КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 15. Фискальная политика
15.1 Фискальная политика, ее цели и инструменты 15.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 15.3. Виды фискальной политики 15.4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 15.5. Достоинства и недостатки фискальной политики 15.1 Фискальная политика, ее цели и инструменты Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство для стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой). Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции). Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. 15.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).
При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос, а их сокращение уменьшает совокупный спрос. Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских, и инвестиционных расходов, и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. Поскольку государственные закупки товаров и услуг оказывают прямое влияние на величину национального дохода и так как они являются величиной автономной (не зависящей от уровня дохода (G=), то добавление их к сумме потребительских и инвестиционных расходов на графике Кейнсианского креста отображается параллельным сдвигом вверх кривой совокупных расходов (Рисунок 15.1).
Рисунок 15.1 - Влияние государственных закупок
Изменение величины государственных закупок DG так же, как и изменение других видов автономных расходов имеет в кейнсианской модели эффект мультипликатора. Если государство закупает товары или услуги дополнительно на $100, т.е. DG = $100, то располагаемый доход продавца этого товара или услуги увеличивается на эту сумму, а затем разделяется на потребление (С) и сбережения (S). Если предельная склонность к потреблению (mpc) равна 0.8, то в результате мы получим уже знакомую нам пирамиду и эффект мультипликатора.
Общий прирост совокупного дохода (DY) в результате роста государственных закупок составит: DY = DG × kA = DG × (1/1 – mpc) = 100 × 5 = 500. Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 совокупный доход вырос пятикратно. Мультипликатор государственных закупок – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличился (сократился) совокупный доход при увеличении (сокращении) государственных закупок на единицу. (15.1) Налог – это обязательные безвозмездные платежи домохозяйств и фирм государству. С включением в анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = + mpc × (Y – ). В рамках модели «расходы-доходы» налоги, так же как и государственные закупки действуют на национальный доход (совокупный выпуск) Y с мультипликативным эффектом. Мультипликатор автономных налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Мультипликатор автономных налогов: (15.2)
Если mpc равен 0.8, мультипликатор налогов равен (- 4): (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2 = - 4). Мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. (15.3) Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. Сокращение налогов на 100$ (ΔТ= - 100) приведет к увеличению совокупного дохода на 400$: ΔY = - 0.8/(1 – 0.8) (-100) = - 4 (-100) = 400.
Мультипликатор налогов по своему абсолютному значению меньше мультипликатора автономных расходов на 1. Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных налогов. Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (DG = DТ). Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: , а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода:. Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .
Следовательно . А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |