Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 13. Традиции профессиональной юридической деятельности в России. Юридическое образование в России

Основные вопросы темы:

1. Становление и развитие юридического образования в России.

2. Исторические последствия развития образования в России.

3. Юридическое образование в СССР.

4. Проблемы и перспективы юридического образования в современных условиях.

 

5.

1. Глобальные преобразования в сфере государственного устройства выдвинули принципиально новые проблемы в профессиональной подготовке специалистов, в том числе юридических профессий.

Юридическое образование, как, впрочем, и любое другое, переживает сложный период. Однако, рассматривая перспективы создания и развития правового государства, укрепления страны, оздоровления всех сторон общественной жизни, следует обратить внимание на исторический анализ обстановки в вопросах, связанных с профессиональным юридическим образованием.

Первое образовательное учреждение в России появилось в Москве в 1665 г. в Спасском монастыре за торговым иконным рядом (ныне ул. Никольская).

С 1687 г. открылось Словяно-Греко-Латинское училище, ставшее впоследствии академией.

В 1725 г. была открыта Российская академия наук., вскоре открылась гимназия при РАН.

20-е - 30-е годы XIX в. - элементарное юридическое образование вводилось в общие школы и кадетские корпуса.

25 января 1755 г. - открылся Императорский Московский университет (МГУ).

В 1802 г. основан университет в Дерпте (в дальнейшем - Юрьевский университет).

В 1804 г. открыт университет в Казани.

В 1805 г. открыт университет в Харькове.

 
«Въ 1809 г. вышел знаменитый указъ, требовавшiй отъ всякаго желавшаго получить чинъ коллежскаго ассесора выдержанiя экзамена въ университетъ»

В 1810 г. основан «закрытый» Александровский лицей в Царском Селе для детей привилегированных сословий, переведенный в 1844 году в С.-Петербург.

В 1817г. - в Одессе открыт «Ришельевский» лицей, преобразованный впоследствии в 1865 г. в Новороссийский университет в Одессе.

В 1819 г. состоялось открытие Петербургского университета.

В 1833 г. в Ярославле основан Демидовский лицей («Ярославское Демидовское высшихъ наукъ училище»), представлявший собой специальное юридическое учебное заведение, программа обучения в котором совпадала с программой университета. Окончание лицея давало те же права, что и окончание юридического факультета университета.

В 1834 г. открыт Университет Святого Владимира в Киеве.

В 1835 г. при участии М.М. Сперанского было открыто лучшее в стране Училище правоведения. Основная цель училища заключалась не только в подготовке высококвалифицированных специалистов для государственной службы, но и реформаторов права. Выпускники Училища представляли - феномен в истории России, самостоятельная социальная группа, сочетающая общие гуманитарные познания с теоретико-правовой и практико-юридической подготовкой.

В 1835 году издан новый университетский устав, «покончивший с фикцией академической свободы». Усилились правомочия попечителя: ему принадлежал надзор за дисциплиной в университете, он «назначал инспектора из посторонних университету военных или гражданских служащих». Для студентов введена форменная одежда.

Революция в Европе 1848 год привела к тому, что с 1849 г. начинается регулирование количества студентов в стране. Был введен лимит на поступление в университеты, который составил 300 чел. Для каждого университета. Эти ограничения сохранялись на протяжение 6 лет.

Принимая эти меры, правительство прямо признавало, что было бы лучше, если бы «дети благородного сословия искали преимущественно, как потомки древнего рыцарства, службы военной перед службой гражданской».

В 1850 г. деканам было предписано наблюдать, «чтобы в содержании программ (представляемых каждым профессором перед началом занятий) не укрылось ничего несогласного с учением православной церкви или с образом правления и духом государственных учреждений».

Государственное право европейский держав, «потрясенных внутренними крамолами и бунтами в самых основах своих», было исключено из предметов университетского преподавания (1849).

Та же участь постигла в 1850 г. и философию, которая была признана, «при современном предосудительном развитии этой науки германскими учеными», бесполезной, за исключением логики и психологии. Чтение этих наук было поручено профессорам богословия, которые должны были «сроднить» их с «истинными откровениями». Значительно была увеличена плата за слушание лекций.

 

Статистические данные об изменении численности студентов по университетам за период 1836 - 1850 гг.

Г О Д Ы С.-Петерб. Московск. Харьковск Казанский Киевский Дерптский ИТОГО
               
               
               
               
               

После снятия в 1855 г. ограничения на прием, в 6 университетах численность студентов с 3547 в 1854 г. поднялась к январю 1860 г. до 4998. Восстановлены исключенные из учебных планов дисциплины, разрешен ввоз из-за границы книг «ученого содержания», с 1858 года студенты всех университетов стали пользоваться одинаковыми правами с прочими гражданами и подчинены надзору полиции на общем основании. с 1861г. была отменена форменная одежда.

В 1869 г. - открыт Варшавский университет (преобразованный из так называемой «Главной Школы»).

Число студентов за время царствования Александра II увеличилось на 4,5 тыс. (в 1854 г. - 3547 студ., в 1880 г. - 8193 студ.)

Для высшего женского образования в 1880 г. существовали женские курсы в Петербурге («Бестужевские»), в Москве (проф. Герье), в Казани и в Киеве. В 1886 года все женские курсы кроме «Бестужевских» закрыты.

До 90 годов женщины допускались в университеты только как вольнослушательницы.

В 1869 г. учрежден лицей Цесаревича Николая, более известный под названием «Катковский лицей».

13 августа 1884 г. был утвержден новый университетский устав. Начавшаяся реформа существенно ограничила университетское самоуправление: вновь деканы назначаются попечителями, введен надзор и контроль за студентами и вольнослушателями со стороны инспекторов, назначаемых министром, университетские суды упразднены, ужесточен контроль за семестровой успеваемость, для итоговых экзаменов создается специальная комиссия, с 1885 года вновь введена форменная одежда.

В 1888 г. открыт Томский университет.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Высказывания и АФОРИЗМЫ. Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом | Об интересе молодежи к юридической профессии свидетельствует следующие статистические данные
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.