КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы регулирования оплаты труда
К методам регулирования оплаты труда относится: - система социального партнерства; - рыночное саморегулирование; - государственное регулирование. Социальное партнерство – форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы. В основе социального партнерства лежит разработка коллективного договора. Коллективный договор – это нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Коллективный договор устанавливает права и обязанности сторон (профсоюзный комитет, с одной стороны, и руководство предприятия, с другой) в таких областях, как: - производственно-экономическая; - оплата труда; - дополнительные льготы и гарантии работникам; - жилищное строительство; - охрана труда; - вопросы быта; - медицинское обслуживание; - культурно-массовая, оздоровительная и спортивная работа; - обеспечение правовых гарантий деятельности профсоюзного комитета, профсоюзного актива; - ответственность сторон за неисполнение коллективного договора. Примерное содержание коллективного договора в части, касающейся oплаты труда, дано в Законе РБ «О коллективных договорах и соглашениях» (статья 5) и в Рекомендациях по совершенствованию механизма договорного регулирования оплаты труда.
В отличие от коллективного договора, трудовой договор регулирует отношения между нанимателем и работником. Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется, предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашениями сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату. Основные функции государственного регулирования оплаты труда. Государство должно: - обеспечивать установление гарантий в области заработной платы; - создавать систему социальных стандартов, характеризующих не только минимально достаточный уровень жизни населения, но и динамику его повышения; - обеспечивать сохранение покупательской способности через индексацию заработной платы и адаптацию ее к расширению платности социальных услуг и жилья; - не допускать дискриминации среди работников и субъектов хозяйствования в отношении заработной платы. Практическая реализация функций государственного регулирования выражается прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования: 1) минимальной заработной платы (МЗП); 2) минимального потребительского бюджета (МБП); 3) бюджета прожиточного минимума (БПМ); 4) индексации заработной платы; 5) разработки и утверждения Единой тарифной системы (ЕТС). Минимальная заработная плата –государственный, минимальный, обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.
В МЗП не включаются: доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные выплаты. Размер МЗП определяется Советом Министров РБ в абсолютной сумме. При этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение между размером месячной МЗП и социальными нормативами (МПБ, БПМ). МЗП не используется в качестве норматива для расчета размеров пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей. Эти функции выполняет так называемая базовая величина. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. МПБ включает такой набор товаров и услуг, в ценах реальных закупок, который представляет уровень и структуру потребления минимально допустимые при достигнутом состоянии экономического развития страны. Для определения минимального потребительского бюджета определяют минимальную материальную обеспеченность, натурально-вещественной формой которой является потребительская корзинка. Потребительская корзинка – научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в Республике Беларусь. Структура потребительской корзинки: - расходы на питанье; - одежда, белье, обувь; - лекарства, предметы санитарии и гигиены; - мебель, предметы культурно-бытового назначения; - жилье, коммунальные услуги; - культурно-просветительские мероприятия, отдых; - бытовые услуги, транспорт, связь; - содержание детей в детском дошкольном учреждении; - обязательные платежи, взносы. Для стоимостной оценки потребительской корзины используются средние цены покупок товаров и услуг с учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке. В потребительскую корзинку включаются непродовольственные товары, уровень обеспеченности которыми достиг и превышает 70% среди всего населения.
Параметры МПБ пересматриваются по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал. МПБ рассчитывается для: - прогнозирования изменения уровня жизни населения; - усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения; - определения размеров минимальной заработной платы (МЗП), пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат; - разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное сближение потребления граждан к научно обоснованному уровню. Прожиточный минимум представляет собой набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Индексация заработной платы (дохода) – метод компенсации уменьшения доходов граждан в случае повышения цен, ведущих к снижению уровня жизни. Индексация заработной платы производится в том случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5%. Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских цен по шкале нормативов, устанавливаемой Правительством РБ.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |