региональном (территориальном) уровнях.

Общественная экологическая экспертиза проводится обществен­ными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной сре­ды, в том числе проведение экологической экспертизы, и которые за­регистрированы в установленном порядке.

Цель экологической экспертизы новой продукции - предупреж­дение возможного превышения допустимого уровня вредного воз­действия на окружающую среду в процессе ее производства, эксплуа­тации (использовании), переработки или уничтожения. Главная за­дача экологической экспертизы - определение полноты и достаточ­ности мер по обеспечению требуемого уровня экологической безопасности новой продукции при ее разработке, в том числе:

Ø определение соответствия проектных решений создания но­вой продукции современным природоохранным требованиям;

Ø определение полноты и достаточности отражения техничес­ких показателей, характеризующих уровень воздействия на окружаю­щую среду новой продукции, в рассматриваемой документации и их соответствие установленным природоохранным нормативам;

Ø оценка полноты и эффективности мероприятий по предупре­ждению возможных аварийных ситуаций, связанных с производст­вом и потреблением (использованием) новой продукции, и ликвида­ции их возможных последствий;.

Ø оценка выбора средств и методов контроля воздействия про­дукции на состояние окружающей среды и использования природ­ных ресурсов;

Ø оценка способов и средств утилизации или ликвидации про­дукции после отработки ресурса;.

Ø определение полноты достоверности и научной обоснованно­сти проведенной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

По результатам экологической экспертизы составляется эксперт­ное заключение, включающее три части: вводную, констатирующую и заключительную.

В вводной части содержатся сведения об экспертируемых мате­риалах, организации их разработавшей, сведения о заказчике, органе, утверждающем указанные материалы. Кроме того, в ней приводятся данные об органе, осуществляющем экспертизу, время ее проведе­ния.

В констатирующей части дается общая характеристика отраже­ния экологических требований в представленном на экспертизу проекте. В случае проектирования предприятия, кроме того, дается информация об экологическом состоянии территории, где будет проводиться строительство. Заключительная часть экспертного заключения должна содержать оценку всего комплекса мероприя­тий по рациональному использованию природных ресурсов и охра­не окружающей природной среды. Эта часть должна завершаться выводами о допустимости воздействия на окружающую природ­ную среду хозяйственной или иной деятельности, явившейся объ­ектом экологической экспертизы, и возможности реализации объ­екта экспертизы.

Экспертное заключение подписывает руководитель экспертной комиссии, ее ответственный секретарь и все ее члены.

В полном объеме оно является обязательным для организаций ­авторов проекта, заказчиков и других исполнителей. Экспертное за­ключение направляется заказчику, территориальному органу Мин­природресурсов, органам исполнительной власти субъектов РФ и ме­cтным органам самоуправления.

О бъектами экспертизы являются проекты технической докумен­тации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным орга­ном в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары, а также на различного вида проекты и документа­цию, оговоренные в гл. III Закона РФ «Об экологической эксперти­зе».

В их числе:

Ø проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользо­вания и ведения хозяйственной деятельности;

Ø проекты схем развития отраслей хозяйства Российской Феде­рации, в том числе промышленности;

Ø проекты комплексных схем охраны природы Российской Фе­дерации;

Ø технико-экономические обоснования и проекты хозяйствен­ной деятельности, которая может оказывать воздействие на окру­жающую природную среду сопредельных государств или для осуще­ствления которой необходимо использование общих с сопредельны­ми государствами природных объектов, или которая затрагивает ин­тepecы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контек­сте» и т. д.

Проводят экологическую экспертизу органы Федеральной служ­бы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведе­ния государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспер­тизы тех же объектов экологической экспертизы.

Экологический контроль на предприятии. В соответствии с законо­дательством об охране окружающей среды предприятия должны осу­ществлять производственный контроль, главной задачей которого является оценка состояния природных сред, на которые предприятие оказывает негативное воздействие, включая территории, к нему при­легающие. Такая оценка должна вестись и инструментальными мето­дами.

Одной из форм контроля является учет такого рода негативных воздействий путем инвентаризации источников выбросов и сбросов, классификации токсичных отходов и их паспортизации, составления ежегодных типовых форм статистической отчетности N2 2ТП (воз­дух), N22 ТП (водхоз), а также формы N22ТП (отходы).

