КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ярославская культура древнейших времен
Ярославский край в древности - это лесная, речная и озерная страна, земля почти безлюдная. Кочевые народы проходили здесь, почти не оставляя следов. Земледельцы лепились по берегам озер и рек. Немногочисленные и малолюдные поселения почти не сообщались друг с другом, да и не было причин сообщаться. Жизнь в этом крае была нелегкой, а потому человек редко здесь надолго задерживался. Глубокая древность хранит следы культурных миграций, влияние которых на цивилизацию в крае трудно уловимо сегодня. Картина культурного взаимодействия становится более отчетливой, начиная с середины первого тысячелетия нашей эры. С этого времени открывается Великий Волжский путь «из варяг в арабы», который дал новую жизнь пустынной стране. Основные поселения появляются в узловых точках Волжского пути. Согласно гипотезе финского профессора Карла Мейнандера, в ярославской окрестности находилась легендарная страна Биармия, жители которой контролировали всю северную часть нынешней Русской равнины, и заплывали в далекие страны. Древненордические саги о биармах - «отголосок воображаемого величия финно-угорской первобытной эпохи». Но правильнее, вероятно, считать, что верхневолжская земля была областью влияния скандинавов-викингов, заинтересованных в безопасной торговле с Востоком. Культурная среда в первом тысячелетии нашей эры, складывается под сильнейшим влиянием торговых миграций и как результат диффузного синтеза различных воздействий. Статичный этнокультурный элемент (меря) вступает в плодотворный диалог со скандинавским и славянским кочевьем. Возникают взаимодействия и с хазарскими иудаистами, с мусульманами из-за Хвалынского моря (Каспия) и, позднее, из Волжской Булгарии. Конкретное содержание культурных обменов едва ли можно охарактеризовать на основе археологических материалов. Очевидным фактом является скандинаво-мерянский языческий культурный синтез во второй половине первого тысячелетия. В этой связи характерны споры о возможных связях Ярославского Поволжья и Аландских островов ввиду присутствия в заупокойном культе в этих местах общей детали - глиняных медвежьих лап.
В конце первого тысячелетия нашей эры, усиливается приток на Верхнюю Волгу славян с запада и юго-запада. Постепенно славянские князья берут торговый путь под свой контроль, превращая местных жителей в своих данников. Этнокультурное нашествие славян в Верхневолжье привело на рубеже первого - второго тысячелетий к утрате мерянами своей культкрной и этнической идентичности. Меряне растворились в численно преобладавшем и культурно активном славянском элементе, забыв свой язык. Однако фиксируемые элементы мифоритуальной практики свидетельствуют о сильном угро-финском влиянии в итоговом религиозно-культурном синтезе. Сюда можно, вероятно, отнести дуалистические представления о природе человека, излагаемые языческими волхвами (по Повести временных лет, 1071), а также тождество медведя и Велеса, удостоверяемое ритуальным поединком воина и медведя. Мифы и соответствующая им ритуальная практика верхневолжского язычества сложилась в результате сложных и разнообразных влияний извне, пути которых часто ускользают от наблюдения. Духовный космос древнего язычества в Верхневолжье, по всем признакам, чрезвычайно мрачен. Это связано со специфической интерпретацией основного индоевропейского мифа о поединке Бога Грозы со Змеем. Здесь этот миф оформляется представлениями о Велесе (Керемете) - медведе и об его небесном двойнике (брате), которые поделили мир так, что небо досталось благому божеству, а поднебесье - жестокому Велесу, который являет себя самыми страшными и сильными ликами. Коль скоро вся земля предана злому богу, земное существование в значительной степени обесценивается. Все земное и телесное обречено терпеть лишения и невзгоды, и только душа после смерти может вырваться из тела и достичь небесного мира (очевидно, с этим связан обряд кремирования умерших). Язычество Верхневолжья - дуалистическая религия божеств Громовержца и Велеса, религия страха перед непредсказуемой волей всемогущего земного повелителя. Возможно, человеку была дана какая-то надежда центральным ритуалом этой религии - действием, воспроизводящим поединок небесного бога - и Велеса в образе медведя. Небесный бог, воплощаемый в сакральном обряде воином, побеждал медведя и умерщвлял его. Тем самым власть зла как будто пересекалась, однако последующее поедание мяса зверя участниками действа означало лишь их приобщение к сакральной телесности Велеса. Впрочем, ритуальная сторона древнего язычества очень туманна и едва различима в глубине веков. Типологические параллели в религиозно-культурной практике других народов позволяют строить гипотезы, но не дают окончательного ответа на вопрос о целостности мифоритуальной жизни верхневолжских язычников. Так, трудно что-нибудь сказать о формах участия предков в жизни потомков, о древних духах-хозяевах места, о возможности существования представлений о богине - матери.
Культурная топография язычества предполагает своеобразную организацию земного пространства, его качественную дифференциацию. Средоточием сакральности является небо, однако, небесный бог далек от людей и не вмешивается в их жизнь. В его власти - души умерших. На земле же сакральные центры пространства не могут не быть осью страха, таинственного трепета и ввергающего в столбняк ужаса. Точка такого священного ужаса - капище: место явления Велеса (в виде ли огня, камня или медведя), жертвоприношений ему, заведомо тщетных молитв о милости, а возможно - и каких-то магических процедур. Сакральный смысл имеют и места погребений (трупосожжений), откуда протянута незримая нить к небу. По археологическим данным и легендам, языческая культура Верхневолжья - это культура таких капищ и погребений. Более элементарная культурная антитеза противопоставляла обжитое цивилизованное пространство (поселение) дикому девственному лесу, обступавшему человеческий мир с четырех сторон. Возникавшие на водных путях поселения утопали в лесах, и лес воспринимался как враждебная среда, мир хаоса и зла, наполненный всякого рода нечистью. Лес опасен, страшен и чужд. Человек борется с лесом расчистками и во время охоты.
Языческая культура Верхневолжья была относительно статичной и менялась в основном лишь под воздействием внешних факторов, главным из которых стало появление христианства.
С конца X века растущее воздействие христианской культуры на местную культурную среду ведет к не бесконфликтным контактам христианства с языческой традицией. Христианство, приходящее на Верхнюю Волгу, первоначально воспринимается как очередное влияние, ложащееся на извечную языческую почву. Новые представления и обрядовые формы включаются в традиционный контекст, попытки же искоренения язычества христианскими миссионерами-монахами в Ростове встречают отпор (блюстителями древней традиции являются служители языческого культа, волхвы). Монахи приходят из Киева, среди них есть греки и болгары. Инок Авраамий, основал первый в крае ростовский Богоявленский (Авраамиевский) монастырь, в конце XI века. Коренным образом меняются представления человека о мире. Суровый Велес теперь объявлен демоном (или дьяволом) - и его власти на земле положен предел. Земными делами ведает не требующий жертв Велес, а милосердный Бог, жертвующий Сыном ради спасения людей. Трудно сказать, насколько быстро происходил духовный переворот в душах ярославцев. Но с самого начала в их представлениях появляются посредники между человеком и Богом. Это помощники и заступники - Богоматерь и святые. Рать святых покровителей вносит в жизнь человека и общества гармонию. Так, священномученик Власий Севастийский становится покровителем домашнего скота. В простонародных представлениях он по созвучию имен заступил на место Велеса. Власьевская церковь в Ярославле возникает, согласно легенде, на месте жертвенника Велесу.
Меняется при переходе к христианству характер взаимоотношений людей друг с другом. Язычество не устанавливало непреложных нравственных норм, здесь главным в жизни было умение задобрить божеств и духов, приобрести магические познания. Теперь этические правила устанавливает Бог. Человек имеет примеры безупречного поведения (опыт святости, урок жизни Иисуса Христа). Ему вменяется в норму идеальный нравственный предел. Уже в конце X - XI веков в крае появляются святые подвижники: архиереи Федор, Леонтий и Исайя, монах Авраамий. К лику святых причислен и князь Ярослав Мудрый, основатель Ярославля. Христианские представления заново определяли порядок пространства. Отныне Верхневолжье было вписано в систему координат, где центральное место принадлежало Святой Земле (Палестине) с Иерусалимом, Константинополю (до середины XV в.), Риму (в XI - XII вв.). Постепенно выстраивалось и сакральное пространство Руси, где особое значение имели святыни Киева, Троице-Сергиева лавра (с XIV в.), Москва (с XV в.), Соловецкий монастырь и др. Важнейшая значимость в крае придается Ростову - центру распространения христианства в Северо-Восточной Руси; месту, где пролилась кровь священномученика Леонтия; резиденции епископа; очагу христианского просвещения на Севере. Поначалу край воспринимался как культурная периферия Русского государства. Однако в XII веке культурное значение Ростово-Суздальской земли меняется. Она становится центром нового государственного строительства. Постепенно здесь складывается русская народность, формируются основы русской культуры. Здесь - центр изначальной России, отсюда пошли и русский народ, и русская культура. Христианство оказывает определяющее влияние на культурную топографию Верхневолжья. Сакральный ландшафт усложнялся и приобретал новые качества. Центрами культурного пространства становятся города (Ростов, Ярославль, Переяславль-Залесский, Углич и др.) Значительный город - это резиденция князя и (или) епископа. Персонаж Священной истории, которому посвящались основные храмы, воспринимался как покровитель города, защитник его от зол и напастей. Характерна традиция посвящения соборных и других важнейших храмов Успению Богоматери и Преображению Господнему, что можно видеть в Ростове, Ярославле, Угличе, Переславле, Рыбинске. Светская власть приходит в край носительницей и распространительницей православной веры, и государственное строительство сопровождается утверждением различных форм церковности. Характерен опыт ростовского князя Константина Всеволодовича. Его стремление к державному величию подкрепляется культурно-религиозными инициативами (строительство каменных храмов, библиотека, духовная школа). С нуждами церкви становится в связь развитие некоторых видов ремесла в крае. Центром светской власти был дворец князя и княжий двор при нем. Здесь совершались суд, пиры, княжьи дарения. Усадьба горожанина на протяжении веков представляла собой замкнутое, огороженное крепким забором или бревенчатым тыном пространство, вмещавшее жилые (изба) и хозяйственные (клеть, погреб) постройки, огород. Усадьба богатого горожанина могла включать в себя парадную горницу, 3-4-этажную повалушу (внизу склад, жилье, вверху крепостная башня), сени (вроде тамбура), терем для девушек и женщин. Соединяясь переходами, эти сооружения образовывали сложную композицию хором. На дворе заводились поварня, хлебня, ледник, погреб, пивной сарай, хлев, амбары, житницы, конюшня, баня. Выкапывался колодец, рядом с огородом возникал сад. Самые бедные жилые помещения - это курные избы из одной комнаты с маленькими волоковыми окнами. По периметру полати и лавки, под ними рундуки для имущества, в углу стол. Богатые жилища отапливались по-белому, печь украшалась зелеными или синими изразцами с затейливым рисунком, настилались полы (в том числе и из дубовой лещади, вроде паркета), плоские потолки, иногда раскрашенные. Бревна, из которых сложены стены, изнутри вытесывались и обивались тканями. В окна вставлялись кусочки слюды, что было, правда, очень дорогой затеей. Еще дороже стоило стекло до самого конца XVII века (с середины XVII в. в жилых покоях появляется новая мебель: стулья, кресла, наборные столы, кровати с пологом.) Светскую аттестацию владельцу усадьбы давало парадное крыльцо, с несколькими лестничными площадками, узорными перилами и кровлей. Украшались и ворота в усадьбу, а над ними иногда помещались икона или крест, заменившие собой языческие обереги. По мере роста городов и культурная среда в них усложнялась. Появлялись новые слободы с приходскими храмами. Возникли часовни, сооружаемые в память какого-либо события или по обету и пр. Важное место в городе занимал торг. Вплоть до XVIII века на торговой площади сосредотачивалась городская торговля. Торг состоял из нескольких рядов лавок (деревянных столов с навесом или срубов). Здесь шел обмен товарами, происходили культурные контакты. На торговой площади можно было встретить и соседа по улице, и неведомых, пришлых людей. В столпотворении торга угадывались бродяги, нищие, богомольцы, странствующие монахи и безместные попы, погорельцы, гулящие девки, лихие люди, появляются и иноземцы с Востока и Запада. На площади устраивали представления скоморохи, здесь же разворачивались медвежья потеха, театр Петрушки и др. Здесь происходили публичные наказания и казни (самым распространенным наказанием было битье кнутом, батогами или плетьми). Возле приходских храмов кипела и мирская жизнь. В их трапезных или на паперти (в галерее) собирались на сходы, суды, оглашение царских указов. Здесь проводились братчины - пиры, отмечались престольные праздники и важнейшие события. В городе имелись также казенные царские корчмы с дорогим вином и конкурирующие с ними тайные частные питейные заведения, посещение которых могло обернуться битьем кнутом и денежным штрафом. В крупных городах заводили общественные бани (мыльни). Своя баня имелась у многих горожан на дворе. Баня считалась лучшим средством от болезней. Наконец, в городе была и тюрьма. В сельской местности культурное пространство было упорядочено в соответствии со сходной логикой. Здесь также имелся центр - приходской храм (один на несколько поселений) с кладбищем, располагавшийся обычно в центре села, на возвышении. Средоточие светской власти - усадьба помещика, находившаяся на отшибе. Местом крестьянских собраний была храмовая площадь или трапезная в самом храме. Крестьянский двор в общих чертах повторял облик небогатой городской усадьбы с избой, которая топилась по-черному, всегда была полутемной ввиду малого размера окон, и освещалась лучиной. Важной особенностью христианской культуры в Ярославском крае, унаследованной в основном с языческих времен, является общинное, коллективистское сознание. На протяжении многих веков человек сознавал себя в качестве члена той или иной общности (семьи, посада, ремесленного цеха, дружины и т.п.) Он был, зависим от коллективных норм и традиций, связан обычаем и ритуалом. В культуре Верхневолжья особенно значимы роли князя и монаха. С ними и связывается личностный потенциал культуры (напр., князь Константин Всеволодович).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |