КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Баланс активов и пассивов 8 страница
Влияние на объем финансирования изменения государственных резервов наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью, отражается отдельно от обязательств органов управления по статье «Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью». Она характеризует изменения в активах органов государственного управления в форме наличных денег, депозитов, хранимых в финансовых учреждениях — резидентах, и резервов ценных бумаг, выпущенных резидентами — предприятиями и учреждениями, включая государственные органы, которые используются ими для управления ликвидностью. Уменьшение активов рассматривается как положительная величина, поскольку означает увеличение объема денежных средств, использованных органами управления в течение данного периода. Увеличение активов, напротив, характеризует уменьшение объема средств на величину, израсходованную для приобретения дополнительных активов. Внешнее финансирование. При классификации операций внешнего финансирования по типу долгового обязательства содержание выделяемых статей тождественно аналогичным позициям внутреннего финансирования с той разницей, что касается взаимоотношений органов государственного управления с нерезидентами. В России к внешнему финансированию относятся также долгосрочные облигации внутреннего государственного валютного займа, поскольку они выражены в иностранной валюте, хотя их держателями могут быть как резиденты, так и нерезиденты. Этими облигациями была оформлена задолженность Внешэкономбанка СССР перед своими клиентами (т. е. имел место «безденежный» выпуск). Поэтому в рассматриваемой статье сейчас должна показываться только сумма их погашения. Статья «Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью» охватывает изменения в активах органов государственного управления в форме иностранной валюты, депозитов в финансовых учреждениях — нерезидентах и резервов иностранных ценных бумаг, которые произошли в результате финансовых операций, а не вследствие стоимостных переоценок. Здесь не отражаются активы, предназначенные для регулирования платежного баланса или управления международными резервами либо возникшие в результате кредитной деятельности государственных органов. Таким образом, из данной категории должны исключаться резервы иностранной валюты и иностранных ценных бумаг, а также любые взносы, СДР или кредитная позиция в Международном валютном фонде, связанные с выполнением органами управления функций органов кредитно-денежного регулирования. Законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» предусмотрены раздельные классификации: «Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации» и «Классификация источников внешнего финансирования федерального бюджета Российской Федерации». Поскольку в России пока не налажено формирование информации о заимствовании по типу кредитора и по типу долгового обязательства, эти классификации являются смешанными. В них присутствуют как элементы классификации по типу кредитора, так и деления по типу долговых обязательств. Такое смешение не позволяет выявить взаимосвязь между государственным финансированием и другими финансовыми потоками, определить степень влияния операций финансирования на совокупный спрос в экономике. Поэтому для обоснования эффективности мер государственного воздействия на экономическое развитие необходимы дополнительные классификации по типу кредитора и по типу долговых обязательств. Недостатком является также отсутствие данных о суммарной величине внутреннего и внешнего финансирования. Хотя классификации позволяют формировать суммарные данные, характеризующие общие итоги финансирования, однако такие итоги следовало бы формировать на регулярной системной основе. Потребностям планирования и анализа финансирования в больше мере соответствует классификация, предусматривающая как итоговые результаты операций финансирования, так и их подразделение на внутреннее и внешнее финансирование.
Вопрос 4 – Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику Управление государственным заимствованием является одним из направлений государственной экономической и финансовой политики. Объемы и инструменты государственного заимствования оказывают воздействие на денежное обращение, уровень процентных ставок, производство и занятость. От способов финансирования бюджетного дефицита в существенной мере зависит финансово-экономическая политика корпораций, в частности направление инвестиций в государственные ценные бумаги или в производство, управление оборотом денежных средств на предприятиях и др. Поэтому операции финансирования должны быть согласованы с общей экономической и финансовой политикой государства в целях обеспечения стабильного развития экономики. Для покрытия дефицита бюджета, как уже говорилось, могут быть использованы различные финансовые инструменты: внутреннее и внешнее заимствование, денежная эмиссия. Займы могут различаться по типам кредиторов, типам и условиям долговых обязательств c различной, экономической природой. Соответственно они оказывают различное, нередко противоречивое воздействие на экономическое и финансовое положение в стране. В связи с этим процессом финансирования дефицита бюджета нужно и можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрирования условиями (объемом, сроками обращения, доходностью и т. п.) выпуска государственных ценных бумаг, соотношения внутренних и внешних займов, создания благоприятных условий для сохранения внутренних сбережений населения, индексации ценных бумаг и вкладов, ограничения расходов по обслуживанию государственного долга и т. д. Целью операций по государственному финансированию, как и денежно-кредитных операций, является удовлетворение финансовых нужд органов управления для обеспечения стабильного развития экономики. Поэтому все эти операции должны быть согласованы с изменениями, происходящими в финансовой системе. Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно направляться прежде всего на содействие расширению производства и занятости населения. Следует также учитывать, что если в финансировании дефицита и соответственно государственного долга принимает участие значительная часть населения, то это способствует формированию социального слоя, заинтересованного в стабильности социально-политической и экономической ситуации в стране. Заимствование внутри страны означает перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Воздействие внутреннего заимствования на экономику определяется характером заимствуемых государством средств. Если кредитные ресурсы, используемые государственными органами, могли быть направлены в секторах экономики на какие-то другие цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов, производимых другими секторами, и не ведет к росту совокупного спроса в экономике. Заимствование средств, которое не сокращает общего объема расходов других секторов, приводит к увеличению совокупного спроса и соответственно к росту экономической активности. Поэтому в условиях, когда частный сектор располагает крупными средствами, которые государство может привлекать на условиях заимствования, государственные займы могут оказывать позитивное влияние на экономику, так как создают возможности для увеличения государственных расходов и общего спроса. В условиях, когда частный сектор сам нуждается в деньгах, когда низка насыщенность экономики деньгами и проводится рестриктивная денежная политика, государственные займы изымают деньги, необходимые самому частному сектору, и сужают возможности экономического развития. Возможность обеспечения потребностей органов управления без сокращения спроса на ресурсы со стороны других экономических единиц зависит от проводимой государством денежно-кредитной политики. В рамках этой политики определяется, должно ли кредитование государственных органов центральным банком или коммерческими банками приводить к сокращению кредитных ресурсов, предоставляемых другим экономическим единицам. Взаимосвязь между государственным финансированием и другими финансовыми потоками и воздействием операций финансирования на экономический рост в значительной мере определяется характером предоставляемых ссуд и кредиторами, задействованными в этих операциях. Вероятность сокращения расходов других экономических единиц в случае заимствования у банков, в частности, значительно меньше, чем при заимствовании у домашних хозяйств. В сущности, любая операция, связанная с заимствованием средств органами государственного управления, может оказывать на расходы других экономических единиц только «сокращающее» или нулевое воздействие. Однако с учетом расходования органами государственного управления полученных заемных средств такое воздействие либо ведет к росту расходов в экономике, либо имеет нейтральный характер. Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. Центральные банки используют операции по покупке и продаже государственных ценных бумаг или выдаче кредитов под их залог как крупный инструмент регулирования ликвидности коммерческих банков и денежного обращения. Привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления этих средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату зарплаты и пенсий — не изменится. При заимствовании в бюджет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает. Выпуск государственных долговых обязательств, увеличивая спрос на деньги, ведет также к росту процентных ставок. Учитывая, что инвестиционные расходы в условиях нормально функционирующей экономики обратно пропорциональны процентным ставкам, государственное заимствование снижает уровень частных инвестиций и некоторых потребительских расходов, связанных с процентными ставками. При погашении государственной задолженности государство выкупает свои долговые обязательства, передавая свои доходы вновь на денежный рынок, увеличивает предложение денег, стимулируя падение ставки процента, инвестиции и потребление. В условиях хронического дефицита бюджетов государственные займы, ведущие к чрезмерному увеличению государственного долга, приводят к повышению кредитных ставок, оказывая негативное воздействие на инвестиции, увеличению расходов по обслуживанию и погашению государственного долга и соответственно к росту налогов. Вместе с тем проведение такой политики в сочетании с рестрикционной денежной политикой может смягчить инфляционное давление и существенно ограничить темпы инфляции. Денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета в отличие от выпуска долговых обязательств государства позволяет избежать негативного влияния эмиссии государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению государственных расходов и совокупного спроса в экономике. Эмиссия новых денег является, таким образом, более стимулирующим способом финансирования дефицита бюджета, чем расширение займов, однако чревата опасностью инфляции. Внешнее заимствование. Внутреннее заимствование предполагает операции с резидентами, внешнее — с нерезидентами. Потоки средств, поступающих в сектор государственного управления из-за рубежа, и обратные потоки платежей оказывают существенное влияние на доходы, спрос, занятость, цены, денежно-кредитное обращение. Это воздействие затрагивает как непосредственных получателей средств, так и опосредованно их контрагентов путем изменения экономического поведения субъектов хозяйствования в отношении расходов, сбережений, потребления, инвестиций, импорта, приобретения финансовых обязательств. В момент поступления средств внешнее заимствование приводит к увеличению общего объема финансовых ресурсов страны и позволяет увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Вместе с тем займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов, процентов по внешним займам, направляться после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и для других целей. Внешнее заимствование оказывает прямое воздействие на состояние платежного баланса в момент получения кредита, которое особенно значимо в случае использования поступивших кредитных ресурсов для оплаты государственных закупок за границей, для выплаты процентов и возврата полученных кредитов. Как правило, страны, имеющие крупную внешнюю задолженность, вынуждены проводить политику жесткой экономии, расширять экспорт и сокращать импорт, направляя доходы от внешней торговли на выплату долга. Использование чистого экспорта на выплату долга сокращает ресурсы для собственного экономического развития. В итоге снижается жизненный уровень населения и формируются тенденции экономического отставания. Возможности внешнего финансирования для той или иной страны, как правило, ограничены различными факторами. Принципиально важным является разграничение заимствованных средств на направляемые на цели экономического развития и на цели текущего потребления. В случае если займы обусловлены главным образом потребностями покрытия дефицита текущих затрат, то заемные средства «проедаются» и ведут к увеличению государственного долга и расходов по его обслуживанию. Расходование средств на военные нужды означает, что возмещение этих расходов возможно либо за счет налогов, либо за счет новых займов. Расходование средств на социальные нужды ведет к увеличению потребления населения, однако не создает конкретных очевидных источников средств для погашения займов. В случае, если дефицит бюджета сформировался в результате недостатка средств на инвестиционные нужды, покрытие дефицита за счет заемных средств можно считать экономически обоснованным. Государство и страна в целом будут располагать новыми функционирующими активами. Новые активы будут приносить доход для выплаты процентов, а сами капитальные активы со временем могут быть реализованы для погашения основного долга. При использовании займов на капитальные расходы увеличению государственного долга соответствует равноценное увеличение государственных активов, а чистая стоимость государства остается неизменной. Это «золотое правило» государственных финансов. В ряде стран даже формируется так называемый двойной бюджет. Так, например, в Германии (ст. 115 Конституции) заемные средства разрешается тратить только на инвестиции и на борьбу с рецессиями, а не на цели потребления. При двойном бюджете текущие расходы покрываются за счет налоговых платежей, а капитальные расходы — за счет заемных средств. Аналогичной политики придерживаются в Великобритании. Считается, что «золотое правило» соответствует принципам справедливого распределения налоговой нагрузки между поколениями. Занятые средства, использованные на потребление, облегчая нагрузку на живущее поколение, оплачиваются из доходов последующих поколений. Тогда как осуществленные за счет займов капитальные вложения будут использоваться как живущим, так и последующими поколениями. В России, как и большинстве других стран, действует принцип совокупного покрытия бюджета, однако расходы делятся на текущие и капитальные. Кроме того, предусмотрены данные, характеризующие источники финансирования дефицита бюджета, в том числе и за счет заемных средств. Это позволяет сопоставлять размеры заимствования средств с величиной инвестиционных расходов.
Вопрос 5 – Понятие и классификация государственного долга Понятие о государственном долге. В результате финансирования дефицита бюджета образуются непогашенные обязательства. Сумма непогашенных обязательств образует государственный долг. Долг органов государственного управления, таким образом, представляет собой сумму их прямых договорных обязательств перед экономическими единицами других секторов экономики внутри страны (внутренний долг) и зарубежными кредиторами (внешний долг). Он определяется как сумма всех положительных сальдо (профицитов) государственных финансов и их отрицательных сальдо (дефицитов) на конец какого-либо периода. Долг органов государственного управления — один из важнейших элементов в структуре активов и пассивов экономики. Долговые обязательства страны показываются на валовой основе, т. е. не уменьшаются на величину требований сектора государственного управления к другим секторам экономики и другим государствам. Данные о государственном долге охватывают сектор государственного управления в целом — федеральное правительство, органы управления субъектов федерации, штатов, провинций, местные органы управления и государственные внебюджетные фонды. Следует, однако, отметить, что очень часто, особенно в периодической печати и на бытовом уровне, под термином «государственный долг» понимается не вся задолженность органов государственного управления, а бюджетная задолженность центрального (федерального) правительства. В таком понимании он не включает задолженность региональных и муниципальных органов власти и внебюджетных фондов. Поскольку государственный долг представляет собой сумму непогашенных обязательств, оценка государственного долга производится по номинальной стоимости в национальной валюте и отражает сумму, подлежащую выплате при наступлении сроков. Задолженность в иностранной валюте пересчитывается в национальную. Одновременно (особенно в странах со слабой валютой) общая величина внешнего долга определяется также в иностранной валюте. При этом долги различным странам кредиторам пересчитываются из их национальной валюты в одну из сильных валют, на пример в доллары США, по рыночному курсу на дату переоценки. Изменение валютного курса в период между датами фиксации государственного долга является фактором изменения долга, выраженного в национальной валюте. При этом, если национальная валюта по отношению к иностранной валюте, например к доллару, падает, эквивалент долга в национальной валюте (например, рублевый) будет расти. Данные о государственном долге охватывают признанные прямые обязательства органов управления перед другими секторами экономики или странами мира, обслуживаемые путем выплаты процентов и/или по гашения основной суммы задолженности. В государственном долге не показываются пассивные долги, т. е. долги, основные платежи и выплаты процентов по которым были приостановлены с согласия кредитора или вследствие одностороннего отказа должника. При возобновлении обслуживания таких долгов соответствующие суммы вновь включаются в государственный долг. Долг, по которому не было заявлено об отказе от его уплаты, но платежи были временно приостановлены или просрочены, должен сохраняться в объеме государственного долга. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственный или муниципальный долг — это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые ими на себя обязательства третьих лиц. Сумма непогашенных долговых обязательств государства образуется в основном в результате государственных или муниципальных займов, осуществленных в целях финансирования дефицита бюджета. Объем финансирования определяется величиной взятых за бюджетный период долговых обязательств за вычетом погашения. Величина государственного или муниципального долга характеризуется объемом непогашенных обязательств на конец какого-либо периода, включая неоплаченные долговые обязательства предыдущих периодов. Государственным федеральным долгом Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, иными субъектами международного права. Он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Под государственной казной понимается нераспределенное имущество (средства бюджета, имущество и др.), являющееся собственностью государства. Указанное имущество является объектом взыскания кредиторов по обязательствам государства и муниципальных образований, а также источником дополнительной (субсидиарной) ответственности органов власти по долгам принадлежащих им предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами. Распределенное государственное и муниципальное имущество (имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления) не может быть использовано для покрытия государственных или муниципальных обязательств, так как предприятия и учреждения не отвечают своим имуществом по обязательствам своих учредителей. Для покрытия обязательств может быть использовано лишь имущество, остающееся непосредственно у органов государственного управления и органов власти муниципальных образований, прежде всего денежные средства. В имущество, находящееся в гражданском обороте, не входят также объекты, являющиеся исключительной собственностью государства: недра земли, континентальный шельф, морская экономическая зона, ограниченная в обороте земля и другие природные ресурсы, которые не могут быть переданы в собственность других лиц. Казна составляет имущественную базу участия органов власти различных уровней в гражданском обороте. При этом федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и муниципальных образований не отвечают по обязательствам друг друга. Классификации государственного долга. Для оценки, анализа, выявления влияния на развитие экономики и управления долгом органов государственной власти необходима систематизированная информация об имеющейся задолженности. Эта информация должна включать данные о видах задолженности, владельцах долговых обязательств, методах стоимостной оценки и др., соответствующие общим принципам формирования государственных финансов. Она должна учитывать различные аспекты функционирования долга: типы долговых обязательств, размещенных государственными органами и обращающихся на финансовом рынке, хронологический порядок их обслуживания, распределение долговых обязательств среди владельцев, относящихся к различным подсекторам экономики, влияние этого распределения на структуру активов последних. Систематизация государственных долговых обязательств осуществляется на основе специальных классификаций. В целях финансового планирования и выявления влияния государственного долга на экономику страны его многочисленные элементы агрегируются в однородные категории по аналогии c категориями, принятыми для анализа финансирования дефицита по типу кредитора и типу долгового обязательства. Кроме того, производится распределение долга в соответствии с хронологическим порядком его обслуживания и по странам кредиторам. Это позволяет планировать суммы, подлежащие погашению в том или ином рассматриваемом периоде, определять время, наиболее благоприятное для размещения новых выпусков ценных бумаг и иметь представление о размерах задолженности отдельным государствам. Классификация долга по типам кредиторов играет важную роль при анализе влияния государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных частей. Под ней понимается группировка государственных долговых обязательств в однородные категории по типам кредиторов (держателей долговых обязательств) с примерно одинаковыми мотивами экономического поведения. При широком распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном рынке их распределение по категориям владельцев определяется не только спецификой государственного заимствования, но и условиями функционирования кредитно-банковской системы, например изменением спроса на банковские ссуды или изменением величин резервов банков, под влиянием которого кредиторы в свою очередь изменяют структуру принадлежащих им портфелей государственных ценных бумаг (табл. 12). Таблица 12 Классификация государственного долга по типам кредиторов
Категории, используемые в классификации, соответствуют категориям финансирования, описанным в разделе, посвященном классификации финансирования дефицита государственных финансов. Разница между ними заключается в том, что государственный долг отражает накопленный запас непогашенных обязательств, а финансирование по типам кредиторов характеризует денежные потоки, связанные с созданием или погашением долговых обязательств органов государственного управления за определенный период. Поэтому ограничимся лишь необходимыми дополнительными пояснениями. Внутренний долг другим частям сектора государственного управления включает все долги другим частям сектора государственного управления (например, долг субъекта федерации федеральному бюджету). Поэтому данная статья исключается при получении консолидированной итоговой величины долга сектора государственного управления в целом. Долговые обязательства, держателями которых являются нефинансовые государственные предприятия и государственные финансовые учреждения, в данной статье не учитываются. Определенной спецификой в этой классификации отличается отражение государственной задолженности органам кредитно-денежного регулирования. Она включает прямые ссуды и авансы, полученные государственными органами от органов кредитно-денежного регулирования, портфели государственных ценных бумаг, приобретенных последними непосредственно у правительства или в результате операций с другими экономическими единицами. Здесь не показываются государственные долговые обязательства, находящиеся у органов кредитно-денежного регулирования, выступающих в качестве финансовых агентов по их обслуживанию. В данную категорию не включаются резервы национальной валюты центрального банка, выпущенной органами управления. Считается, что ее эмиссия была осуществлена ими в целях регулирования денежно-кредитного обращения. Раздел «Внешний долг» аналогичен соответствующему разделу классификации «Финансирование дефицита по типу кредитора». Вместе с тем какая-то часть внутреннего долга может подлежать погашению в иностранной валюте, а какая-то часть внешнего — в национальной. В связи с этим наряду с разграничением долга на долг резидентам и нерезидентам должна быть обеспечена информация, позволяющая характеризовать общий объем задолженности, подлежащей погашению в национальной валюте, и общий объем задолженности, подлежащей погашению в иностранной валюте. Трудности получения информации для заполнения таблицы государственного долга по типу кредитора также аналогичны тем, которые возникают при формировании данных об операциях финансирования. При использовании различных источников информации могут возникнуть расхождения между данными для отдельных категорий держателей долговых обязательств и общей величиной долга. Классификация долга по типу долгового обязательства выявляет типы долговых обязательств, размещенных органами государственного управления, и характеризует типы активов, которыми располагают кредиторы. В ней выделяются внутренний и внешний долг, долг в форме ценных бумаг и в форме ссуд, не предназначенных для обращения; краткосрочный и долгосрочный долг. Категории, используемые при классификации государственного долга по типу долгового обязательства, тождественны аналогичным категориям финансирования. Классификация государственного долга по типу долгового обязательства выглядит следующим образом (табл. 13). Таблица 13 Классификация государственного долга по типу долгового обязательства
Изменение объема государственного долга должно быть равно изменению объема чистого заимствования, однако на практике существует ряд факторов, приводящих к различиям в величинах изменений этих категорий государственных финансов. В целях выяснения причин расхождений данных о государственном долге с данными о чистом заимствовании, а также для анализа факторов увеличения или уменьшения государственного долга могут использоваться специальные справочные данные, дополняющие основную классификацию видов как внутреннего, так и внешнего долга.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |