Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отцы-капподокийцы

 

Так они так названы они потому, что все они были земляками из одной провинции – Капподокии. Кстати, абсолютно средняя провинция, ничем не выдающаяся, не место сбора философских систем, школ, знаний. Скорее наоборот, это земледельческая провинция, более-менее богатая, крупные, как бы мы сказали, помещики, аристократы, патриции, владельцы земли. На этой земли спокойно трудится народ… те же рабы… Эти патриции оставляют в наследство крупные наделы земли. Кстати, на этих наделах земли Василий Великий и создаст свой монастырь, точнее сказать даже монастырек. Этакая, можно сказать, хозяйственная провинция, почти в центре современной Турции, немного восточнее Анкары.

 

 

Прямо несколько так по диагонали по провинции Капподокии идет невысокая, но удивительно интересная, уникальная горная цепочка. Это выветренные скалы, заостренные кверху, заметные даже из космоса.

 

Больших городов, кроме Кессарии Капподокийской и еще пары других, практически нет. Все остальное – это сельскохозяйственные области. В древности Каппадокия, видимо, была более лесистой и зеленой. Было много перелесков, лугов, полей. Небольшие домики, поместья (виллы) патрициев византийских. Вобщем, абсолютно ничто не предвещало того, что уроженцы этой провинции именно в лице Василия Великого, Григорий Нисского и Григория Богослова создадут такой перелом в отношении востока с арианством.

Необходимо сказать несколько слов о Василии Великом. Годы его жизни: 329-379 гг. Отец его был патрицием, очень известным адвокатом. Дедушка по матери был мучеником. Дядя, кстати тоже Василий, - епископом. Василий Великий получил блестящее образование сначала в Кессарии Капподокийской, затем в Афинах, где, кстати, он познакомился со своим другом Григорием Богословом. И вот Григорий по окончании учебы скажет о молодом 20-летнем Василии, что не было такого знания, которым бы не владел досконально Василий. Он был перегружен знаниями как переполненный корабль. Ну, образ понятен: когда засыпают в корабль пшеницу, тот делает осадку и становится почти не переворачиваемым. Василий старший сын в семье, отправился в Константинополь, но карьера адвоката его не привлекла, и через год он вернулся в Каппадокию. Затем он около трех лет путешествовал по востоку. В Египте была такая традиция: юношей отправлять в пустыню. После получения образования они на некоторое время уходили в пустыню. Василий предпринимает нечто подобное, правда он идет не в египетскую пустыню, а в Сирию. Потому что от Капподокии недалеко Сирия с сирийскими монастырями, где он изучал устав и монашеский опыт, тяготея именно к подобной жизни. Потом он опять возвращается в Каппадокию и на месте своего удела (от отца ему остался кусок земли, который он мог использовать по своему усмотрению) вместе с Григорием устраивает небольшой монастырь. Составляет устав, который до сих пор так и обозначается «Устав Василия Великого». На что в его уставе обращается внимание? Василий Великий, как уже было сказано, человек респектабельный, аристократ по крови, образованнейший. И в своем уставе он предлагает соразмерное деление времени между молитвой, работой (не до упаду, возделывание какого-нибудь огородика) и наукой (книгами)[15]. В особенности хорошо об этом будет сказано у Григория Богослова. Григорий будет называть это время самым счастливым временем своей жизни: помолились, потрудились на огороде, деньги есть – выписали любые книги (хоть Платона, хоть Аристида, хоть Гомера, хоть того же Афанасия), почитали, обсудили друг с другом. Еще более романтик от монашества Григорий Богослов будет воспринимать это время как самое счастливое время своей жизни. Не надо думать о каких-то посевах, о какой-то адвокатуре. И наверно бы Василий Великий остался бы в истории как великолепный ум эпохи, как замечательный знаток древней философии, но вытащили его из монастыря условия борьбы с арианством. Его дядя Василий ну буквально вытащил его из этого монастыря. А почему вытащил? Потому что сам он не мог разобраться во всех этих тонкостях. Сам он подписал несколько символов веры[16]. В 360-х годах Василий Великий становится секретарем у своего дяди, тоже Василия – епископа Каппадокийского. Что он начинает делать? Он понимает сложность ситуации. Он понимает, что защищать никейский Символ Веры – получать удары от этого арианского моря, которое расхлестнулось по востоку. Нужно действовать как-то по-другому. Уже в это время складывается богословие Василия Великого. На чем оно основано? Беря за основу работы Аристотеля, а вместе с ним и понятие трех ипостасей у Плотина[17], он обозначил различие понятий сущность (греч. ousia) и ипостась (греч. upostasiV). Под первым он понимал, что общие признаки предмета, под вторым – частные, личностные[18]. Сущность трех лиц теперь четко принадлежит как единому Богу, так и всем трем лицам. Ипостась присуща каждому лицу Пресвятой Троицы в отдельности. Что выводит Василий Великий? Что Бог действительно, в сущности един (у всех трех лиц Пресвятой Троицы сущность одна). А в чем тогда различие? Различие есть, но не в сущности, а по ипостаси, по личному, индивидуальному проявлению. Например, если мы говорим, что Бог всемилостив, это свойство относится ко всем лицам Пресвятой Троицы? Да, конечно. А вот, когда мы говорим, что Бог воплотился, мы имеем в виду второе лицо Пресвятой Троицы Сына Божия. Или когда мы говорим, что в евхаристии действует сила Святого Духа, мы имеем в виду ипостась Святого Духа. После Василия Великого стали употреблять и другие термины, но как синонимы либо сущности, либо ипостаси. Синонимы слова сущность: природа (греч. jusiV), субстанция (лат. substantia). Синонимы слова ипостась: икон (греч. εἰκών - образ, лик, очертание)[19], просопон (греч. proswpon - лицо), персона (лат. persona), индивидуум (лат. individuum - неделимое). Известнейшее выражение Василия Великого, к которому действительно сводится все его богословие: Бог един в сущности, но троичен в лицах, по латыни оно так и будет звучать: Una substantia, trium persona. В своих рассуждениях Василий Великий шел, в принципе традиционным для востока путем: от трех ипостасей к единой сущности[20]. Когда у Василия Великого (еще раз подчеркнем, самого образованнейшего человека своей эпохи, сравнимого с величайшими людьми в истории человечества) спрашивали, как соотносятся эти лица Пресвятой Троицы, он отвечал очень скромно и очень выдержано, что это есть тайна. И это наверно правильно. Нам это не открыто. Если мы пойдем дальше, то это уже будут наши фантазии.

В 372 году на очень недолгое время Василий становится епископом Кессарии Капподокийской. Как и Афанасий, как и все защитники никейского Символа веры, он попадет в очень сложную ситуацию. Вокруг него происходили всё те же интриги. Практически через год как он стал епископом, император Валент, которому доложили, что в Кессарии творятся безобразия, подписал указ о его снятии. Но отправившись в сторону Капподокии на охоту, решил сам заехать в Кессарию. Было утро воскресного дня, он вошел в город и вдруг увидел порядок на улицах города, сошел с лошади, пошел пешком в храм, и, увидев у храма множество людей, слушающих проповедь епископа Василия, собственноручно разорвал этот указ, сказав, что в этом городе порядка больше, чем в других городах. Но опять же эти интриги были очень характерны. К концу 360-х годов вокруг Василия складывается партия «новоникейцев», уже защищавших никейский символ веры не так как Афанасий, а с богословских позиций. В него стали входить многие полуариане. Например, в Антиохии на сторону Василия перешел, выдвинутый арианами, Милентий Антиохийский[21]. Примерно до середины 370-х годов Василия Великого не принимали на западе, думая, что это очередной какой-то арианский писатель. Когда он отправил письмо в Рим, то пришел наивный такой ответ от папы Сибриция: держись веры Афанасия, и мы тебя признаем. Этакий мудрый дедушка пишет на восток молодому епископу. То, что этот молодой епископ раза в два, в три умнее этого папы и понимающий больше папы – неважно. От папы пришел такой категоричный ответ. А держаться веры Афанасия – ну очень сложно, потому что тут же ариане запинают. Поэтому Василий Великий просто делал свое дело – писал. Что касается интриг, то, в общем-то, из-за них он в итоге и скончался. Человек он был, как мы уже сказали аристократичный, не то, что Афанасий Великий, менее был способен держать удар всей этой писанины и дрязг. Просто сердце у него не выдержало. Кроме того он поссорился со своим другом Григорием Богословом и только за два-три года до своей смерти примирился с ним. Что произошло? Для того чтобы подковырнуть Василия и гнобить его как епископа, был придуман следующий ход: Каппадокия была разделена на две части, которые так и называли: Каппадокия 1, Каппадокия 2. Когда начался голод, то провоз хлеба был приостановлен (потому что дороги уж так вели, через местечко Сасимы), а за социальную работу отвечал епископ. Распределял хлеб епископ. Если где-то начинался голод, отвечал епископ. Когда начался голод, пошел поток писем, что виноват в этом, конечно же, Василий. Что делать? Василий в это маленькое местечко Сасимы попросил и поставил епископом своего друга Григория Богослова. Тот находился в монастыре, и ему, надо сказать, было вполне приятно там находиться, пока его друг воюет с этими арианами. Григорий отличался большей поэтичностью, возвышенностью, чем Василий. Он больше поэт. Увы, не сохранилась его поэзия. Он человек более тонкий, более ранимый. Ну и понятно, где тонко, там и рвется. Он приехал в эти Сасимы. И он там не выдержал этой обстановки, он сбежал. И Василий посчитал его, конечно же, предателем. Но, правда, Григория можно понять. Он описал эти Сасимы следующим образом: Что это за Сасимы? Это перекресток дорог, примерно, в стадии от которого расположена деревенька Сасимы, на этом перекрестке расположена маленькая церквушка для проезжающих, корчма с постоянно пьяным хозяином, посередине лужа с гусями и две блудницы на перекрестке. Вот это и есть моя епархия. Вот это и есть моя паства: пьяный хозяин корчмы, гуси и две блудницы, стоящие на перекрестке, ожидающие проезжающих[22]. А он такой аристократ… с блестящим образованием… с книжками… И он сбегает[23].

Увы, Василий Великий практически дожил, но не увидел результаты собственного богословия. Он умер в 379 году 1 января. Как раз к концу 370-х годов наступает перелом. Восток к этим годам принял богословие Василия, и, арианство стало отступать скорее не от осуждения в 362 году на соборе в Александрии, а от богословия Василия Великого, просто потому что вот теперь-то на востоке и стали разбираться в терминах сущности и ипостаси. И арианство стало исчезать. В сентябре 378 года император Валент пошел на войну с готами и погиб. Погиб практически позорно, сгорев вместе со своим штабом. Поражение в сражение и такая позорная гибель императора воспринималась как наказание Господне. Почему Господь нам не помог? Да, конечно же, потому, что император держался несколько неправильной веры (Валент склонялся к полуарианству[24]). Новый император Феодосий держится строго никейских взглядов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Арианство после I Вселенского Собора | Лекция № 4 от 31.10.2011
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.