Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вероятностные и невероятностные способы построения выборки

Классификация способов построения выборки делит их на 2 группы:

1)Невероятностные способы построения выборки:

1. Выборка согласных, при которой в выборку включаются те, кто согласен давать интервью.

2. Выборка по усмотрению является разновидностью выборки согласных, при которой исследователь просит интервью не у всех, а только у тех, кого он считает нужным.

Типичные способы использования по усмотрению:

- тестовые непродовольственные магазины, отобранные для опробования нового продукта;

- дистрибьютеры и специалисты по закупкам, выбранные на основе того, что они представляют, репрезентируют компанию или организацию;

- лидеры мнений, опрашиваемые при изучении поведения целевых потребителей;

- супермаркеты, отбираемые для тестирования новой системы наблюдения. Например, отбор по усмотрению маркетолога 10 маршрутов посещения магазина покупателями.

3. Метод квот, при котором формирование выборки из согласных или по усмотрению производится с ограничениями (квотами), при этом исследователь просматривает исследуемые характеристики и то, как они совпадают с характеристиками исследуемой группы.

После этого из числа согласных или по усмотрению интервьюера избираются элементы исследуемой совокупности.

Единственным условием метода квот является их соблюдение, например доля женщин в выборке от 18 до 30 лет должна совпадать с их долей в исследуемой совокупности.

4. Метод снежного кома, при которой отбор первой порции осуществляется случайным способом с последующим включением в выборку тех, кого укажут опрошенные ранее респонденты. Например, каждую следующую порцию респондентов исследуемой совокупности просят указать других респондентов, которые могут ответить на поставленный вопрос.

2) Вероятностные методы построения выборки, строятся на основе включения элементов случайным способом, при этом заранее определяется размер выборки, из которой могут быть извлечены респонденты, характеризующие исследуемую совокупность. Определяются также доверительные интервалы, внутри которых с определённой достоверностью содержится значение исследуемой статистики, расследованное по всей совокупности.

Вероятностные способы построения выборки:

1. Простая случайная выборка, при которой каждый элемент исследуемой совокупности имеет равную вероятность попасть в выборку.

2. Систематическая случайная выборка, при которой случайным образом выбирается начальная точка, а затем извлекается каждый элемент в последовательно пронумерованной выборке. Шаг отбора определяется путём деления совокупности на размер выборки.

3. Метод стратификации, который представляет собой двухстадийный процесс, в ходе которого множество элементов, образующих исследуемую совокупность разделяется на множество (страты) так, что каждый элемент входит только в одну страту. При этом отбор осуществляется не по усмотрению, а вероятностными методами. Цель стратификации – повышение точности исследования без увеличения цены. Чаще всего для стратификации используют демографические характеристики, размер отрасли, тип потребителя.

Например, при проведении телефонного опроса в течение 4 недель были опрошены 600 мужчин и 400 женщин. Для стратификации были использованы 4 переменных: пол, возраст, доход, место жительства. В результате были составлены страты, на основе которых были определены наиболее привлекательные виды туризма.

4. Метод кластеризации. При использовании метода, как и при использовании стратификации, множество элементов образующих совокупность, разделяется на определённое число, непересекающихся подмножеств, называемых кластерами. При этом производится случайная выборка кластеров. Внутри кластера элементы должны быть как можно более разнообразными (гетерогенными), а сами кластеры как моно более похожи между собой. Каждый кластер должен быть уменьшенной копией исследуемой совокупности.

Кроме того, используются другие вероятностные методы построения выборки, которые являются модификацией основных методов, например последовательное построение выборки, при которой её размер заранее не определяется, а определяется правило, на основании которого принимается решение о необходимости дальнейшего сбора информации. Он используется как альтернатива основным методам, при которой, если предпочтения респондентов становятся ясны, с достаточно высокой степенью достоверности, то процесс сбора информации прекращается.

Двойное или двухстадийное построение выборки, при котором на 1-ой стадии определяется большая по объёму выборка и проводится краткий опрос, затем на основе этой информации строится небольшая выборка из элементов, охваченных 1-ым опросом, и собирается дополнительно углублённая информация.

При использовании выборочных методов исследования необходимо учитывать ограничения на методы исследования вообще и методы построения выборки в частности, что связано с местными особенностями регионов и поведением потребителей.

 

4. Определение размера выборки и факторы, влияющие на неё.

Для проведения маркетинговых исследований недостаточно просто определить объект исследования. Поэтому необходимо по определённым правилам отобрать небольшое относительно всегообъёма выборки число людей, которые по своим социально-демографическим признакам или каким- либо характером полностью соответствовать изучения объекта, т.е. определение объёма выборки.

Если проводится сплошное исследование, то в идеале ошибок репрезентативности не будет.

Если объект исследования огромен, то потребуется большое число респондентов и интервьюеров, среди которых бывают недостаточно квалифицированные специалисты, что приводит к увеличению ошибок регистрации.

Если разница в показателях выборки и имеющийся совокупности более 5%, то исследования проводить нельзя, т.к. оно будет искажённым и результаты не будут соответствовать действительности.

Объём выборки зависит от имеющийся совокупности и цели исследования. Обычно пользуются следующим принципом:

· Чем более однороден изучаемый объект по своим признакам, тем меньше будет выборка

Если выборка формировалась по случайному принципу, то обычно она не превышает 10%, иногда она может быть завышена, если этого требуют цели исследования, например, если объект составляет 50 тыс. человек, то можно проводить как сплошной опрос или выборочный.

Если в объекте 50 и более человек, то применяется выборочный метод дляимеющийся совокупности менее 5000 человек, достаточно выборка не менее 500 человек, а для имеющейся совокупности необходимо брать 10% её состава, но не более 2 или 2,5 тысяч человек.

Для проведения пробного опроса в маркетинговом исследовании достаточна выборка объёма 100-250 человек. При этом объём выборки определяется по формуле:

, где

n- объём выборки

-дисперсия

t- коэффициент доверия

- предельная ошибка выборки

Из формулы видно, что объём выборки будет зависеть разнородности исследуемого объекта и степени точности, т.е. чем больше разнородность исследуемого объекта, тем больше и объём выборки.

В зависимости от вида распределения и способа отбора совокупности по разлому будут вычисляться характеристики параметров распределения.

Например, в парии товара содержащий 1000 единиц при 5%-ой выборки, доля выборки в абсолютной величине составит 50 единиц.

n= 1000*0,5

Если же в этой выборке обнаружено 2 бракованных изделия, то выборочная доля брака составит 0,04

w= или 4%

Ошибки выборки.

При любом статистическом наблюдении могут встречаться ошибки 2 видов:

1) Ошибки регистрации, которые могут носить случайный характер. Случайные ошибки складываются из множества различных неконтролируемых причин, несёт непреднамеренный характер и обычно по совокупности уравновешивают друг друга.

2) Ошибки репрезентативности присуще только выборочному наблюдению и их невозможно избежать, т.к. они возникают в результате того, что выборочная совокупность не полностью воспроизводит генеральную. При этом средняя ошибка выборки является величиной выражающей среднеквадратичное отклонение выборочной средней или математическое ожидание.

Эта величина при соблюдении принципа случайного отбора зависит прежде всего от объёма выборки и степени варьирования признака.

Чем больше объём выборки и чем меньше вариация признака, тем меньше величина средней ошибки выборки.

Соотношение между дисперсиями выражается формулой: δ2=S2*, т.е. при достаточно больших объёмах выборки можно считать, что δ=n, при этом средняя ошибка выборки будет показывать возможные отклонения показателя выборочной совокупности от параметра генеральной совокупности.

Предельная ошибка выборки кратна величине средней ошибки выборки, а коэффициент кратности (критерий Стьюдента) для разного объёма выборки будет определяться по специальной таблице «Предельная ошибка выборки для средней доли и доли разных видов выборки».

Доверительным интервалом параметра генеральной совокупности называется случайная область значения этого параметра, которая с вероятностью близкой к 1 содержит значение этого параметра, тогда предельная ошибка выборки позволяет определить предельное значение характеристик генеральной совокупности и доверительные интервалы.

Нижняя граница доверительного интервала определяется путём вычитания предельной ошибки из выборочного среднего, а верхняя – путём её добавления. Существует 2 основных метода распространения выборочного наблюдения на генеральную совокупность: прямой пересчёт и способ коэффициентов. Сущность прямого пересчёта заключается в умножении выборочного среднего значения на объём генеральной совокупности. Способ коэффициентов целесообразно использовать, в случае, когда выборочное наблюдение проводится с целью уточнения результатов сплошного наблюдения.

При планировании выборочного наблюдения с заранее заданным значением допустимой выборки необходимо правильно оценивать её объём, который может быть определён на основе допустимой ошибки при выборочном наблюдении, исходя из заданной вероятности, гарантирующей допустимую величину ошибки.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение исследуемой совокупности, выбор способа построения и процесс построения выборки | Тема 6. Медичне страхування
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.