С 2000 г. в соответствии с ГОСТ Р 51379-99 введен энергетиче­ский паспорт промышленного потребителя топливно-энергетиче­ских ресурсов. Его разработка и ведение возлагается на организацию-потребителя энергии. Заполняется он по результатам соответст­вующего обследования силами либо самого потребителя, либо внеш­ней организации (энергонадзора или аудиторской). В паспорт включаются общие сведения о потребителе, сведения о потреблении отдельно электроэнергии, тепловой энергии, котельно-печного и мо­торного топлива; мероприятия по энергосбережению и повышению эффективности использования энергии, а также выводы.

С 2000 г. введен в действие ГОСТ Р 17.0.0.06-00 «Экологический паспорт природопользователя». Он представляет собой документ, содержа­щий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов.

Стандарт устанавливает основные положения по построению, из­ложению, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и рекомендуется для разработки и ве­дения юридическими лицами, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую природную среду на территории Российской Федерации.

Ответственность за заполнение экологического паспорта несет руководитель организации, контроль за правильностью его заполне­ния и ведения - территориальный орган Минприродресурсов. Дан­ные паспорта могут использоваться для разработки проектов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов, а также для заполнения форм статистической отчетности.

Экспертиза безопасности. Она должна производиться как на этапе проектирования, так и при эксплуатации любого вида оборудования, непосредственно обслуживаемого человеком.

Первый этап экспер­тизы может производиться как проектными, так и независимыми об­щественными организациями. Применительно к оборудованию и. технологическим процессам, имеющим аналоги, как правило, производится расчетная оценка ожидаемого уровня опасных и вредных факторов и сопоставление полученных значений с предельно допустимыми значениями. При создании опытных образцов определяется фактическое значение этих факторов. В случае, если эти значения превышают допустимые величины, установленные стандартами ССБТ, производится дора­ботка оборудования путем введения соответствующих средств защи­ты или повышения их эффективности. Одновременно, используя статистические данные о травматизме и заболеваниях, устанавлива­ют причины отказов систем, травм, профзаболеваний и разрабатыва­ют соответствующие требования безопасности, в том числе устанав­ливают соответствующие показатели безопасности.

Применительно к оборудованию и технологическим процессам, не имеющим аналогов, производится идентификация опасностей и связанных с их возникновением опасных и вредных факторов.

Учитывая многообразие связей в системе «человек - маши­на - окружающая среда» и соответствующее многообразие причин аварий, травматизма и профессиональных заболеваний, для выявле­ния производственных опасностей применяют метод моделирования с использованием диаграмм влияния причинно-следственных связей на реализацию этих опасностей. Наибольшее распространение получили методы с использованием дерева отказов или дерева происшест­вий.

Государственная экспертиза условий труда. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения атгестации рабочих мест по ус­ловиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяже­лую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертифика­ции работ по охране труда в организациях.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликви­дации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на ра­бочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных ор­ганов, органов управления охраной труда, работодателей, объедине­ний работодателей, работников, профессиональных союзов, их объе­динений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Все­российской государственной экспертизой условий труда и государст­венными экспертизами условий труда субъектов Российской Федера­ции.

Учет требований безопасности и экологичности при постановке но­вой продукции на производство. ГОСТ 15.201-00 «Системы разработ­ки и постановки продукции на производство. Продукция производ­ственно-технического назначения. Порядок разработки постановки продукции «на производство» устанавливает специальный порядок постановки новой продукции на производство, позволяющий обес­печить выполнение всех действующих требований безопасности и экологичности. В техническое задание не допускается включать требования, которые противоречат требованиям законов РФ и норма­тивных документов органов надзора за безопасностью, охраной здо­ровья и природы.

Согласно этому стандарту, в процессе разработки документации проверка новых технических решений, обеспечивающих достижение новых потребительских свойств продукции, должна осуществляться при лабораторных, стендовых и других исследовательских испытани­ях моделей, макетов, натурных составных частей изделий и экспери­ментальных образцов продукции в целом в условиях, как правило, имитирующих реальные условия эксплуатации.

Опытные образцы (опытную партию) или единичную продук­цию (головной образец) подвергают приемочным испытаниям в со­ответствии с действующими стандартами или типовыми програм­мами и методиками испытаний, относящимся к данному виду (груп­пе) продукции. При их отсутствии или недостаточной полноте ис­пытания проводят по программе и методике, подготовленным разработчиком и согласованным с заказчиком или одобренным приемочной комиссией.

В приемочных испытаниях, независимо от места их проведения, вправе принять участие изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы, которые должны быть заблаговременно информированы о предстоящих ис­пытаниях.

Оценку выполненной разработки и принятие решения о произ­водстве и (или) применении продукции (или едичной продукции) проводит приемочная комиссия, в состав которой входят представи­тели заказчика (основного потребителя), разработчика, изготовите­ля. При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены эксперты сторонних организаций, а также органы, осушествляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы.

Контроль требований безопасности и экологичности при эксплуата­ции оборудования. Для исключения эксплуатации оборудования, несоответствующего требованиям безопасности, производится соот­ветствующая проверка оборудования, как перед его первичным использованием, так и в процессе эксплуатации. Применительно к обору­дованию повышенной опасности проводятся специальные освиде­тельствования и испытания.

При поступлении нового оборудования и машин на предприятие они проходят входную экспертизу на соответствие требованиям без­опасности. Она проводится отделом главного механика (главным ме­хаником) с привлечением механика того подразделения (цеха), где его планируют использовать. В случае энергетических систем в про­верке участвуют также главный энергетик и энергетик указанного выше подразделения. В случае, если оборудование не соответствует предъявляемым требованиям, оно не допускается к использованию, при этом составляется рекламация в адрес завода-изготовителя.

Ежегодно отдел главного механика проверяет состояние всего парка станков, машин и агрегатов цеха (в том числе и по показателям безопасности), по результатам которых составляют планы ремонтов и модернизации.

При первом пуске или в случае изменения режима компрессор­ной установки, а также при пуске после капитального ремонта или другой длительной остановки определяют ее характеристики и срав­нивают их с характеристиками, прилагаемыми к паспорту машины и заводской инструкции.

При необходимости производится соответст­вующее регулирование по инструкции завода-изготовителя. Кроме того, периодически снимаются индикаторные диаграммы с компрес­сорных и силовых цилиндров. Указанный контроль проводят мастер, дежурный инженер или техник. Гидравлическому испытанию подле­жат все сосуды под давлением после их изготовления.

Вновь установленные грузоподъемные машины до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствова­нию. Грузоподъемные краны, находящиеся в работе, должны подвер­гаться периодическому техническому освидетельствованию: частич­ному - не реже одного раза в 12 месяцев; полному - не реже одного раза в три года за исключением редко используемых (используемых только при ремонте оборудования), которые должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже, чем через каж­дыe пять лет.

Возможно внеочередное полное техническое освидетельствова­ние грузоподъемного крана. Оно должно проводиться после монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место, реконструкции грузоподъемной машины и в некоторых дру­гих случаях.

Техническое освидетельствование грузоподъемной машины про­изводится предприятием-владельцем, возлагается на инженерно-тех­нического работника по надзору за грузоподъемными машинами и проводится при участии лица, ответственного за исправное их состоя­ние. При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическо­му испытаниям. При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не производят.

При техническом освидетельствовании грузоподъемной машины должны быть осмотрены и проверены в работе ее механизмы и элек­трооборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управ­ления, а также проверены освещение, сигнализация и габаритные размеры. Кроме того, при техническом освидетельствовании грузо­подъемной машины, должны быть проверены состояние ее металло­конструкций и сварных (заклепочных) соединений, а также:

кабины, лестниц, площадок и ограждений; крюка, деталей его подвески; ка­натов и их крепления; состояния блоков, осей и деталей их крепле­ния, а также элементов подвески стрелы у стреловых кранов; заземле­ние электрического крана с определением сопротивления растека­нию тока; соответствие массы противовесов и т. д.

Техническое освидетельствование лифтов следует проводить по­сле монтажа лифта и регистрации его в инспекции Госгортехнадзора, а также периодически, один раз в 12 месяцев. Кроме того, проводят частичное техническое освидетельствование лифта при замене кана­тов кабины и противовеса, электродвигателя на двигатель с другими параметрами; капитальном ремонте лебедки, тормоза или их замене; замене ловителей, ограничителя скорости и (или) гидравлического буфера (по результатам испытаний соответствующего узла). Частич­ное техническое освидетельствование без проведения статических и динамических испытаний выполняют также при внесении измене­ний в электрическую схему управления или при замене электриче­ской проводки цепи управления; при изменении конструкции конце­вого выключателя, дверных контактов, автоматических замков, этаж­ных переключателей или центрального этажного аппарата.

Техническое освидетельствование лифтов проводит инспектор Госгортехнадзора или представители специализированной обслужи­вающей организации в присутствии представителей администрации предприятия, которому принадлежит лифт, и лица, ответственного за исправное состояние и безопасную работу лифта.

При статических испытаниях лифтов проверяют прочность меха­низмов лифта, кабины, канатов, их крепления, действие тормозов, отсутствие проскальзывания канатов в ручьях канатоведущего шки­ва, надежность электрического торможения без механического тор­моза. Статические испытания осуществляют при нижнем положении кабины в течение 10 мин при нагрузках, на 50 % превышающих но­минальную грузоподъемность лифта, при испытаниях малых грузо­вых или грузовых лифтов без проводника, снабженных лебедкой ба­рабанного типа; на 10 % превышающих номинальную грузоподъем­ность при испытаниях лифтов всех других типов.

При динамических испытаниях кабину лифта нагружают силой, на 100 % превышающей номинальную грузоподъемность, проверяя при этом действие механического оборудования, тормоза, ловителей и буферов.

Испытания газопроводов на прочность и плотность производится согласно Правилам безопасности в газовом хозяйстве. Величина дав­ления при испытаниях и их длительность регламентируются указан­ными Правилами в зависимости от вида газопроводов с учетом значе­ния рабочего давления.

Системы отопления испытывают ежегодно перед пуском в экс­плуатацию согласно СН и 3.05.03.85. Требования по испытаниям на­порных водопроводов определены СНиП 2.04.02-84.

Предупредительный санитарный надзор за системами вентиля­ции промышленных предприятий проводится согласно методиче­ским указаниям Минздрава СССР N2 4425-87 при: проектировании, строительстве, реконструкции или изменении профиля и технологии производства на предприятиях, в цехах, на участках; вводе в эксплуа­тацию вновь смонтированных и реконструированных систем венти­ляции; вводе в эксплуатацию новых типов технологического обору­дования, новых технологических процессов и новых токсичных хи­мических веществ.

Новые или реконструированные вентиляционные системы про­мышленных предприятий принимает в эксплуатацию в установлен­ном порядке специальная комиссия, в которую включается предста­витель санитарно-эпидемиологической службы. Текущий санитар­ный надзор за системами вентиляции действующих промышленных предприятий осуществляют в виде выборочного контроля: состояния воздушной среды в рабочей зоне (или на постоянных рабочих местах) и в местах расположения воздухозаборных устройств, а также состоя­ния и режима эксплуатации вентиляционных систем.

Периодичность выборочного контроля определяет санитарный врач, исходя из степени возможного вредного воздействия производ­ственной воздушной среды на данном предприятии на организм ра­ботающих, из особенностей технологического процесса и характера производственного оборудования, а также на основе анализа профес­сиональной заболеваемости на данном предприятии.

Обычно кон­троль проводится в следующие сроки: в помещениях, где возможно выделение вредных веществ l-го и 2-го классов опасности,- один раз в месяц; систем местной вытяжной и местной приточной венти­ляции -1 раз в год; систем общеобменной механической и естест­венной вентиляции -1 раз в 3 года..

Важное место в повышении безопасности и экологичности ма­шин и установок занимает функциональная диагностика. Она осно­вана на текущем контроле функционирования технической системы.

С этой целью фиксируют показания контрольно-измерительных приборов, регистрирующих изменение рабочих параметров. Одним из методов функциональной диагностики является виброакустиче­ский метод. Акустическая и вибрационная диагностика производит­ся непосредственно на этапе эксплуатации оборудования. Исходя из наличия в спектрах шума и вибраций характерных составляющих, оп­ределяют дефектные элементы машин, выявляют возникновение аварийных режимов (кавитации в насосах, вибраций металлорежу­щих станков и электродвигателей и т. п.).

Из других методов функциональной диагностики отметим метод определения и анализа индикаторных диаграмм, широко используе­мых применительно к компрессорам и холодильной технике (выявле­ние дефектов клапанов, перетечек и т. п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.