Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Код. Кодирование информации

Для того чтобы понять, в каком значении в семиотике используется термин «код», как он связан с понятиями «сигнал», «канал», «сообщение» и другими, рассмотрим наглядный пример, который приводит в своей книге «Отсутствующая структура» известный писатель и исследователь семиотики Умберто Эко (илл. 4-2). Термин «сообщение» Эко понимает в значении близком к «высказыванию», данном выше.

Существует город. Над городом в горах есть озеро-водохранилище. Уровень воды в нем меняется в зависимости от времени года и погодных условий. Если воды станет слишком много, и она «перельется через край», обрушится на город, и все окончится плохо. Есть устройство, нечто вроде поплавка, который, достигнув «нулевого» уровня, критической отметки, когда вода может затопить долину, посылает электрический сигнал. Наверху стоит передатчик, внизу – приемник. Между ними, скажем, провод – канал, по которому проходит сигнал. Приемник преобразует полученный сигнал в сообщение, предназначенное адресату ( и интерпретатору) (илл. 4-3).

Пусть адресатом будет другое устройство, «приемник», которое при получении того или иного сообщения сможет реагировать на ситуацию, к примеру, привести в действие механизм регуляции воды в озере. Пусть сообщением, то есть формой, набором знаков, посредством которого передается информация, в нашем случае условно будут считаться загорающиеся и гаснущие лампочки, хотя понятно, что приемник не видит никаких лампочек.

«Состояние лампочки – это уже некий код: зажженная лампочка означает, что вода достигла нулевой отметки, в то время как не горящая лампочка говорит о том, что этого еще не случилось. Код, таким образом, устанавливает некое соответствие между означающим (зажженная или погасшая лампочка) и означаемым (вода достигла или не достигла нулевой отметки). Впрочем, в нашем случае означаемое это не что иное, как готовность устройства определенным образом ответить на полученный сигнал, при этом означаемое и референт, то есть то реальное явление, к которому относится знак (достижение водой нулевой отметки), - вещи разные, ведь устройство не «знает», достигла или не достигла вода нулевой отметки, прибор устроен так, что придает определенное значение сигналу «лампочка загорелась» и реагирует соответствующим образом» [28].

При передаче сигнала существует шум - возникающая в канале связи помеха, способная исказить физические характеристики сигнала. В описанном примере это могут быть случайные электрические разряды или обесточивание устройств. При восприятии архитектуры источником шумов является пространственная среда со всеми ее качествами и параметры интерпретатора (физиологические и социальные).

Чтобы избежать погрешностей при передаче сигнала, можно усложнить код, ввести элемент избыточности. Этим приемом пользуются многие семиотики. В частности, в разговорном языке эта избыточность очень велика. Мы понимаем даже невнятно артикулированную или искаженную речь, в которой отсутствует часть фонем. Как известно, некоторые языки обходились без гласных звуков на письме, а сейчас мы пользуемся подобным видом записи в аббревиатурах и сокращениях (нрзбрчв).

В нашем случае можно добавить еще одну лампочку. Таким образом, когда горит лампочка А – это означает, что все устройства работают нормально, и вода находится ниже нулевой отметки. Если же загорается лампочка Б, а А гаснет, это означает, что вода достигла нулевой отметки. Обесточивание погасило бы обе лампочки, но принятый код не предусматривает ситуации, когда «обе лампочки не горят», что позволяет нам отличить сигнал от не-сигнала (также получающего значение в этом способе кодирования).

Для уменьшения влияния помех в канале на форму сообщения мы увеличиваем комбинаторные возможности кода и добавляем еще две лампочки. Теперь безопасный уровень будет означать сочетание AC а нулевую отметку – BD. Таким образом, мы ввели в код элемент избыточности – мы пользуемся двумя парами лампочек для сообщения того, что можно было сделать одной, дублируем сообщение. Однако, усложняя код, мы получаем возможность передавать дополнительные сообщения новыми сочетаниями элементов значения.

«Код, следовательно, предполагает наличие репертуара символов, и некоторые из них будут соотноситься с определенными явлениями, в то время как прочие до поры до времени останутся незадействованными, не значащими (хотя они могут заявлять о себе в виде шума), но готовыми означить любые сообщения, которые нам покажутся достойными передачи» [28].

