Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая система и финансовая политика




1. Финансы. Принципы построения финансовой системы.

2. Налоги как экономическая категория и инструмент финансовой политики государства.

3. Государственный бюджет.

 

Финансы – это фонды денежных средств и экономического отношения по поводу их формирования, распределения, и использования в целях выполнения функций государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

Финансовое отношение – это отношение, связанное с образованием, распределение и использованием фондов денежных средств.

Они охватывают следующие уровни:

- макроуровень (разработанная финансовая политика государства)

- мезо уровень (разработанная финансовая политика субъектов РФ)

- микроуровень (управление финансами внутри отдельного предприятия)

- нано уровень (управление финансами конкретного индивида)

Финансовые отношения возникают:

1. между государством и предприятием при уплате налогов и финансировании расходов

2. между государством и гражданами при уплате налогов и добровольных платежей

3. между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и реализации продукции

4. между отдельными звеньями бюджетной системы

5. между государственными предприятиями и субъектами федерации

Функции финансов:

1. воспроизводственная

предоставление финансовых ресурсов для обслуживания потребителей и удовлетворения потребностей на принципах финансирования

2. распределительная

распределение и перераспределение национального дохода согласно финансовой политике государства

3. контролирующая

контроль за расходованием финансов на всех уровнях финансовых отношений

4. регулирующая

стимулирование развитие предприятий необходимых обществу направлениях и объеме с помощью системы финансовых рычагов

Основные принципы построения финансовой системы

Демократический централизм Бюджетный федерализм
При централизации значительная доля финансовых ресурсов концентрируется в руках государства (более50%) при этом оно осуществляет политику децентрализации оставшихся средств по предприятиям и организациям Осуществляет четное распределение функций между различными уровнями системы

 

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ НА ПРИМЕРЕ США

Федеральный бюджет США

Доходная часть:

1) подоходный налог (личный) 46%

2) налог на з/п 35%

3) налог на прибыль корпорации 20%

4) акцизы сборы 4%

5) таможенные пошлины 2%

6) налог на дарение имущества 1%

Расходная часть:

1) помощь инвалидам, безработным, престарелым 40%

2) национальная оборона 20%

3) процент по государственному долгу 14%

4) образование, здравоохранение 7%

5) сельское хозяйство 3%

6) торговля, жилье, транспорт 4%

Бюджет штата сша

Доходная часть

1) налоги с оборота 49%

2) личные подоходные налоги 31%

3) налоги на приобретение корпорации 8%

4) имущественные налоги 2%

5) лицензирование 9%

6) налоги на наследство 1%

Расходная часть

1) образование 24%

2) общественное благосостояние 23%

3) здравоохранение 12%

4) автомагистрали 12%

5) общественная безопасность 7%

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРИРАЛИЗМ

Доходная часть

1) имущественные налоги 77%

2) налоги с оборота и акцизы 11%

Расходная часть

1) военно-промышленный комплекс

2) здравоохранение

3) образование

4) агропромышленный комплекс

5) аппарат управления≈54%

Финансовая политика – это совокупность финансовых институтов и институтов государственной власти, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов государства в соответствии с разработанной государственной политикой.

 

Использование налогов в качестве инструментов воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю.

Под налогом, сбором и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во вне бюджетный фонд, осуществляется плательщиками в порядке и на условиях установленных законодательством.

Совокупность взимаемых государством налогов, пошлин и платежей, форм и методов их построения образуют налоговую систему.

Объекты налогообложения:

1. доходы (прибыль)

2. стоимость определенных товаров

3. отдельные виды деятельности

4. операции с ценными бумагами

5. пользование природными ресурсами

6. имущества физических и юридических лиц

Субъекты налогообложения:

1) физические лица

2) юридические лица

Функции:

1. фискальная

формирование денежных средств необходимых государству для выполнения его функций

2. экономическая

использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, в качестве инструмента заинтересованности производителя и предпринимателя в развитии различных видов деятельности по производству товаров и услуг

3. регулирующая

связана с поощрением, стимулированием и ограничением экономических и социальных процессов в стране

4. пере распределительная

заключается: изменяя доходы экономических субъектов налоги отражаются на спросе и предложении, отражаются на рыночном равновесии, но в окончательном итоге сказываются на объеме производства и распределения ресурсов

5. контрольная

заключается в механизме обязательности поступления налоговых платежей в соответствии с величиной доходов, что дает возможность государству проверять законность и эффективность деятельности субъектов налогообложения

 

 

Классификация налогов

1. по платежеспособности и методу взимания

- прямые (уплачиваются конкретным налогоплательщиком прямо пропорционально платежеспособности субъекта)

- косвенные (обязательные платежи, включаемые в цену товара или услуг)

2. по использованию ……, поступающих на целевые мероприятия

- общие

- специальные

Указанные налоги используются на строго определенные цели.

3. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой

- Федеральные

- Региональные

- местные

К федеральным налогам относят:

- налог на добавленную стоимость (НДС)

- акцизы на отдельные виды товаров и услуг и отдельные виды генерального сырья

- налог на доход физических лиц

- налог на прибыль (доход организации)

- единый социальные налог(ЕНС)

- налог на доходы от капитала

- подоходный налог с физических лиц

- налог на наследование или дарение

- взносы в государственные социальные не бюджетные фонды

- государственная пошлина

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы

- налог на использование недров

- налог на дополнительный доход для добычи углеводорода

- лесной налог

- водный налог и т.д.

К региональным налогам относят:

- налог на имущество организации

- налог на недвижимость

 

 

Основные элементы налога

Элементы Характеристика
Субъект налога Физические/юридические лица, на которых возложена обязанность платить налоги
Объект налога То что подлежит налогообложению
Налоговая ставка Величина налога, на единицу обложения
Источник налога Доход, их которого уплачивается налог
Налоговые льготы Полная/частичная освобожденность от уплаты налогов
Налоговые санкции Денежные выплаты, взимаемые за такие нарушения как уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений

 

Кривая Лаффера

Кривая показывает, какая оптимальная налоговая ставка приносит максимальное поступление налогов в государственный бюджет. Повышение этого уровня ведет в утрате стимулов и уплате налогов, что уменьшает доходы и поступления в бюджет.

 

Государственный бюджет – форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система РФ – система, основанная на экономических отношениях и гос устройстве РФ включающая совокупность:

1. Федерального бюджета

2. Бюджет субъектов РФ

3. Местные бюджеты

4. Бюджеты государственных не бюджетных форм

Схема консолидирования бюджета РФ

 

Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъектов РФ    
Бюджет субъекта РФ Местные бюджеты

 

Наименование 2009 год 2010 год
Сумма млрд. р % Сумма млрд. р %
Общие государственные вопросы        
Межбюджетные трансферты       37,7
Национальная оборона   6,3   6,9
Социальная политика   3,3   3,3
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность   7,2   7,4
Здравоохранение и спорт   3,3 3,25 3,3
Национальная экономика   19,5   13,8
Культура, сми, кино   1,1   1,1
ЖКХ   1,3    
Образование       3,9
Охрана окружающей среды   0,1   0,1
Секретно       10,5
ИТОГО        

 

Структура доходов и расходов бюджета РФ в 2011-2012 годах

наименование    
Доходы бюджета, млрд. руб. Расходы бюджета млрд. руб. ВВП млрд. руб. Инфляция %    

 

Государственный бюджет предполагает выравнивание доходов и расходов. Он может быть составлен:

1. С дефицитом (превышение расходов над доходами)

2. С профицитом (превышение доходов над расходами)

Причины возникновения бюджетного дефицита:

1. Рост расходов без учета его финансовой возможности

2. Инфляция

3. Целенаправленная политика, проводимая государством в области налогов и финансов

4. Спад экономики и невозможность получения планированных доходов

Виды денежного дефицита:

1. Структурный

Разность между доходами и расходами государственного бюджета при равномерном уровне налогообложения государственных затрат и естественного уровня безработицы

2. Циклический

Разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом бюджета, вызывающие складом производственного повышения фактической безработицы над ее естественным уровнем

Методы финансирования бюджетного дефицита

1. эмиссия денег

2. займы у частных лиц

3. государственный долг у международных организаций и зарубежных государств

принципы построения бюджетной системы в РФ:

1. принцип единства

2. самостоятельность бюджетов

3. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

4. достоверность бюджета

5. общее покрытие доходов

6. принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета

7. принцип гласности

8. эффективность и экономность использования бюджетных средств

9. адресность и целевой характер использования бюджетных средств

Таким образом, из принципов построения бюджетной системы РФ можно определить необходимость выполнения общегосударственных и экономических, социальных программ, а также перераспределение финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образованных вне федерального бюджета и бюджетов РФ.

Они образуются:

1. путем выделения из бюджетных средств определенных расходов имеющих особо важное значение

2. формирование внебюджетного фонда собственного источника доходов для определения целей

Виды внебюджетных фондов:

1. в зависимость от целевого назначения

- экономические

- социальные

2. в соответствии с уровнем управления

- общегосударственные

- региональные

Возможность использования внебюджетные фонды:

1. Возможность влиять на процесс производства путём финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий.

2. Возможность обеспечить природоохранных мероприятий, финансируя их за счёт специальных отведённых источников и штрафов, вжимающихся за загрязнение окружающей среды.

3. Возможность оказывать социальные услуги населению путём выплаты пособий, пенсий, а так же субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом.

4. Возможность предоставления займов.

В РФ ведущая роль принадлежит следующим социальным внебюджетным фондам:

1. Пенсионному фонду РФ

2. Фонду социального страхования РФ

3. Фонду обязательного медицинского страхования

4. Государственному фонду занятости населения РФ

Так же к крупнейшим фондам относятся:

1. Дорожные фонды (федеральные, территориальные)

2. Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ взаимосвязаны в рамках меж бюджетных отношений.

Межбюджетное отношение - это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Для сбалансированности территориальных (местных) бюджетов используются дотации, субвенции, субсидии.

Дотация – это средство, предоставляющее бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – средства предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Субсидии – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.