Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативник — основное должностное лицо, непосредств осуществляющее оперативно-розыскную деятельность

А.Ю. Шумилов разъясняет понятие сотрудника оперативного аппарата.1
Оперативник — это состоящее в штате оперативного подразделения правоохранительного органа или специальной службы России должностное лицо,
непосредственно полностью или частично осуществляющее ОРД на основании в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Оперативник обладает соответствующим юридическим статусом, т.е. совокупностью прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностями и ответственностью, установленными ФЗ об ОРД, шконодательными и иными нормативными правовыми актами России.

Он же даёт классификацию оперативников.

Классификация оперативников. Известны различные критерии для классификации этих должностных лиц. Назовем основные:

1) по принадлежности к соответствующему ОРО различают опе­ративников: ОВД (сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями и т.п.); органов ФСБ России (контрразведчиков территориальных органов, органов безопасности в войсках и др.) и т.д.

Вне зависимости от ведомственной принадлежности все оперативники согласно нормам ФЗ об ОРД обладают равными полномочиями в ОРД;

2) по характеру проведения ОРМ различают оперативников: —так называемых агентуристов, т.е. работающих в основном с агентами;

— осуществляющих личный сыск, т.е. непосредственно (как гласно, так и конфиденциально) ищущих и выявляющих преступления и лиц, их совершивших;

— сотрудников подразделений наружного наблюдения;

— сотрудников оперативно-технических подразделений;

— оперативников-аналитиков

по объему предоставленных - различают: оперативников

(исполнителей руководителей.

Им же раскрывается понятие руководителя оперативно-розыскного органа. Таким руководителем является должностное лицо, которое на­значено (уполномочено) в соответствии с федеральным законом и (или) ведомственным нормативным актом на определенную управленческую должность и руководит подчиненными; организует работу по осуществлению

1 Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. 1 оряинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. —М.: ИНФРА-М, 2001. С. 234.

2 Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. —М.: ИНФРА-М, 2001. С. 236 -

 

 

ОРД и контролирует ее исполнение (включая принятие решений, влекущих юридически значимые последствия, и в том числе ограничение конституционных прав человека и гражданина); несет ответственность за качество' исполнения.

Перечень должностных лиц, относящихся в ОРД к руководителям,
устанавливается согласно ФЗ об ОРД в соответствующих нормативных
правовых актах конкретных ОРО.

А.Ю. Шумилов по форме работы оперативника выделяет гласный состав
и негласный состав.

ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ КАК ОСНОВА АГЕНТУРНОГО МЕТОДА

А.В. Фёдоров и В.С. Овчинский конкретизируют содержание агентурного)

метода.

Суть агентурного метода составляет непосредственное функционирование различных категорий конфидентов в криминальной среде. Это
обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки
информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой
дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря агентурному
методу становятся возможными получение сведений о «противнике»,
достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений,
документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи
немыслимы успешная борьба с преступностью, обеспечение безопасности
общества, государства и личности.

Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или
разработку которых осуществляют ОРО, по меньшей мере не знали их агентов)
и других конфидентов! Это жизненно важно как с позиций обеспечения безопасности этих лиц, так и для исключения противодействия им, следовательно, и результативности проводимых ОРМ. Ведь успех работы конфидентов напрямую зависит от того, что о них не знает и не должен знать широкий круг лиц, а тем более разрабатываемые и проверяемые В этой связи действие конфидентов предполагает применение преимущественно негласных
средств и методов ОРД.

Практика показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому проведение ОРМ и с участием в них конфидентов допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.

Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных

мер защиты обусловливается характером преступлений, длявыявления,

преждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной формации. Главным образом это тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые группами (нередко организованными), члены которых тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.

Известно, что ОПГ, ОПС, банды, террористические организации нередко осуществляют свою контрразведку, для чего создают специальные «службы безопасности» или подбирают отдельных профессионалов, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб; главная их цель — «выявить агентов и иных конфидентов ОРО. Это обусловливает жесткое ' См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М: ИНФРА-М, 2008. - С.

153-154.

 

противоборство ОРО и ОПТ (ОПС) с применением одних и тех же средств и методов. Преступники при этом имеют более выгодные условия, поскольку не связаны нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах и спецслужбах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и опытные кадры для ведения такого противоборства, нередко из числа бывших оперативников.

Все это объективно обусловливает использование помощи граждан преимущественно на конфиденциальной основе, необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне.

В основе агентурного метода лежит содействие граждан ОРО, под которым следует понимать осознанное волевое поведение лиц, заключающееся в получении оперативно значимой информации и передаче ее представителю
ОРО, или осуществление конкретных действий по решению оперативно- розыскных задач борьбы с преступностью по инициативе ОРО при условии
доверительности и при необходимости конспиративности отношений.

Содействие можно определить также как помощь или деятельное участие лиц е подготовке и осуществлении ОРМ при условии неразглашения сведений о личности и характере их действий.

По смыслу ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т.е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Следует учитывать, что на основе оперативной информации о готовящихся, замышляемых посягательствах либо уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего в конечном итоге становятся возможными поиск доказательств и раскрытие преступлений.

Определение содержания содействия ОРО в объективном и субъективном смыслах позволяет обеспечить законность и ненаказуемость действий участников ОРМ, формально подпадающих под признаки состава преступления либо соучастия в нем. Это, например, участие в оперативном внедрении, которое может иметь внешнее сходство с соучастием в преступлении.

Если в объективном смысле содействие позволяет определить момент, с которого оно фактически наступает, и, соответственно, условия применения мер защиты, обязывает ОРО принимать меры к защите конфидентов, соблюдать их права, выполнять принятые на себя обязательства, то в субъективном смысле знание своей роли служит исходным положением реализации своих прав, позволяет принимать меры предосторожности, позволяет лицу сделать своего рода нравственный выбор и осознать свою роль как приемлемое или неприемлемое для себя занятие.

Содействие включает сбор и получение оперативно-розыскной ин­формации, действия по использованию добытых сведений для подготовки ОРМ, их реализации в уголовном судопроизводстве и в целях предупреждения преступлений. Содействие представляет собой процесс получения

оперативно-розыскной информации, имеющей отношение к возможному
совершению, приготовлению к преступлению или уже совершенному уголовно
наказуемому деянию.

Такие сведения конфиденты могут получать как путем визуальной фиксации действий субъектов преступлений, их окружения, лиц, которые были свидетелями преступления, так и путем бесед с ними.| Возможность информировать ОРО о предметах и документах, которые могут служить доказательствами по делу, предоставлять сведения о противодействии преступников, может быть связана с профессиональной деятельностью лиц, привлекаемых к содействию.

Содействие ОРО может заключаться в практической реализации полученной в процессе познания оперативно-розыскной информации и связано с осуществлением мероприятий, направленных непосредственно (или опосредованно) на решение задач по предотвращению и раскрытию преступлений. Содействие может быть использовано при предотвращении преступлений путем непосредственного устранения условий, способствующих их совершению, или создания условий, при которых совершение преступления невозможно или затруднительно, а также путем склонения к отказу от совершения преступления. Содействие лиц может быть использовано для целей документирования преступных действий разрабатываемых.

Исходя из содержания ст. 17 ФЗ об ОРД содействующие лица должны ориентироваться на получение оперативной информации, поскольку они обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений. Это связано с тем, что не все > лица, привлекаемые к сотрудничеству, могут непосредственно соприкасаться с актами преступных действий, которые можно предотвратить посредством личного вмешательства, а тем более ликвидировать причины и условия совершения преступления. Далеко не все лица в состоянии активно воздействовать на складывающуюся ситуацию, поскольку они либо не имеют возможности ее изменить, либо не в состоянии влиять на конкретных лиц с целью склонения их к отказу от задуманного. Вместе с тем негласные сотрудники в состоянии информировать оперативников о готовящихся, замышляемых посягательствах либо сообщить им об уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего, что в конечном итоге способствует поиску доказательств по делу и раскрытию преступления.

Законодатель закрепил право граждан участвовать в подготовке и проведении ОРМ, в том числе на основе конфиденциального содействия. Однако это не означает обязательную реализацию данного права во всех случаях изъявления лицами подобного желания. Для этого должно быть согласие ОРО на установление отношения сотрудничества с такими лицами, привлечение их к подготовке или проведению ОРМ. Решение данного вопроса— прерогатива соответствующих ОРО, которым ФЗ об ОРД (ст. 15) дано право устанавливать названные отношения.

Содействие лиц должно соответствовать практической целесообразности, поэтому принципиально важно, чтобы ОРО решали стоящие перед ними выдачи, предусмотренные ФЗ об ОРД, при помощи содействующих им лиц, а не наоборот.

Если рассматривать результативность выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений с точки зрения возможностей содействующих лиц, то обнаруживается ее прямая зависимость от работы ОРО. Конфиденциальное содействие достигает этих целей лишь в том случае, если результаты труда источников информации будут реализованы оперативниками в конкретных ОРМ и следственных действиях.

Как следует из прямого указания ст. 17 ФЗ об ОРД, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с их согласия. Соответственно, они должны не только знать, что будут оказывать содействие ОРО, но и выразить на это согласие.

Поскольку сотрудничество предполагает заключение контракта, то этим
объективно закрепляется согласие на участие лица в подготовке и проведении
ОРМ. Согласие при содействии лиц на бесконтрактной основе устанавливается:
а) из личной беседы с сотрудником оперативного подразделения; б)
выполнения официального задания, которое позволяет осознать его смысл и
роль в нем соответствующего лица; в) многократного выполнения поручений или просьб, которые дают основания для вывода о характере выполняемых
действий.

Такой подход позволяет отличать содействие граждан ОРО от иных форм их участия в ОРМ или в предоставлении информации, способствующей выявлению и раскрытию преступления. Например, опрос лица в качестве объекта этого ОРМ не образует содействия ОРО.

На практике достаточно часто возникают ситуации, когда граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлениями, не желая передавать данные о себе либо при условии сохранения в тайне факта их обращения в правоохранительные органы и спецслужбы, а также с информацией, которая, на их взгляд, значима для практических работников. Однако такую помощь нельзя назвать конфиденциальным содействием с позиций ФЗ об ОРД. Если рассматривать подобное участие в ОРД как содействие, тогда необходимо признать, что всякое лицо, обратившееся в правоохранительный орган с заявлением, может попасть в категорию содействующих лиц.

Данный подход представляется неверным ни с позиции ФЗ об ОРД, ни с практической точки зрения, поскольку: 1) информация, поступающая от лица, которая служит или может служить поводом к возбуждению уголовного дела, не может считаться информацией конфиденциального характера, а предоставившее ее лицо - конфиденциальным сотрудником; 2) лицо, предоставившее информацию, реализует цели, не связанные с ОРД; 3) направленность поиска информации в ОРД должна исходить по преимуществу от должностного лица ОРО, которое определяет ценность полученной инфор-. мации и дает правовую оценку событий и действий. В противном случае инициатор информации объективно будет не способствовать осуществлению

 

ОРД, а мешать ее осуществлению; 4) если информация конкретна и достоверна, по еще не основание для причисления лица к лицам, оказывающим содействие ОРД

Содействие граждан ОРО может выражаться в двух формах -контрактной
и бесконтрактной.

Контрактная форма содействия предполагает обязательное заключение договора о сотрудничестве в котором оговариваются специальные условия и сотрудничества, а также права и обязанности сторон.

Контрактная форма содействия, как правило, предполагает долгосрочное

пудничество, ведение активной разведывательно-поисковой деятельности в

криминальной среде, получение за это вознаграждений и других выплат. Срок

ого контракта определяется соглашением сторон, а также возможностями

оказывать результативное содействие ОРО. В случае утраты такой

возможности контракт может быть расторгнут, например при расшифровке

лица, привлеченного для участия в проведении ОРМ на негласной основе, в

силу объективного изменения обстановки и др.

Конфиденциальное сотрудничество может осуществляться также на контрактной основе и выражаться в предоставлении ОРО информации,
принадлежащих ему служебных или жилых помещений для обеспечения
осуществления ОРМ, в участии в ОРМ, оказании иных услуг.

Виды конфиденциального содействия, его условия, документальное оформление определяются ведомственными нормативными актами ОРО.

Как следует из прямого предписания ФЗ об ОРД, ОРО запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей финально зарегистрированных религиозных объединении.

Представляется, что данное положение связано с обеспечением свободы воли лица на участие в ОРД при наличии противоречий между профессиональными обязательствами и условиями контракта, например обеспечение независимости судей при принятии решения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, сохранение адвокатской шины и обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту и др.

Вместе с тем важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с перечисленными категориями лиц полностью не исключается. ФЗ об ОРД запрещает только контрактную форму содействия, что не исключает привлечения вышеназванных лиц для подготовки и проведения ОРМ на бес-контрактной основе, например для участия в проведении оперативного эксперимента для выявления и документирования факта коррупции, прове­дения ОРМ, направленных на обеспечение государственной безопасности, раскрытие похищения человека, угрозы убийством и других преступлений.

Содействие граждан ОРО допустимо только для решения задач ОРД,

Содействие граждан ОРО - суть агентурного метода, а он, в свою очередь
составляет основное содержание ОРД.

Сотрудничество лиц с ОРО, как уже отмечалось, носит исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой разной. Мотивами сотрудничества могут являться:

— добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве кп га;

— предусмотренная законом возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества, активного способствования раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба, деятельное раскаяние;

— стремление улучшить условия своего содержания в УИН, обмен информации на обещание правоохранительных органов «закрыть глаза» на сравнительно незначительные правонарушения (например, азартные игры), а впоследствии — страх разоблачения в преступной среде;

— месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности по отношению к конкретному работнику правоохранительных органов;

— тяга к риску;

— материальная заинтересованность;

— иные мотивы, например желание нанести вред конкуренту по бизнесу.

В теории ОРД отмечалось, что привлечение отдельных лиц к содействию работе оперативных подразделений дает возможность получить дополнительную и более обширную информацию о состоянии оперативной обстановки на конкретной территории. Граждане оказывают помощь в мучении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, помогают получить сведения о преступных связях лиц, состоящих на учете, информацию о подготовке или совершении преступлений, о соучастниках, об орудиях и оружии, использованных при совершении преступления, и т.д. Активная деятельность лиц, оказывающих содействие, умножает силы опера­тивных подразделений, позволяет им разнообразить тактические средства и приемы в борьбе с преступностью, открывает возможность проводить ОРМ одновременно в нескольких направлениях и на многих объектах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обязанности оперативно-розыскных органов | Органам
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.