КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Точка есть началоТема 7 Семантика архитектурной формы Ещё в 1923 г. Флоренский П.А. начал составление словаря символов «Симболариум» (не окончен). Составление словаря имело целью (по словам Флоренского) – установление значений зрительных образов, употребляемых в качестве обозначений понятий, отбор этих образцов и их взаимное сопоставление с целью вскрытия заключённого в них столь жизнеспособного содержания. Прежде чем приступать к словарю необходимо отметить первичность архитектурных форм: · семантизация форм и пространств развивается на уровне подсознания; · наличие врождённых перцептивных схем, как и генетически заложенную способность восприятия элементарных моделей – паттернов, гештальтов, внутренних образов, топологических структур и когнитивных (родственных) карт. Первые знаки были иконическими. Арх-ная форма с самого своего зарождения обязательно связывается со знаниями об организации мира. Первобытный человек отождествлял себя с внешним миром, воспроизводил и повторял всё, что видел, сливая в единое – космос. Первое жилище – небо, преисподняя – земля. Дом, город, храм повторяют единый образ солнца, неба, земли. Каждая новая культура строится на этой основе – круглая площадь, пропилеи, перистиль являются наследниками мегалистических памятников – далее, в базилике, в христианской церкви. Таким образом, астрономическая и космическая семантика арх-ных форм и пространств имеет первостепенное значение; затем следуют зооморфные, растительные, антропоморфные интерпретации арх-ных форм. Для определения значения символов широко применяется «цитатный метод» – «как наиболее объективный из всех возможных» (Флоренский), что позволяет использовать информацию, полученную из самых разных областей знания, не искажая смысла и содержания первоисточников. ТОЧКА Существуют две тенденции в понимании точки: 1. точка есть единица, имеющая положение, следовательно – геометрическое тело есть множество, сумма точек; 2. из точек строится физический мир (пифагорийская школа). Риман – точка в движении порождает пространство. Точка, продвигаясь, даёт одномерное многообразие – линию; линия своим движением даёт многообразие двухмерное – поверхность; движение поверхности приводит к трёхмерному многообразию – пространству; это последнее лежит в основе пространства четырёхмерного и т.д. Точка есть · бытие и небытие, · начало и конец, · атом, · клетка, · ячейка, · строительный кирпичик, · возникновение, · рождение, · центр, · конец, · исчезновение, · смерть. Точку можно рассматривать · онтологически, · космологически, · биологически, · физически, · геометрически, · эстетически, · психологически, · грамматически, · семантически и т.д. Для нас необходим формальный аспект, т.е. точка рассматривается как формальная единица, а точки образуют среду – пространство. КРУГ Существует два способа восприятия пространства: · динамический, порождённый движением человека; · статичный, когда человек неподвижен и как бы создаёт вокруг себя концентрические круги, простирающиеся до границ известного ему мира и горизонта. Поэтому и образцы, модели его пространства являются «линейными» или «центричными». Центрическая модель связывается с появлением и установлением оседлости. Круг – это · мир, сотворённый в одном определённом месте – в центре. Таким образом, в круге воплощается пространственный символ мира, символ макрокосма. · графема земли, · циклическая концепция времени, · идеографический знак и солнца, и неба, и зодиака, · расширенная точка, он проекция шара, как фигура образуемая правильной кривой линией без начала и конца, ориентирован в любой своей точке на некий невидимый центр. В этой точке сосуществуют все радиусы, она содерхит в себе и все концентрические круги – в потенции, в сжатом состоянии. Естественно отсюда следуют символические качества: единство, одновременно ограниченность и безграничность, внутреннее ограниченное пространство и круговое движение, образующее это пространство; движение потенциально бесконечно, одновременно кинетично и статично и т.д. Соотнесённость арх-ных форм с символом круга можно проследить с самой глубокой древности до наших дней. Арх-ное сооружение – микрокосм, план соответсвует структуре космоса – круглые в плане жилища (юрты с очагом в центре). В буддийской мифологии модель Вселенной – мандала (круг, диск, круглый, круговой) Круг как кинетический символ связан с движением и представляется традиционной формой для святилищ. Круглое широкое место, обведённое оградой – · вот мегалистический кромлех с мегирами, · вот храм, подмостки, покой в их до-зрелищном, до-бытовом, до-религиозном виде, · вот площадь и рынок в семантическом потенциале. Храм в своём генезисе также обязан символике круга, т.к. под «храмом» понимается «небо», храм – это «хорома», покой жилище божества. План от круглого менялся, однако чаще всего круг как символ неба продолжал существовать в той или иной модификации. Не случайно купол неба так долго осмысловался в разных материалах и конструкциях почти во всех культурных традициях. Связь образов круга – неба и отдалённых элементов видна также и в арках, сводах, апсидах, алтарях и пр. Такие же аналогии и связи можно обнаружить в ряде общественных зданий – получают одинаковую семантику – храм, театр, суд, цирк, рынок, повторяя круглый образ солнца, неба, земли. Круг как символ города страна Нила Мать – земля, женщина – город (связь круга с женским началом). Древнеславянские поселения также имели круговую или округлую форму в плане. Центральное место оставалось свободным для культовых действий, совершения ритуалов общего характера, для собраний и сходок населения. Круглая форма была самой ранней и для города в целом. В арх-ре круг обычно рассматривается как геометрическая структура, облегчающая описание пространства города. Учитываются такие хар-ки, как удалённость от центра или максимум огороженной площади при минимальном периметре и т.п. Площадь – это круглое место, связянное с произнесением слов. иранское представление о мире и земле Первое жилище человека яма (жилище под землёй, место исчезновения появления тотема; из земли всё рождается, «женское лоно») – есть вещественная, материальная точка. Семантическая интерпретация ямы – закладывание домов, храмов, городов (рождение, появление тотема). Яма – точка исчезновения – арх-ные объекты приобретают соответствующее символическое значение – яма – дверь, вход, окно, колодец, гром, могила и т.д. Ворота – дверь служит местом исчезновения – появления тотема, границей, пределом между двумя мирами (света и мрака, жизни и смерти). В них обрах действия передан плоскостью. Центральный столб (мировое древо) и священный очаг (источник жизни) – в этом центре содержится весь микрокосм жилища, здесь концентрируются все функции жилища, он получает такую смысловую нагрузку, что приобретает символическое значение и отождествляется с самым жилищем. Кроме жилища, центр отмечается огнём в святилище, в храме. Центр – алтарь служит точкой отсчёта в пространстве, символическим ключём пространственной и смысловой ориентации в микрокосмосе храма и всего мира одновременно. Чаще всего именно огонь маркирует ценр храма. Центр представляется также в виде колодца, жертвенного столба, иконы, креста, священного камня и др. сакрализованных предметов. В отношении поселения – деревни или города – храм выступает в качестве компактной точки – центра, кроме храма этой точкой мог быть и дворец – жилище земного наместника бога. Город разделяется на внутренний (дворцовые здания и главные святилища) и внешний, внутренний в центре внешнего. Город формировался вокруг первоначального небольшого ядра – пространство из точки. Получается: · очаг – центр дома · алтарь – центр храма · храм – центр города · город – центр государства · государство – центр Земли Все зрительные формы начинаются с точки, находящейся в движении П. Клее
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |