Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционная картина мира. Глобальный эволюционизм

Идея развития мира является важнейшей идеей мировой цивилиза­ции. В своих далеких от совершенства формах она начала проникать в естествознание еще в XVIII в. Но уже XIX в. можно смело назвать ве­ком идей эволюции. В это время концепции развития стали проникать в геологию, биологию, социологию и гуманитарные науки. В первой половине XX в. паука признавала эволюцию природы, общества, чело­века, но философский общий принцип развития еще отсутствовал.

И только к концу XX столетия естествознание приобрело теорети­ческую и методологическую основу для создания единой модели уни­версальной эволюции, выявления универсальных законов направлен­ности и движущих сил эволюции природы. Такой основой является теория самоорганизации материи, представляющая синергетику. (Как уже указывалось выше, синергетика — это наука об организации мате­рии.) Концепция универсального эволюционизма, которая вышла на глобальный уровень, связала в единое целое происхождение Вселен­ной (космогенез), возникновение Солнечной системы и планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез), человека и человече­ского общества (антропосоциогенез). Такую модель развития приро­ды называют также глобальным эволюционизмом, поскольку именно она охватывает все существующие и мысленно представляемые про­явления материи в едином процессе самоорганизации природы.

Под глобальным эволюционизмом следует понимать концепцию развития Вселенной как развивающегося во времени природного це­лого. При этом вся история Вселенной, начиная от Большого взрыва и заканчивая возникновением человечества, рассматривается как еди­ный процесс, где космический, химический, биологический и соци­альный типы эволюции преемственно и генетически тесно взаимосвя­заны. Космическая, геологическая и биологическая химия в едином процессе эволюции молекулярных систем отражает их фундаменталь­ные переходы и неизбежность превращения в живую материю. Следо­вательно, важнейшей закономерностью глобального эволюционизма является направленность развития мирового целого (универсума) на повышение своей структурной организации.

В концепции универсального эволюционизма важную роль играет идея естественного отбора. Здесь новое всегда возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований. Неэффективные новообразования отбраковываются историческим процессом. Качест­венно новый уровень организации материи «утверждается» историей лишь тогда, когда он оказывается способным вобрать в себя предшест­вующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность особенно ярко проявляется для биологической формы движения, но она свойственна вообще всей эволюции материи.

Принцип глобального эволюционизма основан на понимании внут­ренней логики развития космического порядка вещей, логики разви­тия Вселенной как единого целого. Для такого понимания важную роль играет антропный принцип. Сущность его в том, что рассмотре­ние и познание законов Вселенной и ее строения ведется человеком разумным. Природа такова, какова она есть, только потому, что в ней есть человек. Иначе говоря, законы построения Вселенной должны быть таковы, чтобы она непременно когда-нибудь породила наблюдателя; если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы позна­вать. Антропный принцип указывает на внутреннее единство законо­мерностей исторической эволюции Вселенной и предпосылок возник­новения и эволюции живой материи вплоть до антроносоциогепеза.

Парадигма универсального эволюционизма является дальнейшим развитием и продолжением различных мировоззренческих картин миpa. Вследствие этого сама идея глобального эволюционизма имеет ми­ровоззренческий характер. Ведущей его целью является установление направленности процессов самоорганизации и развития процессов в масштабе Вселенной. В наше время идея глобального эволюционизма выполняет двоякую роль. С одной стороны он представляет мир как целостность, позволяет осмыслить общие законы бытия в их единстве; с другой стороны — ориентирует современное естествознание на вы­явление определенных закономерностей эволюции материи на всех структурных уровнях ее организации и на всех этапах ее саморазви­тия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синтетическая теория эволюции | Основные понятия генетики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.