Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протагор. Удовольствие – для глупцов, радость – для мудрецов

Скептицизм

Удовольствие – для глупцов, радость – для мудрецов.

Злые люди несчастны сами и мешают быть счастливыми другим. Поэтому счастье людей зависит от коллективных усилий.

МАРК АВРЕЛИЙ, римский император, стоик (121 – 180 гг.):

«Люди рождены друг для друга»;

«Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге, а верхняя челюсть нижней»;

«Не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу»;

«Настоящий способ мстить врагу – это не походить на него».

СЕНЕКА Луций Анней (5 г. до н. э. – 65 г.):

«Уча других, мы учимся сами»;

«Чистая совесть есть постоянный праздник»;

«Жить значит бороться»;

«Что естественно, то не постыдно»;

«С кем поведешься, от того и наберешься»;

«Высшее богатство – отсутствие жадности»;

«Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет»;

«Некоторые лекарства опасней самих болезней».

 

Атомистика, платонизм и пифагореизм являются догматическими философскими школами, то есть имели знание реальное, которое можно уже не перепроверять, выраженное в формулах, притчах, символах, образах и т.д. Альтернативная позиция была у скептиков. Они исходили из идеи, что вопрос о реальности превосходит силы человеческого разумения. Разумный человек должен это признать, сколь бы ни умаляло это признание самомнение человечества. Наблюдая столь разнообразные мнения разных философов, разумный человек неизбежно начинает предполагать, что обсуждаемые вопросы просто неразрешимы. Уже через сто лет после рождения профессиональной философии в 6 век до н. э. появилась первая группа лиц, которых называли «софистами», которые вводят противопоставление между ЗНАНИЕМ и МНЕНИЕМ.

МНЕНИЕ может иметь каждый, но никакое мнение не является ЗНАНИЕМ. Знание и мнение разделил еще Парменид, но практически использовали больше софисты, которые говорили: боги – знают, люди – мнят. Кто бы что ни говорил, никто толком все равно не знает, зачем живет и в какой реальности протекает его «бытие».

НАПРИМЕР, ОДИН ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ СОФИСТОВ Протагор (481-411 гг. до н. э.) пришел к выводу о том, что чем человек стремиться казаться, тем он и является.

«Как что ощущает, так оно и есть»;

«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют»

Сократ тоже вышел из софистов: «Я знаю, что ничего не знаю», но только после Аристотеля, создавшего особую науку спора – логику, в эллинском мире возникает новая философская школа под названием «скептицизм».

Ее основатель – Пиррон (360 – 270 гг. до н. э.). Название школы произошло от глагола «скептомаи» – «озираться», «осматриваться». Скептики, знакомясь с каким-либо мнением или учением, всегда «озирались» по сторонам в поисках других мнений.

Если скептик вступал в разговор с догматиком, то ставил себе задачу обратить знание в мнение, то есть понизить ранг «догмы». Делалось это путем применения принципов скептицизма, заимствованных от софиста Горгия:

1) всегда можно доказать, что то, о чем идет речь не существует;

2) если существует, то непознаваемо;

3) если познаваемо, то не выразимо словами.

Скептики действительно предпочитали, все понимая, при этом молчать. Понятое, но не сказанное, лучше сказанного, но не понятого. Интеллектуальная позиция скептиков сильно повлияла на формирование научной этики: привил терпимость к чужим мнениям, скромность в авторстве «догм».

А) ОНТОЛОГИЯ скептиков: реальность сложна и противоречива, телесна и бестелесна, явлена и сокрыта, духовна и бездуховна, существует и не существует. Реальность может быть даже такой, КАКОЙ ЕЕ НЕ ОЖИДАЮТ УВИДЕТЬ.

Б) ГНОСЕОЛОГИЯ: удел человека – не знание, а мнение. Даже если из сотни миллионов мнений одно – истинное, все равно неизвестно, какое из них.

В) ЭТИКА скептиков требует скромности: никто не должен гордиться знаниями и открытиями. Чужое мнение, каким бы странным оно ни казалось, достойно внимания. Не спешить с порицанием того мнения, которое не понравилось, также не спешить присоединяться к мнению, показавшимся умным. Пиррон постоянно напоминал ученикам: «Воздерживайся от суждений!».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕЛЕСНОСТЬ–РАЗУМНОСТЬ | Эклектики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.