КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая система и финансовая политика
1. Финансы. Принципы построения финансовой системы. 2. Налоги как экономическая категория и инструмент финансовой политики государства. 3. Государственный бюджет.
Финансы – это фонды денежных средств и экономического отношения по поводу их формирования, распределения, и использования в целях выполнения функций государства и обеспечения расширенного воспроизводства. Финансовое отношение – это отношение, связанное с образованием, распределение и использованием фондов денежных средств. Они охватывают следующие уровни: - макроуровень (разработанная финансовая политика государства) - мезо уровень (разработанная финансовая политика субъектов РФ) - микроуровень (управление финансами внутри отдельного предприятия) - нано уровень (управление финансами конкретного индивида) Финансовые отношения возникают: 1. между государством и предприятием при уплате налогов и финансировании расходов 2. между государством и гражданами при уплате налогов и добровольных платежей 3. между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и реализации продукции 4. между отдельными звеньями бюджетной системы 5. между государственными предприятиями и субъектами федерации Функции финансов: 1. воспроизводственная предоставление финансовых ресурсов для обслуживания потребителей и удовлетворения потребностей на принципах финансирования 2. распределительная распределение и перераспределение национального дохода согласно финансовой политике государства 3. контролирующая контроль за расходованием финансов на всех уровнях финансовых отношений 4. регулирующая стимулирование развитие предприятий необходимых обществу направлениях и объеме с помощью системы финансовых рычагов
Основные принципы построения финансовой системы
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ НА ПРИМЕРЕ США Федеральный бюджет США Доходная часть: 1) подоходный налог (личный) 46% 2) налог на з/п 35% 3) налог на прибыль корпорации 20% 4) акцизы сборы 4% 5) таможенные пошлины 2% 6) налог на дарение имущества 1% Расходная часть: 1) помощь инвалидам, безработным, престарелым 40% 2) национальная оборона 20% 3) процент по государственному долгу 14% 4) образование, здравоохранение 7% 5) сельское хозяйство 3% 6) торговля, жилье, транспорт 4% Бюджет штата сша Доходная часть 1) налоги с оборота 49% 2) личные подоходные налоги 31% 3) налоги на приобретение корпорации 8% 4) имущественные налоги 2% 5) лицензирование 9% 6) налоги на наследство 1% Расходная часть 1) образование 24% 2) общественное благосостояние 23% 3) здравоохранение 12% 4) автомагистрали 12% 5) общественная безопасность 7% ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРИРАЛИЗМ Доходная часть 1) имущественные налоги 77% 2) налоги с оборота и акцизы 11% Расходная часть 1) военно-промышленный комплекс 2) здравоохранение 3) образование 4) агропромышленный комплекс 5) аппарат управления≈54% Финансовая политика – это совокупность финансовых институтов и институтов государственной власти, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов государства в соответствии с разработанной государственной политикой.
Использование налогов в качестве инструментов воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю.
Под налогом, сбором и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во вне бюджетный фонд, осуществляется плательщиками в порядке и на условиях установленных законодательством. Совокупность взимаемых государством налогов, пошлин и платежей, форм и методов их построения образуют налоговую систему. Объекты налогообложения: 1. доходы (прибыль) 2. стоимость определенных товаров 3. отдельные виды деятельности 4. операции с ценными бумагами 5. пользование природными ресурсами 6. имущества физических и юридических лиц Субъекты налогообложения: 1) физические лица 2) юридические лица Функции: 1. фискальная формирование денежных средств необходимых государству для выполнения его функций 2. экономическая использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, в качестве инструмента заинтересованности производителя и предпринимателя в развитии различных видов деятельности по производству товаров и услуг 3. регулирующая связана с поощрением, стимулированием и ограничением экономических и социальных процессов в стране 4. пере распределительная заключается: изменяя доходы экономических субъектов налоги отражаются на спросе и предложении, отражаются на рыночном равновесии, но в окончательном итоге сказываются на объеме производства и распределения ресурсов 5. контрольная заключается в механизме обязательности поступления налоговых платежей в соответствии с величиной доходов, что дает возможность государству проверять законность и эффективность деятельности субъектов налогообложения
Классификация налогов 1. по платежеспособности и методу взимания - прямые (уплачиваются конкретным налогоплательщиком прямо пропорционально платежеспособности субъекта) - косвенные (обязательные платежи, включаемые в цену товара или услуг) 2. по использованию ……, поступающих на целевые мероприятия - общие - специальные Указанные налоги используются на строго определенные цели. 3. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой - Федеральные
- Региональные - местные К федеральным налогам относят: - налог на добавленную стоимость (НДС) - акцизы на отдельные виды товаров и услуг и отдельные виды генерального сырья - налог на доход физических лиц - налог на прибыль (доход организации) - единый социальные налог(ЕНС) - налог на доходы от капитала - подоходный налог с физических лиц - налог на наследование или дарение - взносы в государственные социальные не бюджетные фонды - государственная пошлина - налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы - налог на использование недров - налог на дополнительный доход для добычи углеводорода - лесной налог - водный налог и т.д. К региональным налогам относят: - налог на имущество организации - налог на недвижимость
Основные элементы налога
Кривая Лаффера Кривая показывает, какая оптимальная налоговая ставка приносит максимальное поступление налогов в государственный бюджет. Повышение этого уровня ведет в утрате стимулов и уплате налогов, что уменьшает доходы и поступления в бюджет.
Государственный бюджет – форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетная система РФ – система, основанная на экономических отношениях и гос устройстве РФ включающая совокупность: 1. Федерального бюджета 2. Бюджет субъектов РФ 3. Местные бюджеты 4. Бюджеты государственных не бюджетных форм
Схема консолидирования бюджета РФ
Структура доходов и расходов бюджета РФ в 2011-2012 годах
Государственный бюджет предполагает выравнивание доходов и расходов. Он может быть составлен: 1. С дефицитом (превышение расходов над доходами) 2. С профицитом (превышение доходов над расходами) Причины возникновения бюджетного дефицита: 1. Рост расходов без учета его финансовой возможности 2. Инфляция 3. Целенаправленная политика, проводимая государством в области налогов и финансов 4. Спад экономики и невозможность получения планированных доходов Виды денежного дефицита: 1. Структурный Разность между доходами и расходами государственного бюджета при равномерном уровне налогообложения государственных затрат и естественного уровня безработицы 2. Циклический Разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом бюджета, вызывающие складом производственного повышения фактической безработицы над ее естественным уровнем Методы финансирования бюджетного дефицита 1. эмиссия денег 2. займы у частных лиц 3. государственный долг у международных организаций и зарубежных государств принципы построения бюджетной системы в РФ: 1. принцип единства 2. самостоятельность бюджетов 3. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы 4. достоверность бюджета 5. общее покрытие доходов 6. принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета 7. принцип гласности 8. эффективность и экономность использования бюджетных средств 9. адресность и целевой характер использования бюджетных средств Таким образом, из принципов построения бюджетной системы РФ можно определить необходимость выполнения общегосударственных и экономических, социальных программ, а также перераспределение финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов. Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образованных вне федерального бюджета и бюджетов РФ. Они образуются: 1. путем выделения из бюджетных средств определенных расходов имеющих особо важное значение 2. формирование внебюджетного фонда собственного источника доходов для определения целей Виды внебюджетных фондов: 1. в зависимость от целевого назначения - экономические - социальные 2. в соответствии с уровнем управления - общегосударственные - региональные Возможность использования внебюджетные фонды: 1. Возможность влиять на процесс производства путём финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий. 2. Возможность обеспечить природоохранных мероприятий, финансируя их за счёт специальных отведённых источников и штрафов, вжимающихся за загрязнение окружающей среды. 3. Возможность оказывать социальные услуги населению путём выплаты пособий, пенсий, а так же субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом. 4. Возможность предоставления займов. В РФ ведущая роль принадлежит следующим социальным внебюджетным фондам: 1. Пенсионному фонду РФ 2. Фонду социального страхования РФ 3. Фонду обязательного медицинского страхования 4. Государственному фонду занятости населения РФ Так же к крупнейшим фондам относятся: 1. Дорожные фонды (федеральные, территориальные) 2. Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы Все бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ взаимосвязаны в рамках меж бюджетных отношений. Межбюджетное отношение - это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Для сбалансированности территориальных (местных) бюджетов используются дотации, субвенции, субсидии. Дотация – это средство, предоставляющее бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция – средства предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Субсидии – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |