Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение проблемы для российских предприятий

Проблема освоения нашей промышленностью всех требований МС ИСО серии 9000 является актуальной. Не используют стандарты те компании, которые не осознали их значимости, или которым это не под силу. Для компаний не использование МС ИСО служит антирекламой, в то время как их применение наоборот. Очевидно и то, что компании внедрившие стандарты ИСО сразу же после их выхода оказались в стратегически выгодном положении. Игнорирование нового подхода к обеспечению качества и замедленные действия по внедрению стандартов привели к снижению конкурентоспособности их продукции.

Что касается предприятий России, то дело обстоит иначе.

Концепция стандартов ИСО была заложена в западной экономике и предназначалась сугубо для рыночных отношений. Поэтому отечественные предприятия приступили к внедрению этих стандартов, не имея практического опыта таких отношений. Многие пытались создавать новые системы качества, базируясь на действующей или когда - то действующей комплексной системе управлением качеством продукции (КС УКП). И хотя ряд методических принципов КС УКП совпадает с принципами систем качества по ИСО 9000, тем не менее, первая, являясь порождением директивно - плановой экономики, не могла не впитать в себя ее отрицательные свойства:

· формализм,

· равнодушие к потребителю,

· экономическую заинтересованность производителя в обеспечении качества.

Чаще всего КС УКП создавались под внешним давлением со стороны государственной командно - административной системы управления, а отнюдь не в интересах потребителя. Между тем ориентированность системы качества на потребителя оказывает решающее воздействие на организационное построение системы и характер ее функционирования. Если проанализировать КС УКП с позиции стандартов ИСО 9000 очевидно то, что она никогда не была комплексной в полной мере, т. к. не содержала в своем составе таких базовых элементов как:

· ответственность руководства;

· маркетинг;

· аудит качества;

· анализ и оценку затрат на качество.

Поэтому для того, чтобы КС УКП отвечала требованиям стандартов ИСО необходимо решить большой комплекс задач, обусловленных принципиальными различиями рыночного и командно-административного руководства производством и качеством. Наиболее простым здесь может показаться предприятию путь приспособления действующей системы к новым условиям. С одной стороны его считают возможным, с другой - ошибочным, полагая, что должна быть произведена полная переструктуризация системы, точнее перевод ее в качественно новое состояние (создание "с нуля"). Важно еще и то, что реализация стандартов ИСО требует полной перестройки не только СК, но и системы административного управления предприятием. К сожалению, на некоторых предприятиях до сих пор управление качеством базируется на принципах КС УКП. Скорее всего, это является одной из причин отставания России от других стран по внедрению СК что не способствует конкурентоспособности наших предприятий на внешнем и на внутреннем рынках.

Основные отличия систем качества (по ИСО 9000) от КС УКП:

1. Ориентация на удовлетворение требований потребителя

2. Возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей

3. Проверка потребителем производства поставщика

4. Выбор поставщика комплектующих изделий и материалов

5. Сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией

6. Маркетинг

7. Организация учета и анализа затрат на качество

8. Прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства

9. Решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.

На нынешнем этапе развития российской экономики необходимость и потребность в применении МС ИСО 9000 диктуется в первую очередь требованиями рынка. При переходе Европы к общему европейскому рынку в 90 % контрактных отношений потребитель требует от предприятия поставщика подтверждения о наличии системы обеспечения качества, соответствующей стандартам ИСО 9000. Способны ли российские предприятия "прорваться" и закрепиться на общеевропейском рынке в условиях затяжного экономического кризиса? Мировой опыт показывает, что прогресс экономики многих стран и отдельных предприятий связан с осознанием чувства кризиса и применением эффективных систем обеспечения качества, как средства выхода из этого кризиса. Т. о. для российских предприятий и организаций главное это как можно скорее разрабатывать и внедрять системы качества в объёме требований стандарта ИСО 9000 и "выходить" на сертификацию систем признанными органами. Понимая роль систем управления качеством, внедрение стандартов ИСО 9000 и сертификации систем качества на повышение эффективности отечественной экономики Госстандарт России принял ряд решений, направленных на стимулирование применения стандартов ИСО серии 9000.

В России на 1998 год около 100 предприятий прошли сертификацию систем качества. Но в большинстве случаев это было сделано под конкретные заказы и оформлено в виде ‘’локальных’’ сертификатов с узкой областью применения.

В настоящее время Госстандартом России зарегистрировано 10 систем сертификации (Промсертика, Оборонсертифика и др.) в рамках которых предполагается деятельность по сертификации систем качества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заинтересованные лица | Стандарты ИСО 9000 в версии 2000 года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.