Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точка есть начало




Тема 7 Семантика архитектурной формы

Ещё в 1923 г. Флоренский П.А. начал составление словаря символов «Симболариум» (не окончен). Составление словаря имело целью (по словам Флоренского) – установление значений зрительных образов, употребляемых в

качестве обозначений понятий, отбор этих образцов и их взаимное сопоставление с целью вскрытия заключённого в них столь жизнеспособного содержания.

Прежде чем приступать к словарю необходимо отметить первичность архитектурных форм:

· семантизация форм и пространств развивается на уровне подсознания;

· наличие врождённых перцептивных схем, как и генетически заложенную способность восприятия элементарных моделей – паттернов, гештальтов, внутренних образов, топологических структур и когнитивных (родственных) карт.

Первые знаки были иконическими. Арх-ная форма с самого своего зарождения обязательно связывается со знаниями об организации мира.

Первобытный человек отождествлял себя с внешним миром, воспроизводил и повторял всё, что видел, сливая в единое – космос. Первое жилище – небо, преисподняя – земля. Дом, город, храм повторяют единый образ солнца, неба, земли. Каждая новая культура строится на этой основе – круглая площадь, пропилеи, перистиль являются наследниками мегалистических памятников – далее, в базилике, в христианской церкви.

Таким образом, астрономическая и космическая семантика арх-ных форм и пространств имеет первостепенное значение; затем следуют зооморфные, растительные, антропоморфные интерпретации арх-ных форм.

Для определения значения символов широко применяется «цитатный метод» – «как наиболее объективный из всех возможных» (Флоренский), что позволяет использовать информацию, полученную из самых разных областей знания, не искажая смысла и содержания первоисточников.

ТОЧКА

Существуют две тенденции в понимании точки:

1. точка есть единица, имеющая положение, следовательно – геометрическое тело есть множество, сумма точек;

2. из точек строится физический мир (пифагорийская школа).

Риман – точка в движении порождает пространство. Точка, продвигаясь, даёт одномерное многообразие – линию; линия своим движением даёт многообразие двухмерное – поверхность; движение поверхности приводит к трёхмерному многообразию – пространству; это последнее лежит в основе пространства четырёхмерного и т.д.

Точка есть

· бытие и небытие,

· начало и конец,

· атом,

· клетка,

· ячейка,

· строительный кирпичик,

· возникновение,

· рождение,

· центр,

· конец,

· исчезновение,

· смерть.

Точку можно рассматривать

· онтологически,

· космологически,

· биологически,

· физически,

· геометрически,

· эстетически,

· психологически,

· грамматически,

· семантически и т.д.

Для нас необходим формальный аспект, т.е. точка рассматривается как формальная единица, а точки образуют среду – пространство.

КРУГ

Существует два способа восприятия пространства:

· динамический, порождённый движением человека;

· статичный, когда человек неподвижен и как бы создаёт вокруг себя концентрические круги, простирающиеся до границ известного ему мира и горизонта.

Поэтому и образцы, модели его пространства являются «линейными» или «центричными».

Центрическая модель связывается с появлением и установлением оседлости. Круг – это

· мир, сотворённый в одном определённом месте – в центре. Таким образом, в круге воплощается пространственный символ мира, символ макрокосма.

· графема земли,

· циклическая концепция времени,

· идеографический знак и солнца, и неба, и зодиака,

· расширенная точка, он проекция шара, как фигура образуемая правильной кривой линией без начала и конца, ориентирован в любой своей точке на некий невидимый центр. В этой точке сосуществуют все радиусы, она содерхит в себе и все концентрические круги – в потенции, в сжатом состоянии.

Естественно отсюда следуют символические качества: единство, одновременно ограниченность и безграничность, внутреннее ограниченное пространство и круговое движение, образующее это пространство; движение потенциально бесконечно, одновременно кинетично и статично и т.д.

Соотнесённость арх-ных форм с символом круга можно проследить с самой глубокой древности до наших дней. Арх-ное сооружение – микрокосм, план соответсвует структуре космоса – круглые в плане жилища (юрты с очагом в центре). В буддийской мифологии модель Вселенной – мандала (круг, диск, круглый, круговой)

Круг как кинетический символ связан с движением и представляется традиционной формой для святилищ. Круглое широкое место, обведённое оградой

· вот мегалистический кромлех с мегирами,

· вот храм, подмостки, покой в их до-зрелищном, до-бытовом, до-религиозном виде,

· вот площадь и рынок в семантическом потенциале.

Храм в своём генезисе также обязан символике круга, т.к. под «храмом» понимается «небо», храм – это «хорома», покой жилище божества.

План от круглого менялся, однако чаще всего круг как символ неба продолжал существовать в той или иной модификации. Не случайно купол неба так долго осмысловался в разных материалах и конструкциях почти во всех культурных традициях. Связь образов круга – неба и отдалённых элементов видна также и в арках, сводах, апсидах, алтарях и пр.

Такие же аналогии и связи можно обнаружить в ряде общественных зданий – получают одинаковую семантику – храм, театр, суд, цирк, рынок, повторяя круглый образ солнца, неба, земли.

Круг как символ города

страна Нила

Мать – земля, женщина – город (связь круга с женским началом).

Древнеславянские поселения также имели круговую или округлую форму в плане. Центральное место оставалось свободным для культовых действий, совершения ритуалов общего характера, для собраний и сходок населения. Круглая форма была самой ранней и для города в целом.

В арх-ре круг обычно рассматривается как геометрическая структура, облегчающая описание пространства города. Учитываются такие хар-ки, как удалённость от центра или максимум огороженной площади при минимальном периметре и т.п. Площадь – это круглое место, связянное с произнесением слов.

иранское представление о мире и земле

Первое жилище человека яма (жилище под землёй, место исчезновения появления тотема; из земли всё рождается, «женское лоно») – есть вещественная, материальная точка.

Семантическая интерпретация ямы – закладывание домов, храмов, городов (рождение, появление тотема).

Яма – точка исчезновения – арх-ные объекты приобретают соответствующее символическое значение – яма – дверь, вход, окно, колодец, гром, могила и т.д.

Ворота – дверь служит местом исчезновения – появления тотема, границей, пределом между двумя мирами (света и мрака, жизни и смерти). В них обрах действия передан плоскостью.

Центральный столб (мировое древо) и священный очаг (источник жизни) – в этом центре содержится весь микрокосм жилища, здесь концентрируются все функции жилища, он получает такую смысловую нагрузку, что приобретает символическое значение и отождествляется с самым жилищем.

Кроме жилища, центр отмечается огнём в святилище, в храме. Центр – алтарь служит точкой отсчёта в пространстве, символическим ключём пространственной и смысловой ориентации в микрокосмосе храма и всего мира одновременно.

Чаще всего именно огонь маркирует ценр храма. Центр представляется также в виде колодца, жертвенного столба, иконы, креста, священного камня и др. сакрализованных предметов.

В отношении поселения – деревни или города – храм выступает в качестве компактной точки – центра, кроме храма этой точкой мог быть и дворец – жилище земного наместника бога. Город разделяется на внутренний (дворцовые здания и главные святилища) и внешний, внутренний в центре внешнего.

Город формировался вокруг первоначального небольшого ядра – пространство из точки.

Получается:

· очаг – центр дома

· алтарь – центр храма

· храм – центр города

· город – центр государства

· государство – центр Земли

Все зрительные формы начинаются с точки, находящейся в движении П. Клее




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.