В кодах описанного типа сигнал передается по принципу выбора из двух возможностей, «да» или «нет». Лампа горит или нет. Суть дела не меняется, если сигнал передается не по проводам к лампе, а как-то иначе. Во всех подобных случаях имеется бинарная оппозиция, только два варианта – 1 или 0. Метод бинарных оппозиций позаимствован из теории информации, где единицей информации или битом (от “binary digit”) называют информацию, получаемую при выборе из двух равновероятных возможностей. Все науки от лингвистики до нейрофизиологии при описании коммуникативных процессов пользуются бинарным методом. Обычный калькулятор работает на этом принципе. Когда мы узнаем, какое из двух равновероятных событий происходит, мы получаем информацию. Вероятность выпадения одной из сторон монеты – 1/2. Одной из сторон игральной кости – 1/6. Чтобы идентифицировать один из восьми случаев – необходимо последовательно совершить три операции выбора. При этом мы получаем три бита информации. Смотри схему (илл. 4-1).

Однако, когда речь идет о вероятности возведения некого сооружения высотой в пять этажей, количество информации исчисляется цифрой с длинным рядом нулей. Ведь для сооружения архитектор может выбрать тот или иной стиль, материалы, композицию, цвет, фактуру… Чтобы выбрать из этого ряда вероятных сооружений одно – нужно последовательно совершить массу операций выбора. Передача информации при такой потенциальной свободе выбора на уровне источника оказывается затруднительной. Информация, не закодированная каким-либо образом, не поддается восприятию и осмыслению, она может и не быть закодирована. Сообщение же по своей сути – явление без кода невозможное.

Здесь и возникает потребность в коде, поскольку если мы ограничим себя, скажем стилистикой функционализма, которая и есть код, устанавливающий правила сочетания колонн, балок, стен, оконных проемов и ряда социальных, культурных и функциональных значений, количество вариантов для постройки сооружения резко уменьшится. Вводя код мы вводим соответствующие ему дискретные единицы (в нашем случае – тип остекления, пропорции, конструктивные схемы…), упрощаем действительность сводя ее к зафиксированным в коде элементам. При этом мы резко упрощаем процесс создания высказывания.

Умберто Эко определяет код в частности такой формулировкой: «… код как система, устанавливающая: 1) репертуар противопоставленных друг другу символов; 2) правила их сочетания; 3) окказионально взаимооднозначное соответствие каждого символа какому-то одному означаемому» [28].

Важно иметь в виду, что коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего. Пользуясь русским языком можно передать информацию закодированную в географической карте или схеме электропроводки. Характерно, что этот принцип соответствует существующему в логике положению, когда понятие или закономерность более конкретные, описываются более общими. «Трактор» - «сельское хозяйство», «кирпич» - «строительство».

Коды архитектуры.

Архитектура, как верно замечает У. Эко, активно использует в своих целях кодировки, «изобретенные» в других областях человеческой деятельности. К этим кодам можно отнести следующие.

Социальные коды описывают различные аспекты взаимодействия человека с обществом, функционирование общественных институтов. Например, существует код, описывающий взаимосвязь социально-функциональных процессов и формы сооружения, иначе говоря, типология архитектурных сооружений. Мы отличаем театр от библиотеки по наличию колосников, партера, кассы. Социальные процессы формируют эти части здания точно также как традиционная японская чайная церемония формирует облик павильона, как жизненный уклад, скажем, кочевника порождает мобильную архитектуру номадических обществ всего мира. Во всех этих случаях мы имеем дело с тем, что в определенный момент люди создают «материальную оболочку» для устоявшихся социальных процессов.

Религиозные коды частично дублируют пространственные нормы, устанавливаемые социальными кодами, хотя это в большей степени характерно для архитектуры прошлого, чем для современности. Эти коды устанавливают взаимосвязь космогонических и собственно религиозных представлений с формой сооружения. Так христианское представление о Боге-отце, Сыне и Святом Духе выражается в троичности планов многих соборов, а уверенность майяских жрецов в том, что солнце однажды может не взойти, если его хорошенько не попросить, приводит к появлению в каждом городе этого народа ансамбля монументальных жертвенников.

Конструктивные коды возникают как результат физических характеристик строительных материалов и законов природы. Они описывают логику зависимости архитектурной формы от этих свойств и законов. Классическая ордерная архитектура весьма четко определяла геометрические отношения элементов, исходя, в том числе, из прочностных характеристик мрамора. Для исторической и современной архитектуры обычным делом является, к примеру, определение стропильных сечений исходя из ширины перекрываемого пролета. Новые строительные материалы (чугун и сталь в 19 веке, железобетон в 20-ом) позволили создавать невиданные до того формы, конструктивные коды которых были абсолютно иными.

Эргономические коды являются следствием биологических аспектов человеческого общества. Они описывают размеры ступеней, высоту сидения, габариты проходов и проемов. Придавая объекту те или иные пропорции, мы можем заставить интерпретатора совершать или не совершать те или иные реакции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория информации и семиотика архитектуры | Границы и перспективы применения семиотических методов в архитектуре
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.